Top.Mail.Ru
Истории

Зачем баскетбольной команде открывать инкубатор IT-стартапов?

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Полина Тодорова

Philadelphia 76ers («Филадельфия» или «Сиксерс») — один из самых старых клубов НБА, сильнее всего привязанных к традициям. Но благодаря активному руководству и решительному CEO «Филадельфия» решила заняться венчурным бизнесом и изменить само представление о том, что значит быть спортивной командой.

Зачем баскетбольной команде открывать инкубатор IT-стартапов?
  1. Истории

Дилан Элдер выглядит как типичный стартапер-миллениал — взволнованный и энергичный, молодой человек с юношеским лицом, которому не дашь более 20 лет. Он отучился лишь один год в Джорджтаунском университете, а затем взял саббатикал, чтобы поработать над своей идеей. Да, его задумка не изменит целый мир, но, возможно, поможет кому-то немного заработать.

Он разработал Monster Roster — продукт для любителей фэнтези-спорта, который позволяет выигрывать денежные призы на специальных площадках, вроде Fanduel и DraftKings. Идея проста: регистрируетесь, платите и получаете советы по подбору команды, которые помогут вам обогнать конкурентов. Вместе с однокурсниками Элдер сам разработал алгоритм своего продукта. Благодаря ему сетапы команды, которые предлагает Monster Roster, на 40% эффективнее, чем те, что составляют среднестатистические пользователи.

Другими словами, Monster Roster позволяет мелким игрокам потягаться с настоящими «акулами» фэнтези-спорта, которые обычно выигрывают большую часть призов.

Однажды Элдер сам оказался на дне этой пищевой цепочки. Когда он только начал увлекаться фэнтези-спортом, он проиграл почти $100, и его потери только росли. Тогда он решил вместе со своими друзьями разработать алгоритм, который мог бы предугадывать количество фэнтези-очков. Им удалось реализовать свою идею. Алгоритм постепенно превратился в бизнес-модель, затем в сайт, а потом стал приложением Monster Roster.

elder

Дилан Элдер, основатель Monster Roster. Фото: LinkedIn

После того как Элдер бросил учебу, перед ним встал выбор. Как коренной житель Сан-Франциско он мог попробовать найти дом для своей компании в Кремниевой долине. Это был бы очевидный путь, но Элдер поступил иначе. Бывший фанат баскетбольного клуба «Бостон» стал преданным фанатом «Филадельфии» — но неспроста.

Элдер — первый руководитель, который обратился в лабораторию инноваций баскетбольного клуба «Филадельфия». Она является первым инкубатором стартапов от команды НБА. Вторым в инкубатор обратилась компания Live Life Nice, а вскоре Лаборатория собирается заключить сотрудничество еще с двумя фирмами.

«Филадельфия» видит себя в качестве новой франшизы профессионального спорта, которая будет работать не только в одном направлении. В этом они не новаторы: в конце 2015 бейсбольный клуб «Лос-Анджелес Доджерс» тоже запустил собственный акселератор, а в 2016 у баскетбольного клуба «Голден Стейт» открылось подразделение GSW Sports Ventures, занимающееся инвестициями. Тем не менее, эти два клуба больше стремятся сотрудничать с теми компаниями, которые выгодны для их команд, а у «Филадельфии» более амбициозные планы.

«Сиксерс» не боятся рисковать. Девиз компании прост: доверься процессу. В ней стараются ценить долгосрочный успех и не обращать внимания на кратковременные неудачи. Кстати, в последние годы баскетбольный клуб действительно преследуют неудачи — команда постоянно проигрывает вот уже несколько лет. В 2016 году генеральный менеджер клуба Сэм Хинки покинул свой пост.

nba

Штаб-квартира «Филадельфии». Фото: NBA

«Филадельфия» и другие спортивные команды хотят выйти за рамки своей основной деятельности, но один важный вопрос по-прежнему остается без ответа. Зачем баскетбольному клубу открывать инкубатор стартапов?

«Разумеется, мы не собираемся сворачивать с нашего пути — просто он у нас немного шире, чем у остальных, — заявил Скотт О’Нил, генеральный директор "Филадельфии", "Нью-Джерси" и стадиона Prudential Center. — Когда мы говорим о ключевых ценностях компании, инновации всегда стоят на первом месте. Нам нравится делать все иначе. Каждый день, просыпаясь, мы говорим себе, что нам предстоит многому научиться».

Как появился инкубатор

Создание лаборатории инноваций — это умное решение, казалось бы, простой проблемы. В 2016 году «Сиксерсы» поняли, что у них есть свободное помещение в новой штаб-квартире в городе Кэмден (штат Нью-Джерси). Сначала О’Нил связался с Майком Вагнером, главой компании Kimball Office, насчет закупки мебели в офис. Во время разговора зашла речь о возможности открытия инновационной лаборатории — так и появилась эта идея. О’Нил рассказал о ней совладельцам клубов «Филадельфия» и «Нью-Джерси» Джошу Харрису и Дэвиду Блицеру, а затем попросил денег, которые не входили в изначальный бюджет.

Харрис согласился при одном условии — если «Филадельфия» займется этой идеей, то все должно быть сделано правильно.

Лаборатории «Сиксерсов» нужен был руководитель. Первым, о ком подумал О’Нил, был Сет Берджер, с которым он познакомился в 1994 году на выставке в Атланте. Тогда Берджер руководил новой компанией And1, занимающейся производством одежды для спорта. Сам О’Нил тогда продавал спонсорство команды «Бруклин Нетс» (в то время «Нью-Джерси Нетс»). Со стороны они смотрелись, как полная противоположность друг другу: Берджер — в шортах и футболке, а О’Нил — в деловом костюме. Тем не менее, между ними быстро завязалась дружба.

berger

Сет Берджер. Фото: Philadelphia Business Journal

Со временем Берджер превратил And1 в отличный бренд, а О’Нил стал успешным спортивным руководителем — он был президентом спортивной арены Мэдисон-сквер-гарден, а в 2013 году возглавил конгломерат «Филадельфия»/«Нью-Джерси»/Prudential Center. К тому времени Берджер уже вышел на пенсию, и у него была лишь частичная занятость. В 2005 году он продал свою долю компании And1, начал заниматься мелким предпринимательством и собирался уделять больше внимания своей семье, подрабатывая тренером по баскетболу в одной из школ в Уэсттауне, откуда выпустилось немало известных спортсменов. Другими словами, у него была «пенсия наоборот» — сначала он собирался тренировать спортсменов, а лишь потом уже работать.

Но тут к нему пришел О’Нил и предложил стать руководителем инкубатора.

Они с Берджером уже работали вместе. В 2000 году они запустили онлайн-портал для фанатов баскетбола HoopsTV.com. Сайт собрал более $20 миллионов, но в итоге закрылся из-за технических проблем и беспорядка с кадрами. Тем не менее, это был бесценный опыт для Берджера.

Его обязанности в инкубаторе начали быстро расширяться. Изначально планировалось, что Берджер будет работать один раз в неделю, но ему это показалось недостаточным. Он понимал, что для принятия решений ему нужно находиться в офисе, поэтому он увеличил свой рабочий график до двух дней в неделю. К работе он приступил в июне 2016 года. Спустя неделю Берджер понял, что с таким графиком проект может провалиться. Он понял, что для эффективной работы ему нужно больше в ней участвовать. Так временная занятость превратилась в семидневную работу на посту управляющего директора инкубатора.

Через несколько недель после того, как Берджер приступил к своей работе, к команде присоединилась Риан Труетт в качестве менеджера по производству. Сейчас она является COO инкубатора, а Берджер — фактическим генеральным директором.

Эффективное использование спорта

Но почему спортивная организация хочет открыть инкубатор стартапов? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перестать воспринимать «Филадельфию» как только лишь спортивный клуб. Подумайте о нем как о баскетбольном подразделении крупного вышестоящего объединения.

Харрису и Блицеру принадлежат две профессиональные американские спортивные команды, команда Английской Премьер-лиги и лучшая спортивная арена в Нью-Джерси. В 2016 году «Филадельфия» стала первой профессиональной спортивной организацией Северной Америки, которая приобрела киберспортивную команду.

flag

Фото: Getty Images

«Инкубатор — это лишь один из способов эффективного использования того, что у нас есть, — сказал О’Нил. — На свете существует не так много организацией, которые могу сказать себе: а давайте попробуем себя в разных лигах. Я считаю, что это дает невероятное конкурентное преимущество».

Спортивные клубы и киберспорт в РоссииСпортивные организации по всему миру уже давно развивают киберспортивное направление. В основном этим занимаются футбольные клубы (включая, такие известные, как «Манчестер Сити» и «Валенсия»), а также команды НБА. Самыми первыми среди российских футбольных клубов проявили интерес к киберспорту «Спартак», «Динамо Москва», «Уфа» и «Волга». Так, осенью 2016 года московский «Спартак» заключил контракт с Сергеем Никифоровым, чемпионом России по игре FIFA, а в марте 2017 футбольный клуб «Анжи» подписал состав команды по Dota 2.Спортивные организации — во всяком случае, те которые открыты к инновациям, — больше не представляют собой лишь часть индустрии развлечений. Их работа сейчас заключается не только в том, чтобы собрать команду, продавать билеты на матчи, покупать права на трансляции и зарабатывать деньги. Кстати, неудивительно, что самые продвинутые организации входят в НБА. После того как комиссионер НБА Адам Сильвер выступил перед владельцами лиги и рассказал об активном развитии киберспорта, О’Нил решил, что «Филадельфия» должна купить киберспортивную команду Team Dignitas. После того как баскетбольный клуб вложился в киберспорт, за ним последовали и остальные.

Сейчас в игре новый тип владельцев клубов. Харрис и Блицер сделали состояние на рынке прямых инвестиций, поэтому они воспринимают каждую собственность как нечто ценное и видят в ней потенциал для роста. «Их команда — это вклад, — считает Берджер. — Они думают о том, как можно максимизировать эффективность команды, чтобы увеличить размер своих активов. И когда находят новый способ, они его используют».

Лаборатория инноваций уже поменяла свой первоначальный подход. Изначально задумывалось, что это будет стандартный инкубатор, работающий по принципу «полгода разработки, а потом демо-день».

Берджер и Труетт быстро поменяли план. Сейчас Лаборатория работает с более свободным графиком и охотнее принимает начинающие компании.

Фактически у нее нет какой-то стандартной модели работы. Инкубатор предоставляет стартаперам бесплатное жилье и питание, а также офис в штаб-квартире в Кэмдене, связи с другими партнерами «Сиксерсов» в Филадельфии и ряд других услуг.

lab
Лаборатория инноваций. Фото: kimballoffice.com

Команда инкубатора уже получила долю в капитале двух компаний и планирует взять еще у других. В ноябре Берджер успешно привлек $250 тысяч инвестиций для Monster Roster. Если компания захочет еще больше денег, то Берджер, скорее всего, вмешается и оценит ситуацию — возможно, стоит перераспределить или сократить расходы.

«Наша модель такова: приходите к нам в инкубатор. Мы не будет приставлять к вам ментора, потому что сами им будем, — объяснил Берджер. — Можете называть нас помощниками генерального директора, если хотите.

У нас есть офисное пространство на 150 человек. Можете работать там сколько угодно, там все равно никто не сидит. Чем дольше вы будете здесь находитесь, тем сильнее мы сможем вам помочь, ведь мы будем рядом».

Труетт сомневается, что когда-нибудь инкубатор сможет собрать под одной крышей много «учеников». Она считает маловероятным, что хотя бы две компании придут в офис в один день, не говоря уже о целой толпе. Для подобной работы у Труетт и Берджера слишком практичный подход, они чересчур заняты повседневными делами.

И Monster Roster тому отличный пример. Всего в инкубатор пришло 250 заявок от разных разработчиков, но первым, кто приехал в офис, был создатель приложения для любителей фэнтези-спорта. Элдер подписал контракт с инкубатором 22 августа 2016 года.

app

Довольно быстро его стартап сменил название. По иронии судьбы, Элдер изначально назвал его And 1 Analytics. В детстве он смотрел выступления стритбольной труппы And1 и носил их фирменные белые кроссовки. Несмотря на то что название стартапа Элдера напоминало Берджеру о его собственном бизнесе, ему оно не понравилось. В итоге благодаря креативному агентству Maven Creative, стартап And 1 Analytics переименовали в Monster Roster.

Через три недели Берджер и О’Нил устроили Элдеру встречу с генеральным директором платформы DraftKings Джейсоном Роббинсом, чтобы тот оценил его продукт.

Элдер переписывается с Берджером даже ночью. По его словам, он не может провести более шести часов, не поговорив с ним. Берджер помогает ему решать вопросы широкого плана, например, о том, как правильно масштабировать бизнес и разобраться с метриками цен. Труетт помогает с повседневными делами, включая отправку сообщений и размещение креативной рекламы.

Сотрудничество со спортивными брендами дает свои преимущества

«Оно как бы делает ваш бизнес "своим", — объяснил Элдер. — Работая в сфере спорта, я понимаю индустрию лучше, чем я бы мог, если бы занимался бизнесом в Кремниевой долине, где все вращается вокруг стартапов».

nba

Фото: Getty

Лаборатория инноваций обращает внимание не только на те продукты, которые могут принести выгоду командам инкубатора. Да, такие продукты — идеальный вариант, но найти их не так-то просто. По словам Берджера, это все равно что искать иголку в стоге сена. Но стартаперы все равно подают заявки. Основатели рассказывают о своих идеях, даже если они не уникальны, и у них мало шансов превратиться в успешный бизнес.

«Иногда мы встречаем идеи, которые бы идеально подошли для нужд спортивных команд, — рассказала Труетт. — Сейчас спортивные организации становятся все более инновационными. Хоть они немного отстают от представителей других сфер деятельности, я думаю, что в будущем мы увидим множество компаний, которые помогут им достичь нужных показателей в 2017 году. Так что мы будем следить за идеями и, возможно, со временем сможем вырастить стартап, который определит будущее спортивных организаций, изменит сами состязания и общение с командой».

Сейчас инкубатор, в основном, сосредоточен на стартапах, занимающихся потребительской продукцией. Труетт считает, что понимает мышление миллениалов и ясно видит будущее. Берджер, в свою очередь, заявил, что прекрасно представляет себе «среднестатистического американского покупателя».

Однако инкубатор «Филадельфии» принесет первые плоды лишь через несколько лет. А тем временем на поле стали появляться новые игроки. В ноябре футбольный клуб Dallas Cowboys запустил акселератор, а через месяц свой акселератор открыла Ассоциация игроков НФЛ. Blue Star. Чем больше компаний вступает в игру, тем сильнее мотивация для «Филадельфии» сохранить свою уникальность.

Берджер уже сталкивался с критикой в адрес своего дела. Его знакомый инвестор как-то сказал, что спортивная организация не сможет преуспеть в этом бизнесе.

Но даже если друг Берджера окажется прав, по словам О’Нила, «Филадельфия» почти ничем не рискует. Если инкубатор провалится, пострадают только отношения с его инвестором и партнером Kimball Office. «Финансовые риски невелики», — прокомментировал О’Нил.

А если же инкубатор добьется успеха, то «Филадельфия» укрепит свое положение не просто баскетбольной команды, а организации, которая параллельно занимается бизнесом в своей сфере.

Берджер считает, что результаты их эксперимента можно будет увидеть уже через пять лет. «Сиксерсы» — сами по себе являются плодом инновации и терпения, им просто нужно довериться очередному процессу.

Источник.


Материалы по теме:

Как любимый вид спорта превратить в дело всей жизни, которое приносит доход

Что объединяет российских бизнесменов, которые поддерживают олимпийскую сборную

Стартап-атлас или где в мире бизнесу жить хорошо

Большой стартап-гид по инкубаторам России

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

RB Young Awards
Ты молодой предприниматель? Расскажи про свой бизнес и получи признание!
Подать заявку