Top.Mail.Ru
Истории

Как экономить: советы и кейсы от управленцев

Истории
Валерия Бородина
Валерия Бородина

Редактор проекта

Валерия Бородина

Основатели и топ-менеджеры стартапов рассказали, как распределяют свой бюджет, на что не жалеют денег и какие методы экономии используют.

Как экономить: советы и кейсы от управленцев

Иван Штанько, финансовый директор Puzzle English

Чтобы не получить «кассовый разрыв» или, как говорит основатель ArtSkills и мой товарищ Денис Добряков, не «словить бомжа», я делаю набросок мини-платежного календаря в Excel каждый месяц и составляю план своих расходов на один-три месяца. Повседневные расходы не учитываю, так как они мелкие. Указываю только расходы от 5000 рублей. Это помогает понять, смогу ли я выполнить все запланированные платежи в рамках имеющихся/ожидающихся денежных потоков или нет. Если нет, то от чего-то отказываюсь и переношу на более позднее время.

Читаю экономические статьи на разных новостных сайтах и тематических порталах – «Банки.ру», «Финам», «Финмаркет», Forbes, – а также смотрю на Youtube выступления бизнесменов и аналитиков. Больше всего нравится наблюдать за Валентином Катасоновым  и Степаном Демурой . Это помогает мне находить «золотую середину» для более правильного распределения как личного, так и служебного бюджетов.

У меня есть правило: я не беру в долг (у банков тоже) и не даю в долг. Считаю, что нужно жить и развиваться на том уровне благосостояния, который достигнут, и поддерживать его, а не брать кредиты на предметы роскоши. Конечно, ситуации бывают разные: лучше купить квартиру в ипотеку, чем «кормить арендодателя».

Не экономлю на питании, здоровье и развитии. Все остальное – по ситуации. Я отношусь к людям, которые не бегут первыми на какое-то новшество. Предпочитаю наблюдать за любителями секундной радости, мне это дешевле. А если пойму, что это новшество мне действительно нужно, куплю лучший вариант.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.


Михаил Перегудов, основатель сервиса «Партия еды»

Уже несколько лет использую приложение «Дзен-мани». Оно позволяет мне удобно вести личный бюджет, создавать категории и подкатегории, отслеживать, откуда пришли деньги и куда ушли. За последние несколько лет у меня выработалась привычка записывать все свои расходы, и, на мой взгляд, это очень полезная штука, которая если не позволяет экономить, то дает возможность анализировать.

Например, если в течение года записывать свои расходы, то в конце можно узнать, что на личный автомобиль тратится сотни тысяч рублей на обслуживание, бензин, мойку и так далее. Дальше – можно сравнить с тем, сколько бы ты тратил на такси, если бы у тебя не было личного авто или личного водителя. Если появляется задача экономить, то можно проанализировать эти категории и стараться контролировать себя именно в них.

У меня есть один важный принцип: нужно тратить меньше, чем ты зарабатываешь. Другими словами,  ты должен что-то отложить. Тут действует прикольное правило, которое гласит: сначала заплати себе. Например, заведи депозитный счет без возможности снятия наличных и переводи какую-то сумму с каждой зарплаты на него. Так вы сможете и сэкономить, и накопить. Помимо этого я инвестирую свои средства. У меня есть три основных вида инвестиций: криптовалюты, ценные бумаги и депозиты.


Евгений Лисовский, руководитель проекта Maps.me


У меня есть четыре статьи регулярных расходов, на которые я не жалею денег:

  • Образование и культура: курсы, семинары, репетиторы, тренинги, театры и так далее.
  • Здоровье: качественные продукты, лекарства, биохакинг.
  • Спорт: фитнес, секции, бассейны.
  • Путешествия.

Экономлю на том, что не входит в эти статьи расходов. К примеру, закупаю бытовую химию домой сразу на год по мелкооптовой цене. А если вы дома готовите сами, попробуйте доставку продуктов: она экономит мне кучу времени на покупке ингредиентов в магазине и стоит дешевле. Эти схемы лучше работают, если у вас есть семья.
А если накопилось много ненужных вещей, их можно продать. Пусть не задорого, но лучше, чем выкидывать. 

Не понимаю, зачем одеваться в люксовые шмотки. Ведь есть бренды с хорошим соотношением цены, качества и удобства: Massimo Dutti, SuperDry, Levis, Timberland.

Я много читаю. Книги покупаю на «ЛитРес» – там можно зарегистрироваться как партнер и каждый раз, когда кто-то просит у вас порекомендовать книгу, отправляйте ссылку с вашей реферальной меткой. Так можно читать почти бесплатно за счет комиссии от покупок ваших друзей.


Копить деньги без какой-то конкретной цели – не очень правильная стратегия в нашем быстро меняющемся мире: свободные деньги должны работать. У меня есть финансовая подушка, которую я храню в виде срочных вкладов в банке в разных валютах (рублях, долларах, евро, фунтах, йенах и так далее). Риск, доход и затраты личного времени невелики.

Я пользуюсь кредитками, кэшбек на которых — порядка 5-10%. Но тут нужно быть осторожным – можно уйти в кредит. Оплачиваю картой все, что можно оплатить без комиссии, и ежемесячно полностью восстанавливаю задолженность за предыдущий период, чтобы не начислялись проценты.

Ну и очень простой принцип: всегда торгуйтесь там, где это уместно. Просто не забывайте спросить: «А какую скидку вы можете мне сделать?»


Денис Шубенок, исполнительный директор в «Ашманов и партнеры»


10-20% от доходов я стараюсь инвестировать. Около 30% уходят на спорт, продукты, транспорт, путешествия. Остальное трачу на семью и дом – мы недавно начали ремонт.

Экономия ради экономии не имеет смысла. Я стараюсь, скорее, не делать «хайповых» покупок на заведомо невыгодных условиях – в духе «нового айфона в кредит». Свои расходы контролирую через приложение «Дзен-мани». Расходы по карте учитываются автоматически, вручную нужно вносить только наличные траты. В приложении вы наглядно видите статьи расходов и бюджет и заранее понимаете, сколько у вас будет свободных денег в определенный момент с учетом всех затрат, и на чем стоит экономить. Чем больше статистики накапливается, тем более точные прогнозы получается строить.

С декабря я стал ездить на работу на метро (иногда на такси), благодаря чему стал не только экономить 15-20 тысяч рублей в месяц, но и выполнять больше задач – почти в два раза. Признаюсь, далось мне это нелегко – даже экономия не мотивировала. Но потом я подглядел в блоге у основателя IT-Agency Всеволода Устинова метод ведения ежедневного списка дел и попробовал его. Суть метода в том, что ты учитываешь и контролируешь действия, которые повторяются изо дня в день, и то, как от этого меняется твое настроение.

Например, вы считаете, что питаться домашней едой полезнее и выгоднее, чем в кафе – впишите этот пункт в чек-лист и отмечайте его в таблице каждый день (ужинали ли вы дома). Со временем плюсиков будет становиться все больше, а новый режим превратится в полезную привычку.

Эта методика помогла мне научиться тратить время и деньги более сознательно. Я даже стал включать в чек-лист рабочие задачи, личные дела, спорт и так далее – добавил свое ноу-хау. А для записи выбрал приложение Way of Life

.


Дмитрий Соколов, директор по продажам карты рассрочки «Совесть»

Раньше я думал, что когда буду зарабатывать 50-70 или 100 тысяч рублей, начну откладывать деньги. Но уровень дохода рос, а вместе с ним росли и потребности. Поэтому года три назад я начал регулярно отслеживать и фиксировать все свои расходы через приложение CoinKeeper. Только так я смог наглядно увидеть, откуда появляются «дыры» в бюджете. Не все покупки оплачиваются банковской картой. Поэтому через такое приложение гораздо удобнее отслеживать статистику, нежели через онлайн-банкинг.

Сегодня мой бюджет делится на три основные части:

  1. 50% – это оплата необходимых нужд (коммуналка, продукты, интернет, расходы на автомобиль, одежда и так далее).
  2. 30% уходят на развлечения, путешествия и разные необязательные траты (в том числе обучение и курсы).
  3. 20% я откладываю в качестве сбережений.

Экономить стараюсь на мелочах. Тут срабатывает принцип Парето: когда 20% усилий дают 80% результата. Поэтому там, где можно не переплачивать, не переплачиваю. Например, перед покупками продуктов я мониторю цены и скидки в супермаркетах через приложение «Едадил». Закупаюсь раз в неделю по списку, тем самым избегая ненужных сиюминутных расходов. Одежду стараюсь покупать не в сезон: куртку – летом, кеды – зимой.

Самая значительная статья расходов – это путешествия и ремонт. Если мне не удается все проконтролировать и просчитать заранее, я все равно пытаюсь минимизировать траты и ищу разные варианты. Например, с бронированием путешествий мне помогает HotelTonight (там чем позже бронь, тем выше скидка). А приложение Youdo помогает в поиске приемлемых по стоимости мастеров по ремонту.

Еще один лайфхак: если едете за границу, откройте счет в долларах или евро и привяжите к нему карту. Это позволит избежать неприятных сюрпризов с кросс-курсами валют – они часто отличаются от того курса, который вы видите в поисковиках.

Уже на отдыхе рекомендую проверить, можно ли купить «туристическую карту» – как правило, они распространены в Европе и дают доступ к скидкам на разные активности: от проезда на общественном транспорте до экскурсий и ресторанов.


Материалы по теме:

10 полезных сервисов, которые экономят время и деньги начинающему бизнесу

5 приложений для учёта личных финансов

Четыре преимущества: как «зеленые» технологии помогают бизнесу

Предприниматели рассказали об ошибках, которые они допустили в начале своей карьеры

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как прокрастинация мешает бизнесу
  2. 2 В магазины МТС теперь можно приходить вместе с домашними животными
  3. 3 Не заряжается телефон на Android? Вот как это исправить
  4. 4 Кредитные мошенники: мошенничество при оформлении кредитов
  5. 5 Адаптивный интеллект: как научиться эффективно управлять изменениями в жизни и бизнесе