Истории

Панические покупки: чем они вызваны и почему их трудно остановить

Истории
Дарья Сидорова
Дарья Сидорова

Редактор отдела «Истории».

Дарья Сидорова

Когда в прошлом году началась пандемия, общество охватила паника. Многие начали скупать жизненно необходимые товары, что привело к их дефициту. Например, в некоторых городах России с полок магазинов пропали гречка и туалетная бумага.

Такое явление называется «панические покупки». Почему оно происходит? Как его остановить и к каким последствиям оно приводит? Разбираемся в этих и сопутствующих вопросах.

Панические покупки: чем они вызваны и почему их трудно остановить

Панические покупки — рациональное явление

Профессор клинической психологии Шеффилдского университета Ричард Бенталл отмечает, что термин «панические покупки» не совсем точно определен. «Он предполагает, что это абсолютно иррациональное действие, но это не так, — утверждает он. — Если существует риск, что запасы продукта или ресурса могут закончиться в будущем, то имеет смысл приобрести его».

Также играют роль социологические факторы. Бенталл приводит пример: если вы отправляетесь в супермаркет и видите, что люди набирают как можно больше туалетной бумаги, то и вы ее купите. К тому же утверждения властей о том, что дефицита не наблюдается, могут иметь обратный эффект. «Эти заявления, конечно, опровергают то, что видят люди», — добавляет Бенталл.

Ранее в этом году Бенталл и его коллеги опубликовали исследование, посвященное паническим покупкам во время пандемии. Они опросили 2 тысячи человек из Великобритании и 1 тысячу — из Ирландии. Выяснилось, что возможными факторами, которые приводят к паническим покупкам, могут быть:

  • наличие детей;
  • симптомы депрессии;
  • относительная обеспеченность;
  • риск потери источника дохода.

Государство не может в полной мере контролировать подобные факторы, особенно в краткосрочной перспективе. Поэтому обмен информацией особенно важен при дефиците предложения.

Преподаватель по маркетингу Университета Бредфорд Эльвира Исмагилова также изучала панические покупки во время пандемии. Исследование, в котором поучаствовали 1 тысяча человек из Великобритании, еще не опубликовано.

Однако Исмагилова сообщает, что одной из причин, по которой люди скупали хозяйственные товары, стала неуверенность в будущем, а также отсутствие контроля. Она добавляет, что социальные сети также оказывают сильное влияние. Иногда людям достаточно лишь предположения о возможной дефиците и фотографий очередей, чтобы отправиться по магазинам.

Это явление не раз возникало в истории

В 1973 году сенатор-республиканец Гарольд Фролих узнал от представителей индустрии, что страна может столкнуться с нехваткой туалетной бумаги. Он выпустил пресс-релиз, в котором сообщил об этом. Вскоре начинающий комик Джонни Карсон пошутил по поводу дефицита на ток-шоу The Tonight Show. С тех пор эту шутку называют причиной великой «паники из-за туалетной бумаги».

В разговоре с New York Times в феврале 1974 года Стюарт Хендерсон Бритт, профессор маркетинга Северо-Западного университета, сказала, что раньше слухи распространялись медленно: «Теперь одному телеведущему достаточно пошутить об этом, и слух мгновенно известен всем 50 штатам».

Еще одной причиной возникновения паники стало то, что в тот период жители США недавно пережили дефицит топлива и мяса. Соответственно, они ожидали следующего кризиса.

Эндрю Чинг, профессор маркетинга и экономики Университета Джона Хопкинса, утверждает, что ожидание действительно приводит к панике. Например, ожидание того, что ваши страхи оправданы, а дефицит реален и будет ухудшаться. Если все действительно так плохо, как кажется, то лучше начать запасаться прямо сейчас.

Согласно книге Historical Perspectives of Panic Buying, в истории происходило множество случаев панических покупок. К примеру, во время Карибского кризиса 1962 года и пандемии Испанского гриппа 1918 года, когда люди скупали хинин и мазь Vick VapoRub, пытаясь защититься от смертельной болезни.

Как утверждает Чинг, панические покупки могут быть более слабовыраженными, подобно скачку цен во время пузыря на рынке недвижимости. Или, например, когда люди массово изымают вклады из банков, беспокоясь, что он обанкротится. По иронии судьбы, своими действиями они лишь повышают вероятность того, что он выйдет из бизнеса. 

Как паника влияет на общество и экономику

Сейчас Великобритания столкнулась с дефицитом бензина. Причина — в нехватке водителей грузовиков, которые доставляют топливо от компаний к заправкам. В результате среди жителей началась паника, а у некоторых станций собираются огромные очереди из машин.

Если правительство покажет, что оно улучшает подачу топлива на заправки, то кризис закончится быстро. Однако Чинг отмечает, что в ближайшие месяцы нехватка водителей грузовиков может привести к дефициту других продуктов. «Мы можем столкнуться с еще одним случаем панических покупок», — утверждает он.

Бенталл считает, что лучше открыто заявлять о реальной доступности бензина, чем настаивать на том, что дефицит отсутствует. «Лучше сказать, что временная нехватка затрагивает некоторые части страны», — предлагает он.

Исмагилова добавляет, что СМИ также не стоит раздувать историю вокруг этого кризиса. Помимо этого, она делится советом о том, как побороть панические покупки с самого начала.

Согласно ее исследованию, люди с меньшей вероятностью будут скупать товары, если будут осознавать возможные негативные последствия — недоступность продуктов питания и предметов первой необходимости. По словам Исмагиловой, многие не задумываются об этом сразу.

Бенталл утверждает, что не все способны учитывать последствия. Эта способность свойственна людям с более развитым аналитическим мышлением и самоконтролем в неопределенные времена. 

Источник.

Фото на обложке: Steeve Raye / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Глава Xbox Фил Спенсер сообщил о грядущем дефиците игровых консолей
  2. 2 Каждому пятому россиянину пандемия испортила отпуск — исследование
  3. 3 Почему нехватка воды все больше беспокоит крупный бизнес
  4. 4 Как стартапы меняют рынок туалетной бумаги