Продуктивность – необходимое состояние для успешной работы. Увы, оно доступно не каждому. Как бороться с прокрастинацией или, наоборот, не скатываться к трудоголизму и выгоранию?
Мы попросили шестерых предпринимателей и топ-менеджеров поделиться своими наработками в этой сфере. Вот какие лайфхаки помогают им сохранять продуктивность.
Евгения Качалова, основатель сети «Винный базар»
Я стараюсь тщательно планировать свой день. У меня всегда очень насыщенный график – поездки, встречи, корпоративные собрания. Но про себя я никогда не забываю и обязательно нахожу в расписании место для спорта или йоги.
Для того чтобы быть эффективным, крайне важно правильно организовать свое время и расставить приоритеты.
Никому не нужен загнанный, уставший руководитель, это отрицательно сказывается и на команде, и на проекте.
Был момент, когда я поняла, что перестала спать, чувствовала невероятную усталость и дисбаланс. Нужно было спасать ситуацию. Вариантов было два: либо перестать заниматься бизнесом, либо найти способ успокоить свою нервную систему.
Тогда я и открыла для себя историю с медитацией. Когда в течение дня у тебя слишком много информации и напряжения, этот метод позволяет разгрузить мысли, зарядиться новой энергией. Для меня это – отличная возможность дать мозгу отдохнуть и дальше окунуться в дела со свежей головой.
Еще я научилась правильно делегировать обязанности и доверять своим сотрудникам. Это позволяет мне не распыляться и сконцентрироваться на более важных задачах.
Тем, кто только ищет способы повышения продуктивности, дам два совета.
Во-первых, отдыхайте и делайте перерывы. Да, просто позвольте себе немного отвлечься.
Невозможно без вреда для организма оставаться продуктивным очень долго.
Выберите занятие, которое хотя бы ненадолго, но сможет разгрузить ваши мысли. Короткое путешествие, прогулка, медитация, спорт, рисование. Вариантов множество, главное – найти свой.
Кстати, многие проводят свой перерыв в социальных сетях. Но силы и продуктивность это точно не восстанавливает. Бесконечная лента новостей и поток сообщений не разгружают голову, а только еще больше утомляют.
Второй совет – научитесь делегировать задачи и полагаться на сотрудников. Это огромная работа над собой, но тянуть все задачи на себе можно лишь до определенного момента. Поэтому нужно создавать профессиональную команду и направлять силы каждый в свое русло.
Александр Минеев, основатель бренда Seveki
В нашем офисе нет ни одного кабинета. Еще на старте первого проекта мы решили, что так будет правильнее. В open space работа получается более эффективной. Так мы гораздо оперативнее обмениваемся информацией, решаем вопросы, генерируем и реализуем больше идей.
Но в офисе сложно сделать так, чтобы никто не отвлекал тебя хотя бы в течение часа. Когда появляются задачи, решение которых требует сосредоточения, я составляю список и иду работать в ближайшую кофейню.
Когда задач много, делю свой план работы на блоки. Решаю первый блок задач – меняю локацию. Переход из одной кофейни в другую помогает размяться и переключиться с одного дела на другое.
Я знаю, что некоторых отвлекают посторонние шумы, я же, напротив, не могу сконцентрироваться в тишине. Я даже находил сайты с аудио, которые могут сгенерировать шум кофейни, и читал теорию о том, как такой приглушенный шум помогает поднять производительность.
Для решения монотонных, неинтересных задач я использую так называемый метод «Помидора». Идея в том, чтобы засечь 25 минут, в течение которых работать, не отвлекаясь на посторонние дела. Затем сделать небольшой перерыв. После четырех таких двадцатипятиминуток можно сделать получасовой тайм-аут. Этот метод мне нравится тем, что помогает в течение короткого времени уладить вопрос, который долгое время откладывал.
А о том, как правильное питание, спорт и достаточное количество сна влияют на продуктивность, думаю, знают все.
Илья Мутовин, основатель Zoon
Прежде всего продуктивность – это своевременная разрядка. Если вы дошли до крайности, хотите все бросить, уехать на Гоа и никогда не возвращаться – значит, уровень токсичности превысил самые крайние границы и о продуктивности можно забыть.
Гоа – не выход из ситуации. Если улетите вы, то и проблемы улетят вместе с вами.
Спустя какое-то время выяснится, что вы хотите решать деловые проблемы и создавать продукт – в этот же момент вы бросите все и вернетесь в офис.
Переход из крайности в крайность – дорогое удовольствие. И дело тут даже не в деньгах, а в том, что вы можете себя потерять. Может оказаться так, что хорошо не будет нигде.
Выход есть: надо научиться ловить себя в моменте, когда уровень продуктивности начинает резко падать – это первые сигналы. Как только вы их почувствуете, дайте себе разрядку – запланируйте классный отпуск на несколько дней и с удовольствием проведите его в гармонии с собой, а затем возвращайтесь к любимому делу.
Научитесь ловить момент, когда вернуть продуктивность можно без радикальных средств.
У меня есть несколько лайфхаков, чтобы оставаться продуктивным.
Например, делаю «фото дня» – ставлю таймер на 15 минут и записываю все, что сделал за это время. Если 15 минут не хватает, то можно увеличить период до часа. Задача – подробно, безоценочно, без увиливаний и объяснений записывать все совершенные действия с момента пробуждения и до отхода ко сну.
Важно выписать из «фото дня» то, чем вы довольны за сегодня, потом суммировать время, потраченное на полезные вещи, и сравнить с тем, сколько ушло вникуда.
Отталкиваясь от полученных результатов, изменить свое расписание и сфокусироваться на полезном. И периодически повторять это упражнение. Таким образом вы отсекаете лишние занятия, которые забирают у вас время и силы.
Сейчас будет достаточно банальный совет, но ему мало кто следует: ложитесь спать и просыпайтесь в одно и то же время.
Но для начала нужно понять, какое количество времени на сон вам необходимо. Узнать это можно путем эксперимента: ложиться спать в одно и то же время и наблюдать в течение недели, сколько времени требует ваш организм. Когда он выспится, то сам вас разбудит.
И последний лайфхак: планируйте свой последний час перед сном. Старайтесь избегать любой светоизлучающей техники, поскольку голубое свечение гаджетов мешает выработке мелатонина, который помогает организму уснуть.
Арсений Косенко, генеральный директор компании LIFE PAY
Поддерживать продуктивность мне помогает уверенность в том, что я делаю.
Когда нравится то, чем занимаешься, когда видишь успехи — растет уверенность. А именно она и повышает продуктивность, желание работать дальше и делать больше.
Еще один важный момент — дисциплина. Нужно регулярно измерять и анализировать результаты твоего труда, чтобы сохранять нужный вектор деятельности.
Мой обычный офисный ритуал — прийти в офис пораньше с утра и выделить полчаса на планирование задач на день: обозначить важное и срочное, посмотреть, на чем нужно сфокусироваться именно сегодня, чтобы продвинуться в решении важных вопросов.
Но я не могу сказать, что достиг вершин успеха в вопросе продуктивности. Я иногда увлекаюсь и перерабатываю, потом выгораю.
Нужно делать перерывы и понимать, что бизнес бизнесом, но работа — не главное в жизни. Есть семья, близкие люди, хобби и другие вещи, кроме работы и бизнеса. Всему этому нужно уделять время, и здесь также нужна дисциплина.
Здоровье требует определенного подхода — не сидеть весь день за рабочим столом, а комбинировать работу в офисе со встречами, передвижениями, регулярно и правильно питаться. Не стоит забывать про зарядку и спорт – я, например, играю в футбол в команде — это и удовольствие, и польза для здоровья.
Это все – основы ЗОЖ, не стоит ими пренебрегать.
Но самое главное — выработать внутреннее понимание, что просиживать на работе с восьми утра до двенадцати ночи ничего тебе не даст, кроме быстрого выгорания.
Дмитрий Витчинка, операционный директор сервиса Movista
Чтобы поддерживать продуктивность, я стараюсь не загонять себя в рамки «идеального образа» предпринимателя – ни минуты отдыха, только бизнес.
Оставаться продуктивным долго без вреда для здоровья и нервов помогает регулярное переключение на другие активности. Это позволяет держать мозг в тонусе, улучшает концентрацию и повышает работоспособность.
Как говорит мой папа, а я с ним полностью согласен: «Отдыхать нужно до того, как устанешь».
Главный совет — work-life balance. Достичь равновесия между работой и личной жизнью непросто, особенно когда ты предприниматель – здесь не обойтись без самодисциплины и понимания того, что работать над собой нужно и за пределами офиса.
Бег, гитара, чтение, занятия с детьми — вот мой рецепт.
Станислав Коробков, сооснователь компании Mobifitness
Продуктивность для предпринимателя — это способность его команды создавать востребованный продукт. Продукт для пиарщиков — узнаваемость бренда и позитивное к нему отношение, для отдела маркетинга — новые клиенты и лояльность, для IT-компании — софт, которым приятно пользоваться.
В большинстве случаев не существует продуктивности отдельного героя-предпринимателя, есть только продуктивность группы людей, которые вместе делают продукт. Даже владелец пирожковой сам не печет булки и не замешивает тесто.
Поэтому продуктивный предприниматель — это тот, кто организовал команду так, чтобы она была эффективной, и направляет ее.
Поэтому совет тут может быть только один — прокачиваться в HR, менеджменте и развивать эмоциональный интеллект. Иначе пирожковой придет конец.
Относительно личных способов, позволяющих не терять темп, все стандартно: отдых, календарь и заметки в телефоне. Стресс? Это обычный спутник предпринимателя. Жгите нервы спортом, это – самый эффективный метод разгрузки.
Материалы по теме:
Сколько часов в неделю необходимо для продуктивной работы
Семь способов сохранить продуктивность при постоянных командировках
Как контролировать свою энергию, чтобы в конце рабочего дня не лежать без сил на диване
5 вещей, которые делают по воскресеньям продуктивные люди
Эти пять «продуктивных» привычек приносят вам больше вреда, чем пользы
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Кто такой корпоративный психолог и чем он занимается?
- 2 Как короткие перерывы в течение дня помогают восстановить силы и улучшить фокус внимания
- 3 Scrum вне разработки: где еще и каким образом можно применять эту методику
- 4 У «Яндекса» может открыться новый офис на тысячу сотрудников в Санкт-Петербурге
- 5 Что такое мастермайнды и чем они полезны предпринимателям
ВОЗМОЖНОСТИ
14 октября 2024
14 октября 2024
14 октября 2024
15 октября 2024
15 октября 2024