Top.Mail.Ru
Истории

«Там постоянно программируешь, когда не спишь». Выпускники буткампов – о своем опыте обучения и поиске работы

Истории
Екатерина Копелевич
Екатерина Копелевич

Журналистка

Дарья Кушнир

Буткамп-школы обещают за несколько недель научить программировать и дать объем знаний, который ты получил бы за несколько лет учебы в вузе. Этот формат зародился на западе и предполагает полное погружение в учебу. В классическом буткампе ученики занимаются по 8-10 часов в день. В России такой формат сейчас предлагают две школы, другие используют слово «буткамп» как маркетинговую приманку. Мы поговорили с выпускниками настоящих буткамп-школ о том, как проходила учеба и какими оказались их результаты.

«Там постоянно программируешь, когда не спишь». Выпускники буткампов – о своем опыте обучения и поиске работы

Дмитрий Донской, Elbrus Coding Bootcamp

Высшее образование я получал по финансовому направлению. Выпустившись из университета, два года поработал по специальности и понял, что это не мое. Решил перейти в программирование. Сначала я пытался учиться самостоятельно: проходил курсы на Coursera, пробовал писать на Python. Потом я понял, что хочу заниматься фронтенд-разработкой, но если буду осваивать все сам, это затянется надолго. Брать долгий тайм-аут в жизни не хотелось, и я начал искать новые варианты обучения. Концепция буткампа Elbrus Coding мне очень понравилась, и я пошел туда.

Обучение в этом буткампе продолжается 10 недель. Интенсивность занятий крайне высокая. Этим буткамп и отличается от онлайн-курсов. Вместо того, чтобы сидеть дома и по паре часов в день посвящать обучению, ты просто с головой в него погружаешься. Мы учились по 9-10 часов каждый день. Примерно 3-4 часа занимали лекции, в оставшееся время мы писали код. Ты пытаешься сам понять, что делать, чтобы решить поставленную задачу, но рядом постоянно находятся преподаватели, которые могут помочь. 

Если честно, я не ожидал, что программа окажется настолько насыщенной. Но мне не было тяжело, как и тем, кто учился вместе со мной.

В буткамп приходят люди, разочаровавшиеся в онлайн-обучении. Все понимают, что ради быстрых результатов нужно много работать, и мотивации там у всех выше крыши. 

Я нашел работу по новой специальности спустя буквально две недели после завершения обучения. При этом первую неделю я вообще ничего не делал, просто отдыхал, а только потом начал искать. В итоге вышел в компанию «Финам» на позицию junior-разработчика в отдел фронтенд. Мне, конечно, повезло, не у всех получается трудоустроиться так быстро. Но вообще, все, с кем я учился в одном потоке без проблем нашли новую работу. Мы все ушли из буткампа с портфолио, а это именно то, что интересует работодателей. Сертификат о прохождении обучения я даже не забирал, он не нужен.

Обучение в Elbrus Coding Bootcamp довольно дорогое. Часть денег у меня была, часть пришлось одолжить. Долг я смог выплатить с первой же зарплаты на новом месте. В целом стоимость учебы я отбил за две зарплаты. 

Георгий Азиев, Elbrus Coding Bootcamp

До начала обучения в буткампе я не имел никакого отношения к программированию. Был продавцом, кладовщиком, часто менял работу. Долго думал, чем же я на самом деле хочу заниматься и в итоге выбрал для себя разработку. 

Я считаю онлайн-курсы неэффективными. По крайней мере мне не удается заниматься дома, не отвлекаясь.

Выбрал Elbrus Coding Bootcamp, потому что мне хотелось учиться очно и быстро, а там как раз предлагали полное погружение в занятия на 10 недель. 

Если честно, учиться там мне было очень тяжело. Обучение в основном состоит из практических занятий. И поначалу меня просто в жар бросало, когда я читал описания заданий. Я совершенно не понимал, как их делать. В первые недели я постоянно сидел в школе допоздна, разбирался, читал материалы и постепенно втянулся. 

За время обучения в буткампе я сделал три рабочих проекта. Одним из них я занимался индивидуально, над другими двумя работал в команде. Командные проекты мы делали для реальных заказчиков. Например, помогали оптимизировать сайт одному предпринимателю, развивающему свой небольшой сервис аренды квартир. Когда я начал искать работу, на собеседованиях рассказывал о проектах, сделанных во время обучения. 

Хотя в программе занятий Elbrus Coding Bootcamp говорится, что школа готовит fullstack-разработчиков, большинство выпускников в итоге становятся фронтендерами. Так случилось и со мной. После завершения обучения я устроился на работу в КБ «Робототехника». Формально моя должность называется «инженер-программист», но по рабочим обязанностям я скорее junior-разработчик. 

Работу я нашел буквально за пару недель. Оказалось легко – двести кликов на HeadHunter, и дело в шляпе.

Семь дней ходил по собеседованиям, получил несколько офферов и выбрал компанию, которая понравилась больше всего. Из восьми человек, которые учились со мной в группе, только один парень пока не смог найти работу. Возможно, он ее не очень-то и и искал, не знаю, мы не общались близко. У остальных – все хорошо. 

Виталий Полывьянов, JAVABOOTCAMP

Я не был новичком в IT, когда решил изучать Java. За плечами был шестилетний опыт работы системным администратором, самостоятельные попытки изучить более простые языки программирования и даже несколько успешно выполненных на фрилансе заказов по разработке. На основной работе на тот момент никто не требовал от меня владения Java. Просто я почувствовал, что застрял и уперся в карьерный потолок. Нужно было осваивать новые горизонты, а этот язык программирования я после изучения рынка счел перспективным. 

Сначала я занимался на популярных онлайн-курсах Javarush. Это оказалось не очень продуктивно, потому что на этих курсах нет контроля выполнения практических заданий. То есть нужно контролировать свой темп обучения самому, а это очень тяжело дается, когда ты загружен работой. Через некоторое время я перешел к обучению на онлайн-курсах Java Mentor. Там был более индивидуальный подход к каждому студенту, и процесс пошел быстрее. 

Когда основатели Java Mentor устраивали первый буткамп, я почти сразу решил на него поехать. Я надеялся за две недели очного обучения совершить рывок в освоении новой специальности. Но главной мотивацией отправиться на буткамп для меня стала возможность попробовать себя в командной разработке. В разработке один в поле – не воин, и прочувствовать изнутри, как строится командная работа, мне было очень интересно. Кроме того, хотелось познакомиться с будущими коллегами – завести полезные контакты и просто расширить кругозор за счет общения с людьми, возможно более квалифицированными, чем я. В итоге все мои ожидания оправдались. 

В буткампе нас распределили на три команды по уровню навыков. Я попал в среднюю группу – уже не к новичкам, но еще и не к профессионалам. На протяжении двух недель мы с ребятами работали над проектом, который в первый день придумали сами. 

Я считаю, что обучение в буткампе помогло мне значительно быстрее и эффективнее освоить новый навык. Менять место работы после обучения мне не пришлось. Благодаря новым компетенциям я вырос внутри компании, в которой на тот момент уже находился. Теперь я занимаю там должность генерального директора. В мои новые обязанности входит, в том числе, управление отделом разработки. 

Михаил Пашковский, JAVABOOTCAMP 

Я работаю инструктором по скалолазанию, поэтому хорошо понимаю роль выездных интенсивов в обучении. Когда человек попадает на скалы и абстрагируется от всех бытовых забот, он учится очень быстро. Поэтому меня привлекла идея уехать на две недели в буткамп, чтобы начать осваивать новую профессию. 

Если хочешь быстро расти, полезно представить, что ты в армии. И в буткампе это сделать легко: там четкий распорядок дня, интенсивные занятия, обед по расписанию. Ты не должен думать ни о чем, кроме учебы, и это толкает вперед. 

Обучение проходит в формате хакатона, расширенного да двух недель. По прошествии этого времени ты со своей командой должен представить рабочий проект. 

В команде все обмениваются знаниями, разбираются вместе в новых темах. Лекционной программы как таковой нет, но рядом постоянно находятся менторы, готовые ответить на любые вопросы. Если определенная команда нуждается в лекции на какую-то тему, можно договориться о ее организации. 

Я приезжал на буткамп с нулевым уровнем. К концу второй недели я получил базовые знания о Java-разработке и опыт работы в команде. Это я считаю самым важным.

Обычные курсы не дают возможности практиковать командную работу. А на буткампе я прочувствовал, как организуется работа группы над общим проектом, разобрался, как обмениваться информацией, распределять задачи, общаться с коллегами. 

Конечно, за две недели невозможно научиться всему. Я знаю, что существуют буткампы, в которых люди учатся по 2-3 месяца. Наверное, это более эффективно. Но дело в том, что людей, способных полностью погрузиться в учебу на такой срок немного. У студентов много времени, но нет денег, чтобы оплатить такое долгое и масштабное обучение. А у взрослых людей вроде меня есть деньги, но есть и ограничивающие обязательства – жены, дети, работы. 

Для меня буткамп стал бустером, придал сильное ускорение. После возвращения я продолжил обучение на онлайн-курсах, и мне было легко, потому что за две недели я получил заряд вдохновения и системное понимание Java. На днях поеду на новый буткамп, а когда вернусь с него, начну искать работу по новой специальности. 

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Ученики буткамп-школ за три месяца развивают навыки, наработка которых потребовала бы нескольких лет»
  2. 2 «Там, где ты не крутой — не заработаешь». Как построить карьеру в IT
  3. 3 Работа в IT без диплома программиста: миф или реальность?
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее