В последние годы все больше компаний стремятся разработать воздушные такси, пассажирские дроны и eVTOL (electric vertical take-off and landing, электрический самолет с вертикальным взлетом и посадкой). Рассказываем об основных иностранных игроках в этой сфере и делаем небольшие прогнозы на будущее.
EHang (Китай)
EHang стремится создать рентабельный автономный eVTOL. Похоже, самолет практически готов к выпуску, но компания не разглашает большинство технических характеристик. Пока известно, что воздушное судно EHang заряжается в течение часа от источника питания 220-380 В — значительно медленнее конкурентов.
Фото в тексте: EHang
В 2020 году на своем автономном самолете EHang облетела три города в Южной Корее, а в качества пассажиров использовала мешки с рисом. Ранее в этом месяце компания участвовала в пожарных учениях и выполнила пробные грузовые рейсы в Эстонии.
EHang объявила о том, что запустит первые туристические рейсы без персонала в Чжаоцине в 2021 году. Кроме того, компания открыла новый завод в городе Юньфу.
- Время выхода на рынок: неизвестно.
- Финансирование: $92 млн.
Aeromobil (Словакия)
Aeromobil создала летающий аппарат, соответствующий традиционным представлениям о воздушном такси, — внешне он будто взят из фильмов о Джеймсе Бонде и объединяет автомобиль и самолет. Компания появилась в 2010 году и с тех пор выполнила летные испытания трех функциональных прототипов (в том числе двух- и трехместных самолетов, а также eVTOL).
Первый полет Aeromobil состоялся в 2014 году. Над последней версией инженеры трудились более 300 тысяч часов. В марте этого года в ходе летных испытаний Aeromobil достигла основных целей для двухместной летающей машины 4.0: дальность ее полета составляет до 740 км, а пробега — до 1000 км.
Однако это не совсем экологичный транспорт: машина работает на гибридной силовой установке и двигателе внутреннего сгорания с турбонаддувом.
- Время выхода на рынок: двухместный самолет — 2023 год, четырехместный — 2025 год.
- Финансирование: $31,7 млн.
Volocopter (Германия)
Volocopter разрабатывает полностью электрический eVTOL-самолет под названием Volocopter VoloCity. Он рассчитан на двух пассажиров с ручным багажом и оснащен девятью перезаряжаемыми батареями, питающими 18 двигателей. Компания была запущена в 2011 году. В том же году она выполнила пробный полет своего первого eVOTL (а всего с тех пор прошло более 1000 полетов).
После приземления технический персонал может быстро поменять батарею в самолете на заряженную — и спустя несколько минут он снова готов к взлету. Дальность его полета составляет до 35 км со скоростью до 35 км/ч.
Сейчас Volocopter работает над четырехместным прототипом, а также над электрическим служебным дроном VoloDrone, который выполнил свой первый полет в октябре 2019 года. Он может перевозить грузы до 200 кг на расстояние до 40 км.
Фото в тексте: Volocopter
Кроме того, Volocopter занимается строительством стартовой площадки VoloPort в Сингапуре и планирует организовать поездки между Сингапуром и Парижем. Недавно компания начала сотрудничать с Urban Movement Labs (UML), чтобы исследовать возможные маршруты в Лос-Анджелесе.
В 2020 году Volocopter запустила в продажу тысячу билетов по $352 с 10% депозитом за бронирование. Билеты были распроданы, но, возможно, немногие заметили, что максимальный вес пассажира составляет 85 кг (это было указано мелким шрифтом).
- Время выхода на рынок: 2022-2024 года.
- Финансирование: $369,2 млн.
Lilium (Германия)
Lilium была основана в 2015 году и разработала одноименный пятиместный eVOTL. На данный момент он способен преодолевать до 250 км в течение часа на одном заряде, чем значительно опережает конкурентов.
Среди прочих его преимуществ — дизайн. Две пары крыльев более эффективны, чем радиальные турбины. Компания также работает над семиместной версией, способной совершать более быстрые и длительные полеты.
Фото в тексте: Lilium
Lilium заключил соглашение с аэропортом Кельн/Вонн и Дюссельдорф, а также занимается поиском и обучением пилотов через Lufthansa Aviation Training. Благодаря таким партнерам и инновационному дизайну, у компании есть все возможности выйти на европейский рынок.
- Время выхода на рынок: 2024 год (в остальных регионах — 2025 год).
- Финансирование: $374 млн.
Kitty Hawk (США)
Kitty Hawk была основана в 2015 году и создала пассажирский дрон Flyer, для управления которым не нужна лицензия и достаточно лишь короткого обучения. Однако в прошлом году компания решила закрыть проект Flyer спустя пять лет существования.
По заявлению руководства, им удалось доказать, что «люди могут безопасно управлять Flyer и стать пилотами менее чем за два часа». В целом компания выполнила более 25 тысяч успешных полетов, а новоиспеченные пилоты получили «волшебные» впечатления.
Сейчас Kitty Hawk занимается другой разработкой — одноместным самолетом Heaviside, способным преодолевать 160 км со скоростью до 260 км/ч. На более высокой скорости Heaviside использует вдвое меньше энергии на 1 км, чем Tesla Model S. Кроме того, самолет может взлетать и приземляться на грунтовой площадке размером 9*9 м.
В июле Kitty Hawk объявила о том, что получила одобрение летной годности от ВВС США. Таким образом, следующий этап испытаний Heaviside может пройти уже под руководством ВВС. Это дает компании доступ к большему количеству инфраструктуры, чем у конкурентов.
- Время выхода на рынок: неизвестно.
- Финансирование: $1 млн.
Joby Aviation (США)
Joby Aviation основана в 2009 году и не раскрывает подробности своей деятельности. Однако известно, что она создала пятиместный самолет с шестью откидными роторами и двойным хвостом в форме буквы V. Как утверждает Joby Aviation, он способен разгоняться до 322 км/ч и преодолевать 240 км на одном заряде.
Фото в тексте: Joby Aviation
Самолет разрабатывался при поддержке НАСА в течение десяти лет. В 2020 году Joby Aviation стала первой eVTOL-компаний, получившей одобрение летной годности от ВВС США. В том же году Joby Aviation приобрела подразделение Uber Elevate, что дало ей серьезное преимущество в сфере райдшеринга.
- Время выхода на рынок: 2024 год.
- Финансирование: $1,6 млрд.
Archer (США)
Об Archer известно немногое. Компания работает над двухместным автономным eVTOL, способным преодолевать 96 км со скоростью до 240 км/ч. Компания сосредоточена на коротких поездках — она сотрудничает с американской авиакомпанией United Airlines и, вероятно, будет перевозить людей между городами и аэропортами.
Фото в тексте: Archer
Недавно Archer заключила сотрудничество с компанией, управляющим тысячами парковок и обширной сетью, охватывающей более 70% территории США.
- Время выхода на рынок: 2024 год (поездки в пределах США).
- Финансирование: $55,7 млн.
Вывод
Мы рассмотрели основных игроков, конкурирующих за воздушное пространство, однако многие другие производители также заинтересованы в разработке eVTOL и автономных самолетов.
- В 2019 году Aston Martin представила прототип автономного летательного аппарата Vision Concept.
- Boeing также создала прототип, который разбился во время своего пятого полета в 2019 году. С тех пор о нем ничего не неизвестно.
- В 2020 году General Motors выпустила ролик, в котором был представлен одноместный eVTOL-дрон под брендом Cadillac. По заявлениям компании, он полностью автономный, работает от двигателя мощностью 90 В, аккумуляторной батареи GM Ultium и четырех пар роторов.
- Hyundai участвовала в разработке воздушных такси для Uber, однако сейчас, вероятно, уже прекратила сотрудничество — ранее в этом году компания продала свое подразделение по разработке воздушного такси Joby Aviation.
Кто же выиграет эту гонку? Вероятно, главное преимущество у Joby Aviation — самое большое финансирование, поддержка НАСА и военно-воздушных сил США, а также подразделение Uber Elevate.
Фото в тексте: Cadillac
Однако компании, возможно, не удастся выйти на рынок в 2023-2024 годах, так как некоторые фабрики закрыты из-за пандемии, а в цепочке поставок наблюдается дефицит материалов. Кроме того, первыми «пассажирами», скорее всего, станут обученные пилоты, а сам самолет не будет беспилотным — в лучшем случае, он будет управляться удаленно и иметь несколько автономных функций.
Но прежде чем все это произойдет, компаниям предстоит подготовить инфраструктуру, уладить юридические аспекты и убедить общественность в безопасности своего транспорта.
Фото на обложке: Marko Aliaksandr /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 Электросамолет Rolls-Royce совершил первый полет в Великобритании
- 2 Названа дата выпуска сверхзвуковых пассажирских самолетов для бизнес-авиации
- 3 Добро пожаловать в Simulation City: как Waymo тестирует автономный транспорт с помощью симуляции
- 4 В России стартовало серийное производство полностью автономных дронопортов