Издательство «Альпина Паблишер» опубликовало книгу Сергея Богачева и Ивана Петуховского «Основы фриланса. Плюсы и минусы работы на себя».
Как следует из названия, эта книга — инструкция для тех, кто хочет уйти с наемной работы во фриланс и для фрилансеров, которые хотят работать эффективнее и больше зарабатывать.
Мы публикуем (с небольшими сокращениями) главу, посвященную главным ошибкам, которые совершают фрилансеры. Автор главы признается, что сам совершил все эти ошибки и собрал этот список на основе своего печального опыта.
Эта глава посвящена тем классическим ошибкам, которые допускает фрилансер на различных этапах своей карьеры. <...>
Ошибочное позиционирование
Один из самых распространенных просчетов. Когда фрилансер впервые выходит на биржи, то сталкивается с недостатком заказов из-за низкого рейтинга своего профиля и отсутствия портфолио.
Часто первое решение, которое приходит на ум в этой ситуации, — расширить ассортимент предлагаемых услуг.
Действительно, поверхностный взгляд на проблему подсказывает именно это решение, ведь таким образом можно увеличить количество клиентов и, соответственно, собственную выручку.
Но это решение загоняет фрилансера в тупик: он гонится за несколькими зайцами и в итоге теряет в уровне своей квалификации по сравнению с узкоспециализированными конкурентами.
Но самое главное — он теряет собственное маркетинговое позиционирование в глазах потенциальных заказчиков, которые стремятся отдать заказ узкому специалисту, а не мастеру-многостаночнику.
С другой стороны, слишком узкая специализация может оставить вас с очень небольшим объемом заказов.
Но эта ситуация исправляется расширением географии предлагаемых услуг.
Поэтому вы должны, пользуясь своими знаниями статистики биржи и интуицией, выбрать такую ширину ниши, которая позволит вам иметь с одной стороны — устойчивое конкурентное положение, с другой стороны — удовлетворяющий вас поток заказов.
При этом нужно помнить — чем уже ниша, в которой вы работаете, тем шире должен быть географический охват рынка.
Поиск клиентов только на биржах.
<...> Биржи для фрилансера — только один из каналов привлечения клиентов.
Преимущество этого канала в стабильности, но заработать большие деньги на бирже действительно сложно.
Поэтому для того, чтобы зарабатывать на фрилансе серьезные деньги, фрилансер должен иметь собственную маркетинговую стратегию по прямому поиску заказчиков, минуя биржи.
Кроме того, он должен формировать свой бренд.
Отсутствие самодисциплины.
У фрилансера нет начальников, нет контрактных обязательств приходить на работу к восьми утра, но часто есть много соблазнов в виде солнца, моря, вкусного вина и красивых курортниц.
Поэтому развитие самодисциплины — важнейшая часть процесса профессионального роста.
На самом деле фрилансеру очень легко «слететь с катушек» и «пуститься во все тяжкие»: наслаждения и отдых становятся слишком доступными. Но такая слабость чревата голодом.
Самодисциплина — всего лишь определенные привычки: рано вставать, работать по восемь часов в день, не злоупотреблять алкоголем.
Максвелл Мольц, пластический хирург и основатель психокибернетики, пришел к выводу, что пациенту нужен 21 день, чтобы привыкнуть к новому лицу и перестать чувствовать фантомные боли.
Это легло в основу вывода, что все человеческие привычки вырабатываются за 21 день.
Если вы чувствуете, что вас начало «кренить» не в ту сторону, например вы стали поздно вставать, то постарайтесь в течение 21 дня вставать рано. <...>
Недостаток рекламы.
Никогда не экономьте на рекламе.
Если вы работаете не только через биржу, но и ищете заказчиков самостоятельно, то имейте всегда определенный месячный бюджет на рекламу.
Не скупитесь на рекламу. Инвестиции в рекламу, как правило, самые быстро окупаемые.
Недостаток образования.
Для того чтобы продавать свои услуги, надо уметь их хорошо оказывать. А еще важнее — уметь их оказывать лучше других.
Чтобы этого добиться, надо постоянно повышать свою квалификацию и учиться больше других.
Встречаются такие горе-фрилансеры, которые, будучи средненькими специалистами, начинают рассказывать про свой опыт, низкие заработки на фрилансе (по сравнению с работой в классическом найме). Но их результат закономерен.
Как правило, это бывшие сотрудники крупных госкомпаний. Кое-как справляясь со своими рабочими задачами, они умудрились просидеть в государственных компаниях десятки лет.
Внутри таких компаний не настолько сильная конкуренция, как на открытом рынке, да и уволить человека достаточно трудно.
Так вот эти ребята вполне себе выполняли свои обязанности, хотя и на минимально возможном уровне качества.
Когда же они пришли во фриланс, там из-за высокой конкуренции возникла необходимость не только выполнять порученные задачи, но и делать это быстрее и качественней конкурентов.
К такому повороту событий горе-фрилансеры оказались не готовы, поэтому повторных заказов, которые являются наиболее выгодными, они не получали.
Чтобы не стать героем подобных историй, вам необходимо максимально заботиться о вашей квалификации, постоянно обучаться и инвестировать в свое профессиональное развитие.
Инфантильные надежды на быстрый финансовый результат.
Попробуйте заниматься фрилансом, и у вас ничего не получится. Именно так все и будет, если вы просто решите «попробовать».
Приходить во фриланс нужно не для того, чтобы попробовать или попытать счастья, а чтобы строить долгосрочную карьеру, в которой будет огромное количество лишений, неудач и ошибок.
Решение уйти во фриланс должно быть взвешенным и ответственным.
Вы должны исключить из своего сознания наивные представления, что допустимо работать вполсилы, а уж если получится хорошо зарабатывать, то тогда можно полностью посвятить себя фрилансу, уволившись с основной работы.
<...> Выход на нормальные доходы может занять год, а зарабатывать больше, чем в найме, вы сможете не раньше, чем через два-три года.
Поэтому сразу настройтесь на долгую и усердную работу, чтобы достичь плановых финансовых показателей.
Отсутствие команды.
Многие фрилансеры никогда не зарабатывают больших денег, и их заработки вечно остаются на среднем уровне, обычно — не более 1500 долларов.
Одна из причин такой ситуации — отсутствие у фрилансеров команды субподрядчиков.
Большие деньги обычно приходят от больших проектов, которые не сделать в одиночку.
Поэтому фрилансеры, не имеющие команды, обычно отказываются от подобных задач.
Кроме того, вам необходимо помнить один из постулатов великого Карла Маркса — заработать прибыль можно, только используя труд других людей.
Вам следует заранее позаботиться о подборе субподрядчиков, которые помогут вам выполнять большие проекты.
Расточительность.
Первое время вам придется очень экономно расходовать получаемые от фриланса средства.
Возможно, будет непривычно, что вы не можете потратить их на себя, так как предстоят расходы на рекламу, обучение, страховки.
Когда вы работаете в классическом найме, у вас либо нет этих расходов, или они составляют небольшую долю личного бюджета. Во фрилансе же на них уходит значительная часть заработанного.
Кроме того, вам необходимо откладывать часть прибыли на черный день или на финансовую подушку. Эти деньги пригодятся, если вы заболеете или временно окажетесь без заказов.
Фрилансеры, которые не понимают важности экономии средств и необходимости делать сбережения, вынуждены искать работу в классическом найме при первой же кризисной ситуации.
Отсутствие страховок.
Эту ошибку совершают как от легкомыслия, так и из-за финансовой несостоятельности.
Вы можете позволить себе непродолжительное время жить без медицинской и пенсионной страховок, но как только у вас появятся первые приличные доходы, постарайтесь сразу их приобрести.
Во фрилансе вы ответственны сами за себя, никто за вас не побеспокоится и не выделит материальную помощь как заслуженному работнику.
Из-за отсутствия страховок вы можете попасть в очень тяжелую финансовую ситуацию. <...>
Боязнь инвестирования.
Эту ошибку совершают не только фрилансеры. Но именно для них последствия этой ошибки особенно ощутимы.
Вам нужно помнить, что настанет время, когда вы не сможете конкурировать на рынке с молодыми, энергичными специалистами, но, в отличие от сотрудников крупной компании, никто не предложит вам должность старшего менеджера-наставника или место преподавателя в корпоративном университете.
У вас просто перестанут покупать ваши услуги. Поэтому всю жизнь вы должны готовиться к этому моменту, стремиться как можно раньше стать состоятельным человеком.
Лучший способ добиться этого — не только много и хорошо работать, но и умело инвестировать.
Обязательно изучите эту науку, либо наймите себе консультанта по инвестициям. <...>
Фрилансеры, которые тратят все заработанные деньги на путешествия и дорогие автомобили, не выделяя значительную часть своего дохода для инвестирования, рискуют закончить карьеру бедным человеком, владеющим старым автомобилем престижной марки.
Отсутствие обратной связи от клиентов.
Представьте, что вы управляете автомобилем, у которого нет никаких приборов в салоне. Вы не знаете ни скорости, ни остатка топлива, ни температуры двигателя.
Из-за отсутствия приборов вы не имеете обратной связи от автомобиля и не знаете, что с ним творится.
Скорее всего, вы не рискнете на нем куда-либо поехать, так можете нарушить правила дорожного движения или встать посреди дороги из-за отсутствия топлива в баке.
При этом некоторые фрилансеры считают возможным управлять своим микробизнесом, не собирая информацию от клиентов. <...>
Соответственно, они не делают никакого анализа и не принимают никаких решений, чтобы лучше удовлетворять потребности клиентов.
Это напоминает езду на авто без приборов, поэтому ничем хорошим закончиться не может. Надолго такие фрилансеры на рынке не задерживаются.
Ошибка в ценообразовании.
Завышенная стоимость услуг фрилансера может резко уменьшить объемы продаж. Но в то же время на низких ценах ничего не заработаешь.
Поэтому нужно не ошибиться с определением ценности своих услуг.
На бирже это сделать проще: там есть средний диапазон цен, которых надо придерживаться, оставаясь максимально близко к верхней планке этого диапазона.
На внебиржевом рынке нужно ориентироваться на цены лидеров рынка и выставлять свои, учитывая уровень известности или неизвестности вашего бренда.
Начнем с того, что я совершил практически все ошибки, какие только мог. Но я выделю три основные.
Самая распространенная ошибка фрилансера — отсутствие официального оформления.
Когда я начинал работать, еще не было специальных организационно-правовых форм для фрилансеров наподобие самозанятости.
Тогда все делалось по-простому: переговоры велись в ICQ <...>, договоров никто не заключал.
Максимум как можно было гарантировать оплату — через предоплату. Из-за отсутствия договорного оформления заказчики нередко обманывали меня.
Наиболее часто не платили вторую часть оговоренной суммы, так как предоплата обычно составляла 50%.
Мы работали удаленно, судиться с американскими заказчиками, находясь в Таиланде, было тяжело.
Сейчас часть этой проблемы решают биржи. Но появилась другая проблема — внимание налоговых органов к растущему рынку фриланса.
Поэтому не дожидайтесь штрафов и арестов. В разных странах последствия могут быть разной серьезности, вплоть до тюремного заключения.
Начав работу во фрилансе, обязательно официально оформите свою деятельность. Это не только позволит вам легализоваться в глазах государства, но и обезопасит от обмана со стороны заказчиков.
Вторая по распространенности ошибка — отсутствие технического задания.
Клиент всегда думает, что он все предельно понятно объясняет, а вы полностью все понимаете и запоминаете. Но на самом деле это не так.
В итоге из-за отсутствия четкого ТЗ часто возникают разногласия на этапе сдачи, происходят конфликты, вы перерабатываете, а вам за это не доплачивают. Обязательно оформляйте техническое задание в письменном виде!
Третья ошибка — отсутствие четкого понимания, какой объем задач вам по силам.
Часто фрилансеры набирают работу, не учитывая своих реальных временных и профессиональных возможностей.
Стоит учитывать особенности распределения своего времени на работу, отдых и личную жизнь. Иначе проблемы с нарушением сроков могут сильно отразиться на деловой репутации.
- Ошибочное позиционирование.
- Поиск клиентов только на биржах.
- Отсутствие самодисциплины.
- Недостаток рекламы.
- Недостаток образования.
- Инфантильные надежды на быстрый финансовый результат.
- Отсутствие команды.
- Расточительность.
- Отсутствие страховок.
- Боязнь инвестирования.
- Отсутствие обратной связи от клиентов.
- Ошибка в ценообразовании.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
08 ноября 2024