Всем финнам — по 800 евро? Суть эксперимента

Расскажите друзьям
Екатерина Бочкарева
Екатерина Бочкарева

Помните шокирующие заголовки? «Финляндия планирует платить каждому человеку в стране по $876 в месяц»; «Финляндия предоставит каждому гражданину по 800 евро в месяц», «Финляндия планирует выплачивать каждому гражданину по 550 евро и дополнительные льготы».

В реальности всё гораздо сложнее. Финляндия пока ещё далека от того, чтобы «платить каждому человеку в стране» и «каждому гражданину» — это точно. В любом случае она пока только обдумывает реформу базового дохода. В чем же ее суть? Объясняет издание Vox.

Согласно новому подходу к соцобеспечению, жители страны будут получать одинаковую сумму денег каждый месяц вне зависимости от уровня заработка. 

Однако Финляндия уже запустила пилотный проект с участием небольшой доли населения. Об этом сообщил Олли Кангас, директор исследования в Kela, финского Института социального страхования, который отвечает за программы льгот для безработных, а также программы здравоохранения и защиты семьи. Правительство Финляндии поручило Кангасу и его исследовательской команде выдвинуть возможные варианты для тестирования базового дохода.

Читайте по теме: 4 цифры этого утра: все финны будут получать 550 евро в месяц

Поэтому нет, сейчас европейская страна не собирается вводить базовый доход. Он появится, если испытание пройдёт успешно, и все выступят в его поддержку, но для этого понадобятся годы. При этом сейчас Финляндия близка к тому, чтобы провести наиболее методологически корректное и всестороннее тестирование базового дохода. И уже это само по себе большое достижение.

Каким образом Финляндия собирается протестировать базовый доход

Причиной, по которой Финляндия занимается этим, возникла благодаря Юхе Сипила — правоцентристскому премьер-министру Финляндии. Он пришёл к власти в мае этого года после того, как Центристская партия выиграла крупнейший блок мест в парламентских выборах. Платформа партии пообещала внедрить «новую политическую культуру на основе смелых экспериментов», из которых базовый доход пока и есть самый смелый. Сипила открыто поддержал эту идею. По словам Кангаса, правительство выделило 20 миллиардов евро для финансирования эксперимента. Его суть изложена в презентации, которую Кангас отправил:

Эксперименты с базовым доходом в Финляндии.

Консорциум, который проводит эксперимент под руководством Кангаса и при участии исследователей из различных научных центров, аналитических центров, университетов, планирует представить предварительный отчёт 30 марта и финальный отчёт 15 ноября 2016 года с изложением того, как именно проходил эксперимент. Он начнётся в 2017-м и продлится два года. На сегодняшний день консорциум уже опросил население Финляндии и выяснил, что большинство людей поддерживает идею: 69% финнов выступили в поддержку базового дохода. Среднестатистический респондент запрашивает как минимум 1000 евро пособия в месяц.

Заявленная цифра в 800 евро за месяц — примерная. Кангас говорит: «800 евро — это просто одна из сумм, не больше. Пока ещё ничего не утверждено. Сумма может быть какой угодно, и не одна». На самом деле Кангас собирается протестировать несколько моделей. Исследовательская группа только выдвигает предположения, после этого политические органы управления определят, какие модели, условия исследования, целевые группы и уровни льгот понадобятся для тестирования в 2017 и 2018 годах.

По его словам, есть четыре варианта, которые следует рассмотреть и оценить:

1. Общий базовый доход, который заменит большую часть пособий нуждающимся (которые требуют проверки). «Скорее всего, это будет довольно большая сумма, — пишет Кангас. — Базовая пенсия составляет около 750 евро в месяц». Однако он подчёркивает, что доход не сможет заменить все программы страхования, в частности, из-за того, что профсоюзы Финляндии помогают содержать страховые программы для безработных. Из-за их отмены члены профсоюзов могут понести значительные потери, и также подорвать их политический авторитет.

2. Негативный подоходный налог, согласно которому льготы уменьшаются по мере увеличения заработка. Например, при негативном подоходном налоге в $10000 в год с 50% сокращением льгот, семья без дохода получит $10000, а семья с прибылью в $10000 получит $5000, и так далее, до тех пор, пока семья не заработает $20000 прибыли и освободится от всех льгот.

3. Другие возможные подходы. Одна из возможностей, которую предлагает Кангас — это просто объединить все существующие льготы — основное пособие по безработице, минимальный больничный отпуск, пособие по уходу за ребенком — и позже добавить дополнительные выплаты для поощрения желаемого поведения. Например, для оплаты работы сиделок и волонтёров. Всё это создаст своего рода коллективный доход.

Такой уровень понимания реформы сильно отличает эксперимент Финляндии от прошлых экспериментов с безусловным доходом. Американские реформы 1970 годов не только обращали особое внимание на негативную модель подоходного налога, но и ориентировались на существующих получателей льгот. В городе Утрехте в Нидерландах проводится реформа, но она предоставляет деньги людям, которые уже получают льготы. Пробуя различные модели, а не просто ограничивая существующее пособие получателей, реформа Финляндии могла бы дать нам более значительные результаты, чем прошлые эксперименты.

Сложности проведения национальной реформы

В идеале Кангас хотел бы испытать различные модели. В идеальной научной обстановке исследования, в пределах страны разыграли бы лотерею, где случайно выбранный типичный житель Финляндии получил бы базовый доход. Он также хочет провести региональные лотереи для определения характерных черт отдельных регионов, а затем лотереи в более крупных городах. Кроме того, он хочет протестировать более мелкие муниципалитеты с более крупными пластами населения (предположим, 30%). В приведенной выше презентации он предлагает проверить 100% населения в паре отдельных районов.

Идея состоит в том, чтобы посмотреть за тем, как базовый доход повлияет на сообщество, а не на отдельных людей. При предоставлении льгот целому городу может возникнуть каскадный эффект. В таком случае малоимущие семьи избавятся от бедности, какие-то жители используют подоходную гарантию как страховку для создания бизнеса, больше людей смогут позволить себе поступать в университеты. «Если люди на небольшой территории получат эти льготы, изменится их поведение по отношению к остальным, изменятся отношения работодателей и работников, решатся проблемы с низкосортной бюрократией (соцработниками, биржами труда), и изменится само взаимодействие разных бюрократических систем», — говорит Кангас.

Фото: Getty Images.

В случайном национальном срезе невозможно учесть внешние факторы, но случайная выборка на уровне страны способствует более надёжным результатам на уровне домохозяйств. Таким образом, сочетание случайной выборки по стране с локальными экспериментами приведёт к более достоверным результатам. До начала проведения экспериментов все модели, их стоимость и последствия распространения — кто выиграет, кто проиграет — будут оцениваться согласно точной модели микрорегулирования, — говорит Кангас.

Реформу на уровне сообщества проводили лишь однажды в Дофине в Канаде в 1970 годах, и результаты оказались положительными. Несмотря на то, что слабо разработанные американские исследования опасались того, что негативный подоходный налог может отбить желание работать, в Дофине только матери маленьких детей и подростков работали меньше всех. Неясно, почему уменьшение работы считается плохим признаком, если дело касается декретного отпуска, или когда молодёжь посвящает больше времени учёбе и волонтёрской деятельности. Дофин оказался показательным примером. Однако, современные испытания в Финляндии могут предоставить более достоверные доказательства того, что произойдёт, если целый город будет жить в режиме всеобщего безусловного налога.

Некоторые способы неизбежно ограничивают результаты испытания. Эксперимент продлится всего два года, и понятно, что поведение людей при временном получении дохода может отличаться от поведения при постоянном.

Реформа может столкнуться с трудностями из-за финской конституционной гарантии о равенстве. Конфликт может вызвать практика случайной выборки людей для предоставления льгот. В таком случае кому-то льготы дадут без обязательств, а кому-то не достанется ничего. В презентации говорится о том, что учёные попытаются избежать этого при локальных экспериментах. Когда каждый человек в определённой местности получает льготы, тогда люди хотя бы на локальном уровне будут на равных. Если учёные привлекут к исследованию волонтёров, это тоже может привести к определённой ошибке в выборке.

В целом Кангас отслеживает наиболее важные и информативные на сегодняшний день критерии тестирования базового дохода. Впервые реформа о не негативном подоходном и базовом налоге будет проходить в развитой стране с использованием точных исследовательских методов. Это огромнейшее достижение, и мы все, должно быть, будем следить в 2019 году за результатами исследования. Пока прогнозы предстоящей реформы, а также сценарии того, как государство решит распоряжаться с полученными данными, очень туманны.

Продолжение: Сложности и перспективы проведения национальной реформы.


Читайте по теме:

Бизнес в Литве: стоит ли перевозить проект?

Возможности для стартапа: Seedstars World и Startup Sauna

Как мы работали с финской таможней – опыт Pochta.fi

Акселератор в Хельсинки запустил программу для интернета вещей

О том, как два баскетболиста создали международный IT-сервис

Сможет ли мобильный банкинг изменить жизнь бедняков?

6 вдохновляющих видео о деньгах

Видео по теме:



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase