Истории

Как экономить: советы и кейсы от управленцев

Истории
Валерия Бородина
Валерия Бородина

Редактор проекта

Валерия Бородина

Основатели и топ-менеджеры стартапов рассказали, как распределяют свой бюджет, на что не жалеют денег и какие методы экономии используют.

Как экономить: советы и кейсы от управленцев

Иван Штанько, финансовый директор Puzzle English

Чтобы не получить «кассовый разрыв» или, как говорит основатель ArtSkills и мой товарищ Денис Добряков, не «словить бомжа», я делаю набросок мини-платежного календаря в Excel каждый месяц и составляю план своих расходов на один-три месяца. Повседневные расходы не учитываю, так как они мелкие. Указываю только расходы от 5000 рублей. Это помогает понять, смогу ли я выполнить все запланированные платежи в рамках имеющихся/ожидающихся денежных потоков или нет. Если нет, то от чего-то отказываюсь и переношу на более позднее время.

Читаю экономические статьи на разных новостных сайтах и тематических порталах – «Банки.ру», «Финам», «Финмаркет», Forbes, – а также смотрю на Youtube выступления бизнесменов и аналитиков. Больше всего нравится наблюдать за Валентином Катасоновым  и Степаном Демурой . Это помогает мне находить «золотую середину» для более правильного распределения как личного, так и служебного бюджетов.

У меня есть правило: я не беру в долг (у банков тоже) и не даю в долг. Считаю, что нужно жить и развиваться на том уровне благосостояния, который достигнут, и поддерживать его, а не брать кредиты на предметы роскоши. Конечно, ситуации бывают разные: лучше купить квартиру в ипотеку, чем «кормить арендодателя».

Не экономлю на питании, здоровье и развитии. Все остальное – по ситуации. Я отношусь к людям, которые не бегут первыми на какое-то новшество. Предпочитаю наблюдать за любителями секундной радости, мне это дешевле. А если пойму, что это новшество мне действительно нужно, куплю лучший вариант.

Премия молодых предпринимателей Young Awards 2021. Подать заявку.


Михаил Перегудов, основатель сервиса «Партия еды»

Уже несколько лет использую приложение «Дзен-мани». Оно позволяет мне удобно вести личный бюджет, создавать категории и подкатегории, отслеживать, откуда пришли деньги и куда ушли. За последние несколько лет у меня выработалась привычка записывать все свои расходы, и, на мой взгляд, это очень полезная штука, которая если не позволяет экономить, то дает возможность анализировать.

Например, если в течение года записывать свои расходы, то в конце можно узнать, что на личный автомобиль тратится сотни тысяч рублей на обслуживание, бензин, мойку и так далее. Дальше – можно сравнить с тем, сколько бы ты тратил на такси, если бы у тебя не было личного авто или личного водителя. Если появляется задача экономить, то можно проанализировать эти категории и стараться контролировать себя именно в них.

У меня есть один важный принцип: нужно тратить меньше, чем ты зарабатываешь. Другими словами,  ты должен что-то отложить. Тут действует прикольное правило, которое гласит: сначала заплати себе. Например, заведи депозитный счет без возможности снятия наличных и переводи какую-то сумму с каждой зарплаты на него. Так вы сможете и сэкономить, и накопить. Помимо этого я инвестирую свои средства. У меня есть три основных вида инвестиций: криптовалюты, ценные бумаги и депозиты.


Евгений Лисовский, руководитель проекта Maps.me


У меня есть четыре статьи регулярных расходов, на которые я не жалею денег:

  • Образование и культура: курсы, семинары, репетиторы, тренинги, театры и так далее.
  • Здоровье: качественные продукты, лекарства, биохакинг.
  • Спорт: фитнес, секции, бассейны.
  • Путешествия.

Экономлю на том, что не входит в эти статьи расходов. К примеру, закупаю бытовую химию домой сразу на год по мелкооптовой цене. А если вы дома готовите сами, попробуйте доставку продуктов: она экономит мне кучу времени на покупке ингредиентов в магазине и стоит дешевле. Эти схемы лучше работают, если у вас есть семья.
А если накопилось много ненужных вещей, их можно продать. Пусть не задорого, но лучше, чем выкидывать. 

Не понимаю, зачем одеваться в люксовые шмотки. Ведь есть бренды с хорошим соотношением цены, качества и удобства: Massimo Dutti, SuperDry, Levis, Timberland.

Я много читаю. Книги покупаю на «ЛитРес» – там можно зарегистрироваться как партнер и каждый раз, когда кто-то просит у вас порекомендовать книгу, отправляйте ссылку с вашей реферальной меткой. Так можно читать почти бесплатно за счет комиссии от покупок ваших друзей.


Копить деньги без какой-то конкретной цели – не очень правильная стратегия в нашем быстро меняющемся мире: свободные деньги должны работать. У меня есть финансовая подушка, которую я храню в виде срочных вкладов в банке в разных валютах (рублях, долларах, евро, фунтах, йенах и так далее). Риск, доход и затраты личного времени невелики.

Я пользуюсь кредитками, кэшбек на которых — порядка 5-10%. Но тут нужно быть осторожным – можно уйти в кредит. Оплачиваю картой все, что можно оплатить без комиссии, и ежемесячно полностью восстанавливаю задолженность за предыдущий период, чтобы не начислялись проценты.

Ну и очень простой принцип: всегда торгуйтесь там, где это уместно. Просто не забывайте спросить: «А какую скидку вы можете мне сделать?»


Денис Шубенок, исполнительный директор в «Ашманов и партнеры»


10-20% от доходов я стараюсь инвестировать. Около 30% уходят на спорт, продукты, транспорт, путешествия. Остальное трачу на семью и дом – мы недавно начали ремонт.

Экономия ради экономии не имеет смысла. Я стараюсь, скорее, не делать «хайповых» покупок на заведомо невыгодных условиях – в духе «нового айфона в кредит». Свои расходы контролирую через приложение «Дзен-мани». Расходы по карте учитываются автоматически, вручную нужно вносить только наличные траты. В приложении вы наглядно видите статьи расходов и бюджет и заранее понимаете, сколько у вас будет свободных денег в определенный момент с учетом всех затрат, и на чем стоит экономить. Чем больше статистики накапливается, тем более точные прогнозы получается строить.

С декабря я стал ездить на работу на метро (иногда на такси), благодаря чему стал не только экономить 15-20 тысяч рублей в месяц, но и выполнять больше задач – почти в два раза. Признаюсь, далось мне это нелегко – даже экономия не мотивировала. Но потом я подглядел в блоге у основателя IT-Agency Всеволода Устинова метод ведения ежедневного списка дел и попробовал его. Суть метода в том, что ты учитываешь и контролируешь действия, которые повторяются изо дня в день, и то, как от этого меняется твое настроение.

Например, вы считаете, что питаться домашней едой полезнее и выгоднее, чем в кафе – впишите этот пункт в чек-лист и отмечайте его в таблице каждый день (ужинали ли вы дома). Со временем плюсиков будет становиться все больше, а новый режим превратится в полезную привычку.

Эта методика помогла мне научиться тратить время и деньги более сознательно. Я даже стал включать в чек-лист рабочие задачи, личные дела, спорт и так далее – добавил свое ноу-хау. А для записи выбрал приложение Way of Life

.


Дмитрий Соколов, директор по продажам карты рассрочки «Совесть»

Раньше я думал, что когда буду зарабатывать 50-70 или 100 тысяч рублей, начну откладывать деньги. Но уровень дохода рос, а вместе с ним росли и потребности. Поэтому года три назад я начал регулярно отслеживать и фиксировать все свои расходы через приложение CoinKeeper. Только так я смог наглядно увидеть, откуда появляются «дыры» в бюджете. Не все покупки оплачиваются банковской картой. Поэтому через такое приложение гораздо удобнее отслеживать статистику, нежели через онлайн-банкинг.

Сегодня мой бюджет делится на три основные части:

  1. 50% – это оплата необходимых нужд (коммуналка, продукты, интернет, расходы на автомобиль, одежда и так далее).
  2. 30% уходят на развлечения, путешествия и разные необязательные траты (в том числе обучение и курсы).
  3. 20% я откладываю в качестве сбережений.

Экономить стараюсь на мелочах. Тут срабатывает принцип Парето: когда 20% усилий дают 80% результата. Поэтому там, где можно не переплачивать, не переплачиваю. Например, перед покупками продуктов я мониторю цены и скидки в супермаркетах через приложение «Едадил». Закупаюсь раз в неделю по списку, тем самым избегая ненужных сиюминутных расходов. Одежду стараюсь покупать не в сезон: куртку – летом, кеды – зимой.

Самая значительная статья расходов – это путешествия и ремонт. Если мне не удается все проконтролировать и просчитать заранее, я все равно пытаюсь минимизировать траты и ищу разные варианты. Например, с бронированием путешествий мне помогает HotelTonight (там чем позже бронь, тем выше скидка). А приложение Youdo помогает в поиске приемлемых по стоимости мастеров по ремонту.

Еще один лайфхак: если едете за границу, откройте счет в долларах или евро и привяжите к нему карту. Это позволит избежать неприятных сюрпризов с кросс-курсами валют – они часто отличаются от того курса, который вы видите в поисковиках.

Уже на отдыхе рекомендую проверить, можно ли купить «туристическую карту» – как правило, они распространены в Европе и дают доступ к скидкам на разные активности: от проезда на общественном транспорте до экскурсий и ресторанов.


Материалы по теме:

10 полезных сервисов, которые экономят время и деньги начинающему бизнесу

5 приложений для учёта личных финансов

Четыре преимущества: как «зеленые» технологии помогают бизнесу

Предприниматели рассказали об ошибках, которые они допустили в начале своей карьеры

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В России подняли ставки по вкладам
  2. 2 Четыре способа сделать начало дня продуктивнее
  3. 3 Пять повседневных привычек предпринимателей-миллионеров
  4. 4 Инвестиции в биткоин: какие факторы нужно учесть
  5. 5 Пять признаков высокого интеллекта
Международная конференция Deep Food Tech
RB.RU в партнерстве с ЭФКО соберут лучших российских и международных экспертов.
Узнать больше