Истории

«Они крадут, крадут, крадут. А затем — бац — покупают». Почему изобретатели игрушек судятся с компаниями-производителями?

Истории
Алексей Зеньков
Алексей Зеньков

Редактор направления Истории

Алексей Зеньков

Крупные компании по производству игрушек вроде Hasbro сотрудничают с множеством мастеров-фрилансеров. Но, судя по недавним судебным разбирательствам, не всегда платят за чужие идеи.

«Они крадут, крадут, крадут. А затем — бац — покупают». Почему изобретатели игрушек судятся с компаниями-производителями?
Присоединиться

В 2012 году Элли Шапиро придумала новый вид игрушек – маленькие фигурки животных с шариками снега внутри. Шапиро назвала их Wishables и очень полюбила свое изобретение, а это кое-что значило. Уже около двадцати лет она изобретает игрушки, а до этого женщина десять лет занимала руководящие должности в крупнейших компаниях-производителях игрушек Mattel Inc. и Walt Disney Co., где работала над такими известными брендами, как Barbie и Disney Princess.

Элли Шапиро в своей домашней мастерской в Лос-Анджелесе. Фото: Грэм Уолзер/Bloomberg

В июне Шапиро начала сотрудничать с производителями игрушек. К ноябрю корпорация Hasbro Inc. обратилась к ней с просьбой о представлении идей для некоторых крупнейших брендов, среди которых были My Little Pony и Littlest Pet Shop. Примерно через пять месяцев, в апреле 2013 года, она подписала соглашение о конфиденциальности и представила свою коллекцию Wishables трем топ-менеджерам Hasbro в номере отеля DoubleTree в Санта-Монике. В центре ее презентации был вымышленный мир, в котором живут такие персонажи, как котенок Рискерс и олень Мунзи. Она изготовила пластиковые прототипы и пример упаковки, а также поделилась результатами проведенной фокус-группы. Шапиро рассказала об идеях расширения линейки, в том числе путем создания наборов и продажи лицензий. Презентация была более чем подробной.

«Сердцем многих компаний, производящих игрушки, является сообщество изобретателей»

Менеджерам Hasbro настолько понравилась презентация, что они попросили Шапиро отправить прототипы игрушек в штаб-квартиру компании в городе Потакет, штат Род-Айленд, а также загрузить презентацию на сервер компании. Но после тщательного рассмотрения в течение трех месяцев в июле 2013 года Hasbro сообщили женщине, что решили отказаться от запуска идеи в серию. Шапиро рассказывает, как продолжила искать пристанище для Wishables, пока осенью 2014 года не зашла в магазин Target неподалеку от своего дома в Игл-Рок, Калифорния, и не увидела на полках игрушки новой серии. Это были маленькие фигурки животных с шариками снега внутри. Производителем игрушек была компания Hasbro.

Так обычно строятся симбиотические, хотя часто странные и поверхностные взаимоотношения между создателями игрушек и корпорациями. Прежде всего, они нужны друг другу. Создатели могут попробовать наладить производство самостоятельно, но обычно это слишком дорого, так что мало кто на это решается. В этой области активно развивается краудфандинг, но провести свое изобретение через стадии маркетинга и распространения все равно довольно трудно. Большинство зарабатывает тем, что продает идеи крупным производителям игрушек (которых большинство авторов называют просто «маркетинговыми компаниями») и получает роялти около 5% с продаж тех продуктов, что выйдут на рынок. И хотя все эти компании содержат штат из сотен людей, разрабатывающих новые игрушки, самые известные и креативные хиты обычно придумывают люди со стороны.

Шапиро с заколкой из серии ScareDcats, которую она придумала. Фото: Грэм Уолзер/Bloomberg

Например, бывший инженер NASA Лонни Джонсон создал мощный водный пистолет, идею которого купила Hasbro и превратила в гигантскую франшизу Super Soaker. Похожие истории можно рассказать о таких бестселлерах, как Монополия и кубик Рубика. Изобретатели-фрилансеры часто выступают в качестве отдела разработки, только работающего быстрее и свободнее, так как им не мешает вся корпоративная бюрократия, рассказывает Питер Уоктел, создатель игрушек из Лос-Анджелеса, который раньше занимал высокую должность в крупной компании игрушек Jakks Pacific Inc. Так же было и в случае Шапиро, согласно электронному письму, представленному в суд, в котором отдел по взаимодействию с создателями Hasbro просит представить идеи кукол для серии Littlest Pet Shop, сочетающих в себе «самые актуальные тренды игрушек для девочек» и «недорогие инновации».

«Создатели игрушек разбросаны по всему миру, они придумывают все те безумные вещи, и от них приходят идеи, — рассказывает Уоктел. — Сердцем многих компаний, производящих игрушки, является сообщество изобретателей».

В то же время обвинения в краже идей являются до ужаса привычным делом. Многие создатели игрушек признают это неотъемлемой частью своей работы: можно либо принять, что некоторые из ваших идей будут украдены, либо заняться другим делом, рассказывает Луиза Уайт, которая придумывает игрушки уже более 15 лет. Компании заимствовали ее идеи уже бесчисленное количество раз. Но было и не меньше пяти случаев откровенного плагиата. Уайт рассказывает о самом возмутительном случае, когда корпорация, которую она не хочет называть, не стала даже менять название украденной идеи игрушки для купания. Когда автор потребовала от компании объяснений, та пригрозила ей адвокатами. Уайт отступила. Подавать в суд рискованно, так как за автором может закрепиться соответствующая репутация, и он останется без работы, к тому же мало кто может найти достаточно денег на судебные расходы.

«Они знают, что ты всего лишь маленький человек, и что ты не станешь тратить время и деньги на судебное разбирательство», — говорит Уайт. — Это очень злит, но через какое-то время ты просто пожимаешь плечами».

Уайт может хоть как-то наказать компании, обманувшие ее, исключив тех из своего списка клиентов. Но годы консолидаций и объединений не прошли даром, и компаний стало не так много, и если вы работаете с какой-то из крупных компаний, то простите им воровство, чтобы не остаться без работы в будущем, рассказывает Линда Симонтин. Однажды она придумала идею поставить куклу на скейтборд, и это даже привело к тому, что девочки полюбили этот вид спорта. Группа мужчин-руководителей подняли эту идею на смех и сказали, что исследование рынка не выявило должного отклика. Тем не менее компания, которую женщина оказалась называть, рассматривала прототип несколько месяцев, прежде чем дать отказ. А затем идея была реализована в одной из линеек. Компания объяснила это тем, что их штатный разработчик давно придумал эту идею. Несмотря на это, женщина продолжила сотрудничество с компанией в надежде на то, что когда-нибудь компания купит у нее идею. Через какое-то время это случилось.

«Они будут воровать идеи, пока не почувствуют, что нужно заплатить вам за какую-нибудь из них, чтобы вы никуда не ушли», — рассказывает Симонтин, живущая в Сан-Франциско. Среди ее идей — те гигантские снежные шары, которые люди размещают у себя на лужайках перед Рождеством. «Они крадут, крадут, крадут. А затем…бам. Покупают. Это помогает забыть».

Шапиро показывает трех персонажей своей линейки Zombilocks. Фото: Грэм Уолзер/Bloomberg

Шапиро с этим не согласна. «Сначала я была в шоке и не могла поверить, — рассказывает она в интервью – затем почувствовала себя ужасно».

Она подавала в суд и раньше – в 2014 году иск против австралийской компании Moose Enterprises был удовлетворен – и конфликтовала с Hasbro около десяти лет назад. Она рассказывает, что в тот раз Hasbro украла у нее идею использовать те волосы и необычную прическу с кукол троллей на обычных симпатичных куклах. Ее адвокат отправил письмо с запросом на компенсацию. Hasbro его проигнорировали, и Шапиро не стала ничего делать. Но когда история повторилась с Wishables, она не уже не могла все оставить, как есть. Теперь она выбрала непопулярный путь – судиться с гигантом отрасли.

«Нельзя воровать у других, — говорит Шапиро — это не может быть частью вашей бизнес-модели».

В иске, который был направлен в прошлом году и может быть рассмотрен в суде в сентябре, говорится, что игрушка My Little Pony была заполнена мерцающей жидкостью, напоминающей шарик из снега – главную мысль ее презентации Hasbro. Позже она обнаружила, что та же идея была реализована в игрушке из серии Littlest Pet Shop. Когда Шапиро направила Hasbro запрос на компенсацию, несколько месяцев ей никто не отвечал, говорится в исковом заявлении. Затем второй по величине производитель игрушек в мире ответил, что снежные шарики уже использовались в игрушках раньше, так что это не является инновацией. Кроме того, идею игрушек, о воровстве которой заявляет Шапиро, была придумана штатными специалистами Hasbro в 2012 году еще до презентации Шапиро.

В заявлении, направленном Hasbro по электронной почте, говорится, что иск Шапиро «несостоятелен», и что «мы глубоко ценим наши долгосрочные взаимоотношения с сотнями авторов, с которыми мы стараемся сотрудничать на открытых, честных и взаимовыгодных условиях».

В любых деловых отношениях обе стороны имеют причины действовать справедливо. И хотя ситуация остается на стороне производителей игрушек благодаря их солидным финансовым ресурсам, эти компании тоже берут на себя риски, считает Росс Данненберг, юрист по интеллектуальной собственности компании Banner & Witcoff из Вашингтона.

«Если Hasbro заработает репутацию компании, крадущей идеи, люди перестанут их этими идеями снабжать», — говорит Данненберг, автор Правового руководства Американской ассоциации адвокатов по разработке видеоигр. Это навредит процессу разработки и, следовательно, показателям продаж. К тому же участие в судебных разбирательствах тоже представляет собой риск, так как на компанию станут смотреть как на «огромную плохую корпорацию, которая пытается обворовывать маленьких одиноких авторов», и это приведет к серьезным выплатам на возмещение ущерба. Риск несет даже решение вопроса без суда. В феврале 2014 года Hasbro выплатила $58 млн создателю пистолета Super Soaker Лонни Джонсону, который подал в суд из-за отказа в выплате роялти.

Шапиро – не единственный автор игрушек, имеющий проблемы с Hasbro. Мариса Павелко в мае заявила, что компания украла ее идею «жидкой мозаики», которая позволяет раскрашивать объекты с помощью устройства, похожего на шприц-пистолет. В иске указано, что Hasbro использовала эту идею для создания DohVinci, популярной линейки наборов для декорации с шприц-пистолетом, которая была запущена для того, чтобы привлечь детей более старшего возраста к бренду Play-Doh.

А в апреле прошлого года трое бывших топ-менеджеров Hasbro, проработавших в компании долгое время, подали в суд из-за кражи идеи пластиковых фигурок со сменными частями тела (то есть можно соединить разные голову, тело и конечности в одной фигурке). Идея была представлена в феврале 2011 году, а спустя два года Hasbro запустила серию Marvel Superhero Mashers, в которой дети могли менять части тела у героев, например присоединить голову Капитана Америки к телу Халка. С тех пор Hasbro перенесла концепцию на другие бренды – Star Wars и Transformers.

«Также он рассказал, что часто спорил с руководителями других подразделений компании, в том числе отдела разработок. Иногда он рекомендовал заплатить создателю идеи, но никто этого не делал».

Представители Hasbro эти два иска также назвали «несостоятельными».

Один из бывших менеджеров, подавших иск – Стивен Д’Агуанно, который не только работал в Hasbro на протяжении тридцати лет, но и в течение нескольких лет возглавлял отдел взаимодействия с авторами. Работой Д’Агуанно был поиск потенциальных хитов для Hasbro и контроль процессов передачи идеи и выплаты роялти, о нарушении которого говорится в его иске. В показаниях к делу Шапиро Д’Агуанно, который покинул компанию в 2006 году, рассказал, как в Hasbro поступали с жалобами авторов на отсутствие компенсации. По его словам, во многих случаях законность жалобы автора не была очевидна, и это можно понять, так как производители игрушек получают сотни, если не тысячи, идей ежегодно, в то время как штатные разработчики тоже делают свою работу. Также он рассказал, что часто спорил с руководителями других подразделений компании, в том числе отдела разработок. Иногда он рекомендовал заплатить создателю идеи, но никто этого не делал.

«Мнения постоянно делились, потому что в каждой ситуации нельзя было дать однозначной оценки», — говорится в показаниях Д’Агуанно, который считается одним из создателей бренда My Little Pony.

Стив Рекемпер создает игрушки с начала 80-х годов и считает, что авторы работают во все более жестких условиях из-за того, что возрастает нагрузка на рабочую модель производителей. Индустрия страдает от перекоса в сторону лицензированных товаров – например, кукол по мультфильму «Холодное сердце» и световых мечей из «Звездных войн». Приходится платить немалые роялти владельцам авторских прав, таким как Disney, так что платить еще и авторам-фрилансерам бывает слишком дорого. Кроме того, дорожает рабочая сила в Азии. А ценовая политика Wal-Mart Stores Inc. и Amazon.com Inc. накладывает ограничение на стоимость, из-за чего производители вынуждены экономить на чем угодно. Компания Рекемпера сейчас судится с канадским производителем Spin Master Corp. за нарушение контракта и патентных прав.

Шапиро с игрушкой из ее коллекции Zomboys. Фото: Грэм Уолзер/Bloomberg

Производители игрушек оказываются между молотом и наковальней, и «им приходится обделять авторов, потому что невозможно заложить в цену еще эти пять процентов роялти», — рассказывает Рекемпер, компания которого разрабатывает в том числе самолеты и вертолеты на дистанционном управлении.

Проблемы с авторами возникают в особенно трудное для индустрии время. Дети переходят от игр с традиционными игрушками к использованию мобильных устройств в гораздо более раннем возрасте, чем предыдущие поколения. Из-за этого производители стремятся внедрять инновации, чтобы вернуть внимание детей.

«Если бы сообщество авторов было менее проблемным, у маркетинговых компаний было бы больше козырей в борьбе с iPad и Pokémon Go», — говорит Рекемпер.

Шапиро, в свою очередь, говорит, что не собирается бросать профессию, но после истории с Wishables она пересмотрит свое отношение к производителям.

«Мне нужно найти новый способ выводить мои идеи на рынок. Я не могу оставить это дело, потому что люблю им заниматься. А еще мне кажется, что у меня хорошо получается».

Источник.


Материалы по теме:

Австралийцу присудили $115 тысяч за разрушивший его бизнес случайный пост в Facebook

7 юридических тонкостей для владельца интернет-магазина

Министерство юстиции США подало в суд на Facebook из-за неуплаты налогов

Microsoft выплатил $10 000 жительнице США за обновление до Windows 10

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Куда идти с идеей стартапа: кто поможет превратить её в действующий бизнес?
  2. 2 «Наша разработка должна сделать эндоскопию массовым обследованием»‎. Как ИИ из Ярославля помогает распознавать рак на ранней стадии
  3. 3 Студенты хакнули «Газпром нефть» и «Сибур»
  4. 4 Программист, который умеет в data science, круче, чем дата-сайентист, который умеет в программирование
  5. 5 Мобильным приложениям нужен особый подход. 11 советов, как не убить маркетинг
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше