Top.Mail.Ru

Что такое ликвидность и почему это важно

Истории
Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Ликвидность — это способность компании или человека быстро получить деньги, не теряя при этом в цене своих активов. Представьте, что деньги в кассе можно сразу использовать для оплаты поставок или ремонта. А вот если все средства вложены в дорогостоящее оборудование или товар, который трудно продать, с расчетами могут возникнуть проблемы.

В статье расскажем, как именно работает ликвидность в реальной жизни, почему для бизнеса так важно следить за ее уровнем, какие бывают виды устойчивости и как они влияют на устойчивость компании.

Что такое ликвидность и почему это важно
  1. Истории

Что такое ликвидность понятными словами

Представьте, что у вас есть небольшой магазин. Если у вас в кассе или на банковском счете есть свободные деньги, вы можете сразу заплатить поставщикам или покрыть срочные расходы. Это высоколиквидные средства. Но если все деньги вложены в товар на складе, который трудно продать, придется искать покупателя, а это может занять время.


Читайте по теме:

Как предпринимателю составить и вести платёжный календарь

Улучшение финансового положения: 20 быстрых и эффективных способов


Ликвидность, простыми словами — это способность актива быстро превращаться в деньги без значительных потерь в цене. Например, деньги на банковском счете — это самый ликвидный актив, потому что их можно использовать сразу. А если есть склад товара, его придется продать, что займет время и может потребовать скидок.

Ликвидность важна для бизнеса, потому что:

  1. Можно вовремя оплачивать счета. Если у бизнеса недостаточно ликвидных активов, могут возникнуть задержки в оплате аренды, зарплат или поставок.
  2. Снижается риск банкротства. Низкая ликвидность означает, что предприятие может не успеть вовремя погасить долги.
  3. Можно привлекать партнеров и инвесторов. Контрагенты предпочитают компании с хорошей ликвидностью, поскольку высокий коэффициент значит, что компания надежна.

Рассмотрим пример. Предприниматель открывает кафе. Если у него всегда есть деньги на счете, он всегда может закупить свежие продукты или заменить сломавшийся холодильник. Но если вся прибыль вложена в дорогой ремонт или оборудование, а холодильник сломался, придется срочно искать деньги или брать кредит. Это увеличит расходы, в результате чего есть риск потерять клиентов.

Чтобы поддерживать высокую оборачиваемость активов, многие предприниматели:

  • Делают запасы денег на непредвиденные расходы.
  • Следят за тем, чтобы часть ресурсов всегда была готова к быстрому использованию.

Это не просто показатель, а жизненно важное условие финансовой стабильности бизнеса. Чем выше ликвидность, тем проще вам будет управлять деньгами и избегать неприятных сюрпризов.

Для чего оценивать ликвидность компании

Метрика показывает, насколько быстро фирма сможет закрыть свои обязательства, если появятся срочные расходы или наступит форс-мажор. Это очень важно для бизнеса, который регулярно платит зарплаты сотрудникам, за аренду помещения и покупает необходимые материалы для стабильной работы.

Оценивать ликвидность нужно, чтобы:

  1. Контролировать расходы. Если бизнес регулярно проверяет свою устойчивость, это значит, что он быстрее замечает, когда средств становится недостаточно. Например, можно заранее сократить ненужные расходы, чтобы избежать долгов.
  2. Быть готовым к неожиданным затратам. Неожиданные ситуации, вроде срочного ремонта оборудования или штрафа, случаются у всех. Высокая ликвидность значит, что фирма может решить такие вопросы без привлечения кредитов.
  3. Планировать дальнейший рост. Бизнесу, который планирует расширяться, важно знать, какие средства можно использовать для новых проектов. Такая оценка значит, что можно заранее понять, хватит ли денег на открытие нового направления.

Например, у предпринимателя есть действующий ресторан. Он планирует ввести новое меню, но для этого нужно закупить дорогие ингредиенты. Оценив коэффициенты ликвидности, он понимает, что сейчас денег достаточно только на текущие расходы. Это значит, что планы придется отложить на месяц, а не рисковать оборотными средствами.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Деньги в кассе или на банковском счете обладают высокой ликвидностью. К менее ликвидным относятся оборудование или недвижимость, которые труднее продать.

Ликвидность — это гибкость бизнеса. Быть готовым к любым ситуациям, значит — уверенно двигаться вперед. Если активы бизнеса обладают ликвидностью, такие организации довольно быстро решают финансовые проблемы и используют точки роста.

Анализ ликвидности предприятия: виды, основные показатели и формулы расчета

Все ресурсы делятся по степени их ликвидности на несколько групп.

1. Самые ликвидные активы — А1

Это деньги в кассе или на банковских счетах, которые можно моментально использовать для расчетов.

Что относится к самым ликвидным активам:

  1. Финансы в кассе или на счете. Это основной источник, который всегда готов к использованию. Например, если у владельца магазина есть 300 тыс. рублей на счете, он может немедленно оплатить аренду или закупить товар.
  2. Краткосрочные финансовые вложения. Это акции или облигации, которые можно продать в течение одного дня. Например, если бизнесмен вложил часть свободных средств в акции, их можно быстро продать при необходимости.
  3. Овердрафт или кредитные линии. Если у компании есть доступ к быстрому кредиту, это тоже можно считать частью А1. Например, владелец кафе может взять овердрафт в банке, чтобы срочно закупить недостающие расходники.

Зачем контролировать ликвидность А1?

  • Если срочно нужно заплатить за аренду или зарплату сотрудникам, А1-активы помогут сделать это без задержек.
  • Когда компания отслеживает свои самые ликвидные активы, она может заранее понять, хватит ли средств на ближайшие платежи.
  • Организации с достаточным объемом А1 активов легче справляются с непредвиденными расходами и чувствуют себя увереннее.

Представьте, что у вас на расчетном счете лежит 500 тыс. рублей. Арендодатель неожиданно требует внести платеж на месяц вперед — 100 тыс. рублей. Благодаря наличию А1-активов можно сразу оплатить счет и не брать кредит.

Это «подушка безопасности» для бизнеса, которая позволяет избегать финансовых стрессов и вовремя решать проблемы.

2. Активы, которые реализуются быстро — А2

Это ресурсы, которые можно быстро превратить в деньги, но не моментально.

К таким активам относятся:

  1. Дебиторская задолженность. Это деньги, которые должны заплатить клиенты. Например, если продаете товары оптом и клиент оплатит счет через 7 дней, эти деньги можно считать А2-активом.
  2. Краткосрочные финансовые вложения. Если вложили средства в облигации или акции, которые можно продать за пару дней, это тоже попадает в категорию А2.
  3. Запасы товаров на складе, которые можно продать со скидкой.

К примеру, владелец интернет-магазина электроники ждет поступление 500 тыс. рублей от оптового покупателя через 5 дней. Эти деньги — его А2-актив. Зная о предстоящем поступлении, он может спокойно оплатить аренду склада или заказать новую партию товаров.

Быстро реализуемые активы — это финансовая «подушка», которая позволяет предприятию быть уверенным и гибким в управлении денежными потоками.

3. Медленно реализуемые активы — А3

Зачастую к ним относятся:

  1. Основные средства. Это оборудование, техника, мебель, транспортные средства и другие материальные ценности. Например, если у владельца кофейни есть профессиональная кофемашина, ее можно продать, но покупателя придется искать некоторое время.
  2. Долгосрочная дебиторская задолженность. Деньги, которые должны поступить от клиентов, но не раньше, чем через несколько месяцев.
  3. Запасы, которые сложно продать. Например, устаревший товар или товары, которые не пользуются высоким спросом. Владелец магазина одежды может иметь прошлогоднюю коллекцию, которую сложно реализовать без существенных скидок.

Допустим, владелец пекарни решил обновить оборудование и продать старую печь. Это его А3-актив. Он разместил объявление на нескольких платформах, но покупателя удалось найти только через 2 месяца. За это время он понял, что подобные активы нельзя считать источником «быстрых» денег.

4. Неликвидные или труднореализуемые активы — А4

Это оборудование, здания или другие долгосрочные вложения. Их продажа может занять месяцы или даже годы.

Приведем пример. Директор небольшого производства купил оборудование для выпуска особого вида упаковки, но спрос на продукцию упал. Теперь это оборудование стало неликвидным активом. Продать его удастся через год или более и с большой скидкой.

Коэффициенты ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

Это показатель, при помощи которого можно понять, сколько у фирмы ликвидных активов на каждый рубль обязательств, которые нужно заплатить в ближайшее время.

Формула, по которой рассчитывается показатель:


Коэффициент текущей ликвидности = (Оборотные активы) / (Краткосрочные обязательства)


Что показывает коэффициент текущей ликвидности:

  1. Как быстро можно расплатиться с долгами. Если показатель больше 1, это означает, что у компании достаточно средств, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Например, если у компании оборотного капитала на 500 тыс. рублей и краткосрочных долгов на 400 тыс. рублей, коэффициент составит 1,25. Это значит, что у компании есть 1,25 рубля на каждый долг.
  2. Финансовую устойчивость. Коэффициент помогает оценить, насколько бизнес финансово стабилен. Например, если коэффициент равен 0,5, это значит, что у компании лишь половина средств, чтобы покрыть долги, и ей может понадобиться дополнительная помощь.
  3. Денежные потоки. Компании важно поддерживать коэффициент на оптимальном уровне. Если коэффициент слишком высокий, это может означать, что деньги лежат «мертвым грузом» и не приносят доход. Если слишком низкий — это сигнал о возможных финансовых трудностях.

Представьте, что у вас есть товары на складе на 200 тыс. рублей, деньги на расчетном счете — 100 тыс., а также клиенты, которые должны вам еще 50 тыс. рублей. Это оборотный капитал (350 тыс. рублей).


Читайте по теме:

Как управлять финансами

Российские акции для инвестирования: 30 компаний и дивидендных предложений


С другой стороны, вам нужно заплатить аренду на 50 тыс. рублей, погасить кредит на 100 тыс. и оплатить поставщикам 100 тыс. рублей. Это краткосрочные обязательства (250 тыс. рублей).

Коэффициент текущей ликвидности составит:


350 тыс. / 250 тыс. = 1,4


Это означает, что у вас есть 1,4 рубля на каждый рубль долга, что является хорошим показателем.

Коэффициент текущей ликвидности — важный индикатор, который помогает бизнесу контролировать свои финансы и принимать правильные решения для поддержания стабильности.

Какой бывает ликвидность: области использования

Ликвидность предприятия

Это способность бизнеса быстро превращать ресурсы в деньги для покрытия расходов.

Предположим, у предпринимателя есть деньги на расчетном счете для оплаты поставок муки и других продуктов, а также много заказов от постоянных клиентов, которые должны заплатить в течение месяца. Это означает, что ликвидность фирмы на хорошем уровне, и бизнесмен может продолжать работать без проблем с деньгами.

Если же вдруг продажи падают, и товар не продается так быстро, или клиенты задерживают платежи, ликвидность предприятия снижается. В таком случае придется искать дополнительные источники финансирования или искать способы ускорить продажи, чтобы вернуть деньги в бизнес.

Ликвидность ценных бумаг

Здесь важно, насколько легко и быстро можно продать акции или облигации. Например, акции крупных компаний легко продаются на бирже, а облигации малых предприятий могут «зависнуть» на рынке, потому что имеют низкую ликвидность.

Ликвидность денег

Деньги в кассе или на счете — самый ликвидный ресурс. Они всегда готовы к использованию, например, для оплаты поставщиков или закупки сырья.

Ликвидность товаров

Это способность товара быть проданным быстро и по хорошей цене. Например, продукты с долгим сроком хранения имеют высокую ликвидность, а сезонная одежда после окончания сезона — низкую.

Ликвидность рынка

Это возможность оперативно купить или продать товары, акции, недвижимость без потерь в стоимости. Проще говоря, это показатель того, насколько легко можно провести сделку на рынке. Чем выше ликвидность, тем быстрее и с меньшими потерями можно реализовать или приобрести товар.

На ликвидность рынка влияет:

  1. Объем сделок. Если на рынке много покупателей и продавцов, то это значит, что активы будут продаваться быстрее. Например, на рынке продуктов питания в крупном городе ликвидность высокая: товар быстро находит своего покупателя, так как людей много.
  2. Популярность товара. Продукты, пользующиеся большим спросом, легче продать. Например, если торговать популярными моделями смартфонов, то найти покупателя будет проще, чем для устаревшей модели, которая уже не в моде.
  3. Конкуренция. Чем больше компаний или продавцов присутствуют на рынке, тем выше конкуренция и тем быстрее происходит продажа. На рынке одежды конкуренция сильная, и покупатели могут легко выбрать лучший товар по выгодной цене.

Предположим, бизнесмен продает одежду онлайн. Если он торгует популярными моделями, то рынок будет ликвидным, и он сможет быстро продавать товары, не теряя в цене. Однако, если он решит продавать старые коллекции, которые уже не в моде, и придется снижать цену, чтобы привлечь покупателей. В этом случае высокой ликвидностью обладают те товары, на которые больше всего спрос на рынке.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
Бизнес-нетворкинг
Сервис Русбейс для поиска полезных знакомств и обмена опытом
Присоединиться

Материалы по теме