Представьте, что у вас есть возможность каждый день подниматься в прозрачном лифте с панорамным видом на город, даже если лифт находится внутри здания.
Британская компания LiftEye, основанная выходцами из России Алексеем Гориловским и его сыном Дмитрием, начала устанавливать в лифтах высоток систему, которая показывает пассажирам панорамный вид на город.
Идея экрана с панорамным видом для лифтов появилась у Алексея и Дмитрия Гориловских ещё в 2006 году. Изначально технология была придумана для усиления позиций компании «Штейн» в области нестандартных лифтов. Но так как проект нацелен на глобальный рынок, было принято решение о создании отдельной компании LiftEye в Великобритании. Офис разработки LiftEye находится в Санкт-Петербурге, партнером по разработке ПО является компания «ЛАНИТ Терком».
Про технологию
В технологии не задействованы двигающиеся камеры — вместо этого используется несколько камер, зафиксированных вдоль стены снаружи здания. Вся картинка раскладывается в 3D в режиме реального времени, и собирается снова — уже на экране. При этом точка зрения в построенной 3D-модели привязана к текущему положению лифта, чтобы пассажиру казалось, что он смотрит в окно. Система компьютерного зрения в реальном времени, — так называет технологию Дмитрий Гориловский, сооснователь компании и директор по инновациям.
В 2008 году достаточно развились OpenCV (библиотеки компьютерного зрения с открытым исходным кодом), чтобы можно было их использовать в создании качественного продукта. На разработку первой демоверсии ушло 4 года. Продукт защищен патентами в нескольких странах.
Партнерами LiftEye являются производители лифтовых систем и компонентов. Не так важно, экран какого производителя использовать, — говорит Дмитрий Гориловский, — намного более приоритетно поставлять решение под ключ, со всеми необходимыми процедурами и сертификациями, которые приняты в лифтовой отрасли. Тестовой площадкой для технологии стала Водонапорная башня в Санкт-Петербурге.
Про бизнес
На разработку технологии у команды ушло несколько сотен тысяч долларов. Внешних инвесторов компания не привлекала. LiftEye планирует привлечь инвестора, когда перейдет на стадию тиражируемых установок.
Самый эффективный канал продаж для нас — архитекторы. Они быстро понимают, зачем нужен LiftEye. Если у вас офис в небоскребе на Park Avenue в Нью-Йорке, вы платите фактически за вид из окна. А теперь, даже если вы расположились в промышленном районе — LiftEye может дать возможность смотреть на город из исторического центра. То же касается и малоэтажного строительства — можно создать ощущение, будто пассажиры поднимаются на большую высоту.
Стоимость единичной установки системы LiftEye Гориловский назвать пока не готов. «Это индивидуальные проекты, стоимость варьируется. Планируем превратить в массовый продукт — и тогда уже появятся цены “по каталогу”». Компания планирует зарабатывать как на продаже и установке экранов, так и на сервисе.
По планам Дмитрия Гориловского, со временем большая часть зданий будет обходиться без установки камер — будет «подкачиваться» изображение с камер, которые уже есть в этом городе. А операторы смогут выбирать нужный вид из каталога.
Если вы хотите получить какой-то новый вид, то мы можем дать вам подписку на имеющиеся в нашем распоряжении локации. Гостиничные сети могут таким образом продвигать свои отели, расположенные в других странах и городах.
Зачем устанавливать камеры, если можно заранее записать несколько видео, как, например, видео с изменениями облика Нью-Йорка в лифте Всемирного Торгового Центра? Дмитрий Гориловский считает, что записанные или синтезированные видео подходят для туристов, но плохо работают с жилыми или офисными зданиями: одно и то же видео надоедает и не приносит дополнительной ценности.
Наш основной фокус — картинка реального времени. Если вы записали видео в солнечную погоду, а сейчас идет снег, то у пассажира будет неприятное ощущение. «Прямой эфир» очень важен для комфорта. Отели и без нашей помощи могут показывать фотографии своих локаций, но видеть восход солнца в Гонконге вечером из отеля в Нью-Йорке — это то, ради чего мы работаем.
LiftEye продемонстрировал решение в Лондоне телеканалу BBC — пока что изображение было показано на отдельном небольшом экране. В жизни это будет законченное решение во всю стену.
У компании есть заказчики в лице международных гостиничных сетей и нескольких небоскребов. Технология уже упакована, сейчас проходят процедуры согласования продаж и установки.
Процесс установки долгий: когда ставишь монитор — нужно закрыть лифт на ремонт, потом все проверять и усиливать противовесы. Так как масса лифта изменилась, иногда приходится даже моторы менять.
Сергей Трофимов — архитектор и основатель TrofimovStudio, считает, что технология может быть востребована в бизнес-центрах:
Бизнес-центры в конкурентной борьбе очень скрупулезно подсчитывают плюсы той или иной инновации. Все, что может поднять интерес к объекту и увеличить его стоимость — востребовано. Правда, чтобы девелоперы поверили в технологию — нужно показать ее в действии. Печатному слову не поверят, им нужно «пощупать». Так что перед LiftEye стоит задача показать работающие экраны. Экраны — это вообще перспективная тема. Наше поколение уже привыкло смотреть на мир через экраны. Технологию можно развивать, добавлять какой-нибудь интерактив.
Гурген Шекоян, генеральный директор клубного офиса CEO Rooms, считает, что такая технология может быть внедрена только в тех проектах, которые начинают строиться.
Офисам класса A и А+ это будет не так интересно — они находятся в центре, с прекрасными видами из окон. Класс С вряд ли может себе такое позволить. А вот офисам B и B+ это может быть интересно. Что касается внедрения технологии в московские бизнес-центры — я считаю, это можно реализовать только при старте строительства объекта. Причем нужен выход на акционеров. Никто не будет закладывать новые траты, когда инвестиционный план согласован и здание построено. Технология сама по себе интересна, мой небольшой совет — поискать на рынке объект, который только начинает строиться — и внедрить там. А уже потом можно любого человека прокатить на таком лифте и показать, как это работает.
Михаил Комаров — владелец сети коворкингов «Рабочая Станция» — считает, что внедрение такой технологии действительно может увеличивать стоимость офисов.
Это дополнительная вещь, которая делает посещение офиса приятным, как хороший ресепшен. Сотрудники проводят много времени в лифте. Так что это будет жирный плюс для бизнес-центров. Единственное — это все-таки экран, а не окно, через которое можно заглянуть за край. Тем не менее я считаю, что такая технология может повышать стоимость офиса.
LiftEye уже стал нарицательным термином на крупной мировой лифтовой выставке Interlift, проходящей каждые два года в немецком городе Augsburg: в каталоге выставки 2013 года компания числилась в одноименной категории. В 2015 в этой категории заявлено еще несколько компаний, но они поставляют компоненты, а не комлексные решения. Дмитрий Гориловский считает, что потенциальный объем рынка для LiftEye — поставить экраны в 10-30% всех лифтовых установок в Европе, США и Китае.
Алексей Алексеевич Гориловский — кандидат наук, занимался робототехникой в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» имени Д. Ф. Устинова. Последние 20 лет руководит российской компанией «Штейн», занимающейся производством и установкой нестандартных лифтов.
Сын Алексея Дмитрий Гориловский принимал участие в создании первого YotaPhone — работал над проектом до августа 2012 года. Затем основал компанию Woodenshark в США и LiftEye в Европе, с офисом разработки в Санкт-Петербурге. Woodenshark удалось привлечь $0,5 млн на краудфандинговой платформе Kickstarter в проект Lightpack в 2013 году.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Старт работы на Wildberries»
- 1 Референс-лист компании: как его правильно составить и каким образом использовать?
- 2 Социальный капитал: как формируется, его функции и как рассчитать
- 3 Кто такой байер, сколько зарабатывает и как им стать
- 4 Успешный выставочный стенд и правила его оформления