Типичный американский завтрак невозможно представить без пакетированного апельсинового сока. Однако статус повседневного напитка он приобрел относительно недавно, благодаря усилиям маркетологов 20 века.
В начале 1900-х годов апельсины из Флориды и Калифорнии сражались за внимание американских потребителей. Плоды обычно употребляли в свежем виде или готовили из них сок в домашних условиях.
В Калифорнии в основном выращивались апельсины Навел и Валенсия — второй из этих сортов отлично подходит для приготовления сока. Во Флориде, в свою очередь, выращивались четыре разновидности, и все они были достойными претендентами для создания оранжевого напитка.
В 1909 году фермеры встретились, чтобы решить растущую проблему — переизбыток апельсинов. Они решили, что вместо сокращения производства лучше превращать плоды в сок.
В то время в магазинах апельсиновый сок продавался только в банках. По вкусу он совсем не походил на свежий, а потому не пользовался особой популярностью.
Как пишет историк Алисса Гамильтон в своей книге Squeezed, в 1930 году в США потреблялось всего 4,6 г (около чайной ложки) консервированного апельсинового сока на человека. Для сравнения, в том же году на каждого человека приходилось 8,5 кг свежих апельсинов.
Так или иначе, в 1920-х годах были открыты витамины, и в рекламных кампаниях начали активно использовать апельсины в различных видах, включая сок. Витамин C был отличной причиной потреблять их в большом количестве.
Читайте по теме: Что означает число 57 на бутылках кетчупа Heinz и как оно формирует бренд
Наибольший прорыв произошел, когда диетолог Эльмер МакКоллум популяризировал таинственную болезнь под названием ацидоз. Она, по его словам, возникала из-за употребления слишком большого количества «кислотопроизводящих» продуктов, таких как хлеб и молоко.
МакКоллум отмечал, что от ацидоза, который развивается по множеству причин, невозможно избавиться лишь с помощью салата и цитрусовых. Однако индустрию это не останавливало, и новый страх потребителей стал частью рекламных кампаний. В них употребление апельсинов «в любом виде и при любой возможности» выставлялось как простое лекарство от ацидоза.
Фото в тексте: Billion Photos /
Однако врачи раскритиковали эти идеи, и вскоре внимание вновь переместилось на витамины. На этом этапе своего развития сок по-прежнему продавался в банках и не был популярен. Правительство, в особенности Департамент цитрусовых Флориды (Florida Department of Citrus), было готово вкладываться в эксперименты.
Во время Второй мировой войны армия США искала подходящую форму употребления цитрусовых. Новый продукт должен был понравиться солдатам, чтобы они втайне не выбрасывали его из пайков. В результате началась исследовательская программа по разработке формулы вкусного апельсинового сока.
Сок попытались конденсировать, как молоко, что привело к плохим результатам. Как пишет Гамильтон, получилась «вязкая смесь с коричневым оттенком, которой не хватало свежего вкуса».
Читайте по теме: Привычки как основа маркетинга: кейс Pepsodent
Лучшим вариантом оказалось выпаривание части воды под давлением и добавление свежего сока в концентрат с последующей заморозкой. Свежий сок улучшал вкус концентрата. В результате получался неплохой напиток, который тем не менее по-прежнему отличался от свежевыжатой версии.
В тот период фермеры из Флориды сталкивались с циклическим массовым перепроизводством. Тем не менее возможность производить сок по-новому — хранить его замороженным, а затем восстанавливать в домах потребителей — подтолкнула их еще больше увеличить производство.
В 1940-х годах фермеры увеличили высадки деревьев. Апельсины использовались для приготовления замороженного концентрата и, в конечном итоге, охлажденного сока — это отраслевой термин для обозначения охлажденных продуктов.
Когда сок можно хранить долго, пока он не попадет в стакан потребителя, то проблема заключается только в том, чтобы максимально нарастить спрос.
Более 50 лет назад американский писатель Джон Макфи остановился в отеле во Флориде во время рабочей поездки. Он обнаружил, что даже в самом центре производства апельсинов свежевыжатый сок превратился в смутное воспоминание.
В своей книге Oranges Макфи рассказывает о том, что в ресторане, окруженном апельсиновыми деревьями, официантка объяснила ему, что никто из посетителей «не просит свежевыжатый апельсиновый сок», поскольку он «либо слишком кислый, либо водянистый», а люди «хотят знать, что получают».
«Похоже, она знает свое дело, и я начал понимать то, что оказалось правдой, — и мне, возможно, стоит перестать просить свежевыжатый апельсиновый сок, поскольку его подают лишь в нескольких ресторанах во Флориде», — пишет Макфи.
Пакетированный апельсиновый сок стал еще популярнее, когда компании начали добавлять ароматизаторы, масла и эссенции, чтобы придать старому соку вкус свежего.
Эта практика привела к судебным искам о том, можно ли считать такой продукт «натуральным». Однако к тому моменту американские потребители привыкли к его вкусу, были убеждены в необходимости его употребления на завтрак и перестали готовить сок самостоятельно.
Читайте по теме: Как маркетологи приучили нас пить воду в бутылках
Активный образ жизни 20 века также вызвал более широкий сдвиг в сторону удобных продуктов питания, которые не нужно долго готовить. Это, вероятно, способствовало популярности пакетированного сока.
Потребовалось несколько десятилетий, реклама и технологии обработки, чтобы найти способ реализовать избыток апельсинов и популяризировать его среди потребителей.
«В любой день 5% американцев будут потреблять один свежий апельсин (или мандарин), а 21% — апельсиновый сок», — говорится в отчете Министерства сельского хозяйства США за 2003 год.
Фото на обложке: Oksana Mizina /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter