Почему резкие перемены так важны для успеха вашего бизнеса
Все великие стартапы так или иначе менялись
Бизнес-эксперт и преподаватель Стив Блэнк объясняет в своем Medium, почему каждый стартап должен перестраивать свою бизнес-модель на ходу, на примере компаний-единорогов.
В конце 2013 года фонд Cowboy Ventures провел анализ американских технологических компаний, запущенных в предыдущие десять лет и оцененных дороже $1 млрд. Таких компаний оказалось 39. Их назвали «клуб единорогов».
В статье были описаны десять ключевых черт, присущих членам Клуба. Одним из неожиданных выводов стало то, что «большой поворот» – то есть пивот, резкая смена концепции продукта – был скорее исключением, чем правилом. Почти 90% компаний продолжали развивать изначальное видение своего продукта. А те четыре компании, которые все-таки сделали резкий поворот, все работали в потребительском секторе (Groupon, Instagram, Pinterest и Fab).
Один из моих студентов прислал статью и спросил: «Что это значит?»
Хороший вопрос.
Я был озадачен, так как смена стратегии – одна из основ учения о бережливом стартапе (Lean Startup). Неужели я ошибался? Возможно ли, что «поворот» не так важен?
Короткий ответ: почти все «единороги» переживали эти перемены. Просто авторы статьи до конца не поняли, что такое этот поворот.
Что такое пивот?
Резкий поворот, или пивот – это фундаментальное понятие учения Lean Startup. Согласно ему, все, что есть у вас и вашей компании в начале пути – ряд непроверенных гипотез. Поэтому вам нужно выйти в реальный мир и проверить свои предположения. Высоки шансы того, что одна или несколько ваших гипотез окажутся ошибочными. Когда оказывается, что вы ошибались, вместо того, чтобы увольнять руководство и/или создавать кризис, можно просто поменять предположения.
В той статье недоставало четкого объяснения, что такое поворот. Это не просто изменение продукта.
Поворот – это существенное изменение одного или нескольких ключевых компонентов бизнес-модели.
Хорошо, но что такое бизнес-модель?
Воспринимайте бизнес-модель как схему, показывающую связи между различными составляющими стратегии вашей компании. В отличие от организационной структуры, показывающей взаимосвязь между позициями сотрудников и их функциями, бизнес-модель показывает, как компания зарабатывает деньги – не вдаваясь в перипетии стратегии, процессов, структурных единиц, правил, иерархии, рабочих процессов и систем.
Схема бизнес-модели Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) сводит все сложности стратегии вашего бизнеса в одну понятную таблицу. Каждое из девяти полей схемы уточняет детали вашей стратегии.
Источник: Strategyzer
Все ли стартапы делают этот поворот?
Чтобы ответить на вопрос моего студента, я доказал, что авторы статьи имели слишком узкое представление о том, что такое смена стратегии. Если вернуться к списку «единорогов» и проанализировать, сколько из них меняли что-то хоть в одном из компонентов бизнес-модели, то окажется, что таких было большинство.
Посмотрите на список единорогов и оцените, насколько изменились их клиентские сегменты, модель получения прибыли, ценовая политика и каналы продвижения с момента запуска компаний:
- , LinkedIn – новые клиентские сегменты;
- Meraki – новые модели получения прибыли, новые клиентские сегменты;
- Yelp, Pinterest – изменение продукта.
Стоит вам понять девять путей, по которым стартапы могут (и должны!) преображать свою бизнес-модель, вы увидите всю пользу этого поворота.
Выводы
- «Поворот» – это не просто изменение продукта
- «Поворот» – это существенное изменение одного или нескольких из девяти компонентов бизнес-модели
- Стартапы, сосредоточившиеся только на изменении продукта, ограничивают свое стратегическое видение – это как приходить на перестрелку с ножом
- Большинство стартапов меняет определенные компоненты своей бизнес-модели
Материалы по теме:
Стартапы, которые быстрее всех достигли $1-миллиардной капитализации
На планете 229 компаний-миллиардеров с $1,3 трлн капитализации
Netflix: неудачник на бумаге, победитель на деле
Краткое руководство для тех, кто грезит открыть собственное дело
Фото на обложке: ArtStation/Pinterest
- 1 Проверка для вендоров: семь условий, чтобы ваш продукт захотели продавать партнеры Критерии, на которые партнеры обращают внимание чаще всего 19 октября 2023, 18:03
- 2 Могут ли большие компании быть инновационными: объясняет Стив Бланк Инновации все еще идут от стартапов, а не от самих корпораций 24 апреля 2017, 04:00
- 3 Принципы «бережливого стартапа» нужны корпорациям даже больше, чем небольшим компаниям 13 апреля 2017, 14:31
- 4 Фильм «Нерв» — это про наш стартап Как мы решили сделать customer development на выходе из кинозала 11 октября 2016, 04:01
