Истории

«Кто готовил Адаму Смиту»: почему нам пора учитывать домашний труд в экономике

Истории
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор RB.RU

Светлана Зыкова

Важные вопросы о роли женщины в экономике поднимает шведский журналист Катрин Марсал в книге «Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

«Кто готовил Адаму Смиту»: почему нам пора учитывать домашний труд в экономике

Мы превратимся в мужчин, за которых хотели бы выйти замуж, — победоносно провозглашали участницы женских движений 1970-х. «Мы сделали это!» — красовалось на обложке новогоднего номера журнала The Economist за 2010 год.

Женщины обошли мужчин и составляют большинство получающих сегодня университетские дипломы в странах — членах OECD (Организации экономического сотрудничества и развития). Активнее, чем когда-либо, женщины задействованы профессионально, многие из них руководят теми предприятиями, на которых ранее женщин воспринимали как граждан второго сорта. Но сама идея полной профессиональной занятости по-прежнему строится на том, что кто-то другой полностью занят твоими домашними делами.                                      

Сегодня женщина работает полный рабочий день, но помощью по дому на полный рабочий день могут воспользоваться только те, у кого есть средства.

Кто убирает дома у уборщицы? Кто ухаживает за дочкой няни? Это не риторические вопросы — ответы на них скрыты в мудрёных сервисных цепочках, охватывающих глобальную экономику.                             

Экономика нянь и домработниц

Более половины всех мигрантов сегодня составляют женщины. В некоторых странах эта часть достигает 80-90%. Их реальность — долгие рабочие дни и низкие зарплаты. Домашняя работа трудна, изолирована и ненормирована. Женщина часто живет на рабочем месте — в чужом доме, одна, без семьи. Качество ее работы в значительной степени определяется умением строить отношения.

Если она привязывается к семье, она становится хорошей няней. Но ее привязанность к семье часто мешает ей договариваться о зарплате и условиях. Разделение ролей становится почти невозможным. Она работает из любви или ради собственной выгоды, или ради и того и другого. А работодатель часто считает себя вправе пользоваться ее растерянностью.                              

Плохая няня — неудачница, но и хорошая няня — неудачница. Если дети привязываются к ней больше, чем к папе и маме, папе и маме это наверняка не нравится. Карьера обрывается.

Средняя продолжительность рабочего дня домработницы в США — 14 часов, многие женщины не имеют права покидать дом без разрешения хозяев, свидетельствуют результаты исследования организации Human Rights Watch. Имеют место вербальные, физические и сексуальные домогательства, о которых пострадавшие не заявляют. Кроме того, женщина часто находится в стране нелегально и боится депортации. Это — одна сторона дела.         

Другая состоит в том, что филиппинская домработница в Гонконге зарабатывает столько же, сколько мужчина-врач в филиппинской деревне. А зарплата няни в Италии в 6-15 раз превышает зарплату на родине. Они жертвы? Если да, то в сравнении с кем? Таким образом женщина обеспечивает не только себя, но и свою семью. Это дает ей власть над отцом и бывшим мужем. Деньги, которые отправляют домой женщины-мигранты, на Филиппинах составляют поразительные 10% ВВП.

С другой стороны, если почасовая оплата уборщицы не будет оставаться существенно ниже почасовой оплаты персоны, которая убирала бы дома в противном случае (женщины в западной семье), то покупать услуги по уборке дома станет невыгодно. Такой расклад подразумевает дальнейшее неравенство среди женщин.

У карьеристов по-прежнему есть гендер

Женщина вышла на рынок оплачиваемого труда и смогла откупиться от значительной части домашних работ. Хочешь делать карьеру — сбрасывай с себя всю личную жизнь, как только приходишь в офис. Пора показать, на что ты способна.

Рынок труда по-прежнему в высшей степени определяется идеей, что человек — это бестелесный, бесполый, ориентированный на получение максимальной выгоды индивид без семьи и связей.

Женщина может выбрать и стать либо такой, либо противоположной — невидимой и готовой к самопожертвованию частью, которая нужна, чтобы уравнение решилось. Очень часто выбор за нее делают обстоятельства.

Она встает в четыре утра, проходит с ведром туда и обратно десять километров. Возвращается через три часа домой с водой. Собирает дрова, моет посуду, готовит обед… В соответствии с экономическими моделями, она — непродуктивная, неработающая, экономически пассивная.

Отбить кусок мяса, накрыть на стол, вытереть посуду, одеть детей, отвезти их в школу. Рассортировать мусор, вытереть пыль с подоконника, разобрать то, что нужно стирать, погладить постельное белье, починить газонокосилку, заправить машину, сложить книжки... Основной аргумент против включения домашней работы в ВВП заключается в том, что эта работа не играет никакой роли. Однако в социуме число занятых домашней работой константно.

Но что могут знать о них экономисты, если в статистике их никогда не учитывали?

Почему стоит учитывать домашний труд в ВВП

По статистике, женщина проводит примерно две трети своего рабочего времени, выполняя неоплачиваемую работу, соответствующая цифра для мужчин — одна четвертая.

Для развивающихся сельскохозяйственных стран это различие ещё больше. Рабочая неделя женщины в Непале на 21 час больше, чем у мужчины. В Индии примерно на 12. В некоторых частях Азии и Африки в города чаще переезжают мужчины, а женщины остаются в сельской местности. У них нет поддержки ни от мужчин, ни от государства, и им приходится брать на себя тройную ношу, выполняя профессиональную, домашнюю и сельскохозяйственную работу.

Экономисты шутят, что женитьба на собственной домработнице вызовет снижение ВВП в стране.

Помимо того, что анекдот намекает на особое отношение к гендерным ролям, в плане экономики здесь показано, как одна и та же работа может включаться или не включаться в статистику ВВП.

Когда замужняя женщина вышла на работу, она начала тратить больше времени на тот труд, который учитывался (работа вне дома), и меньше на тот, который не учитывался (работа по дому). В итоге ВВП западного мира значительно вырос. Вопрос в том, насколько это верно. Ведь никто не удосужился включить в расчеты работу по дому, и мы, видимо, переоценили истинный рост благосостояния. Конечно, посудомоечные машины, микроволновые печи и кухонные комбайны сократили время на домашнюю работу, но разница не должна быть слишком большой. Смысл в том, что мы этого не знаем.

Если вы хотите получить полную экономическую картину, вы не должны пренебрегать тем, на что половина населения тратит половину своего времени.

Измерить домашнюю работу не сложнее и не легче, чем всё то, что мы сегодня включаем в ВВП. Мы с усердием рассчитываем показатели, к примеру, для тех продуктов питания, который производит, но не продает на рынке фермер. Что касается домашней работы, тут мы никакого усердия не проявляем. Женская работа — это природный ресурс, оценивать который мы не считаем необходимым. Потому что считаем, что он неисчерпаем. Воспринимаем его как невидимую инфраструктуру.

В Канаде предприняли попытку определить стоимость неоплачиваемой работы. На выходе получили 30,6-41,1% ВВП. Первая цифра — это стоимость замены неоплачиваемой работы на оплачиваемую. Вторую получили, исходя из того, сколько бы заработали она или он, если бы вместо ведения домашнего хозяйства работали по профессии за зарплату. Независимо от метода, сумма колоссальна.                  

Для экономического процветания у социума должны быть люди, знания и доверие. Все эти ресурсы в значительной степени производятся с помощью неоплачиваемой домашней работы. Счастливые здоровые дети — фундамент всех форм позитивного развития, в том числе и экономического. Поэтому у человека экономического нет ни детства, ни привязанностей. Он вырастает, как гриб из земли. И если всех людей считать такими, значительная часть экономики становится невидимой.                  

На практике это превращается в исключение женщин. Чтобы идея универсальности человека экономического оказалась жизнеспособной, женщину надо запихнуть в экономическую модель ровно в том же виде, что и мужчину. Пожалуйста, вот тебе равные права и равная свобода конкурировать на рынке. Вперед!

Поэтому женщина вынуждена доказывать собственную ценность на рынке труда, который по-прежнему в значительной степени сформирован в соответствии с потребностями мужчины, пробиваться в категориях, созданных мужчинами для мужчин, исходя из реальности, исключающей женщин. Вот и возникают проблемы.

Женщин нельзя просто «добавить и перемешать»

В 1957 году Бетти Фридан разослала анкету своим бывшим одноклассницам. 15 лет назад они закончили колледж Смит, и большинство выпускниц этого элитного женского учебного заведения, как и Фридан, были целиком поглощены домом и детьми. Но Фридан также занималась публицистикой. Ранее она работала журналистом, но ее уволили в связи с беременностью.

Перед встречей с одноклассницами ей захотелось узнать, что они думают о том, как сложилась их жизнь, и, возможно, написать об этом статью, и она добавила в анкету вопросы психологического плана.

Полученные ответы шокировали. Большинство женщин, у которых на бумаге было все, ощущали себя глубоко несчастными. И это было запретное ощущение.

Тревога, сексуальная фрустрация, безнадежность, депрессия — таковы были реальные ощущения реальных домохозяек, что резко контрастировало с транслируемой медиа картинкой счастливой женщины в счастливом загородном доме. Послевоенная Америка: космическая гонка, рекордный прирост, смеющиеся дети на фоне открытого гаража. Фридан не знала, как назвать свое открытие. Не было языка, на котором можно было о нем поговорить. По ее словами, это была «проблема, у которой нет названия».

Разочарованные, растерянные, заблудившиеся в психоанализе, игнорируемые обществом — такими были домохозяйки. Ни одно издание не согласилось напечатать получившуюся статью, и Фридан пришлось собрать материал для книги.

В 1963 году в США вышла «Загадка женственности». Фридан описывала, как женщины верхушки среднего класса рыдают в подушки на своих прекрасных виллах. Как их медленно разъедают правильные представления: найти мужчину, удержать мужчину, завести детей и забыть о себе.

Эти идеалы надо принимать, как пилюли. Женщин обманывали, убеждая, что они несмышленые, хрупкие вещицы, созданные для домашней жизни, рождения детей и потребления. А если ты хочешь чего-нибудь другого, то с тобой что-то не так — быстро выпей таблетку, заведи роман, купи стиральную машину. Книга разошлась двухмиллионным тиражом.       

Границы того, какой женщина должна стать, быть, как она должна думать, что говорить и чем увлекаться, рухнули за одно поколение. Все произошло так стремительно, что революция закончилась прежде, чем стороны успели толком сформироваться. С изумлением мы наблюдаем сегодня за Пегги, Джоан и Бетти в американском сериале «Безумцы». Рекламное бюро в Нью-Йорке 1960-х: женщин игнорируют, воспринимают как неодушевленные предметы, делают невидимыми в успешном мире самодовольных белых мужчин, прикуривающих сигарету за сигаретой и отражающихся друг в друге и в постоянно наполняемых стаканах виски. Неужели рынок труда действительно был таким всего пятьдесят лет назад?

Но, несмотря на неслыханные успехи женских движений, нам так и не удается воспитать самодостаточных дочерей. Школьные успехи у девочек лучше, чем у мальчиков, но в школе им намного хуже. Депрессия стала женским диагнозом.

Результаты исследований свидетельствуют, что с 1970-х западные женщины ощущают себя менее счастливыми. Неважно, к какому социальному классу принадлежит женщина, замужем ли она, сколько получает денег, в какой стране живет и есть ли у нее дети.

Типичная западная женщина (за исключением афроамериканок) менее довольна своей жизнью. Мужчины же, напротив, стали счастливее.

Вместо заключения

Женщина вышла на рынок труда, но мужчина отнюдь не ушел в дом. Наши идеи о границах между профессиональной сферой и семейной жизнью по сути не изменились. Мы просто складываем из них новую мозаику, а не придумываем что-то принципиально новое.

Мы добавили женщин и размешали. Целое поколение женщин истолковало рьяный призыв «ты можешь стать всем, кем захочешь» как «ты должна стать всем». Иначе ты ничего не стоишь.



Мы создали полку на Bookmate, куда складываем книги, которые рекомендуют герои наших интервью и колумнисты
Туда же попадает полезный non-fiction, который упоминался на Rusbase по тегу #Books.

 Нашим читателям — месяц на Bookmate бесплатно: введите промокод RUSBASE по ссылке http://bookmate.com/code.


Материалы по теме:

«Мужских» профессий не существует: фотопроект Women’s Work

Как женщины-руководители влияют на бизнес?

9 правил, которые помогут единственной за столом переговоров женщине добиться цели

Предпринимательница освоила кайтсёрфинг, чтобы привлечь внимание инвесторов. И это сработало

Фото: peshkova/Depositphotos.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 19 стран с самой стабильной и эффективной экономикой
  2. 2 Дело тонкое: как женщины-фаундеры ведут бизнес в религиозных странах
  3. 3 В технопарке «Сколково» предпринимательницы обсудят, как личный бренд влияет на бизнес
  4. 4 Открыт прием заявок в менторскую программу Collabroom для женщин, которые хотят запустить свой бизнес
  5. 5 «Масштаб твоих возможностей — в объеме ответственности»: история успеха основателя RADAR, Advance и MediaDesk