Uber и Airbnb могут спасти людей от взаимного недоверия

Расскажите друзьям
Артем Франич
Артем Франич

Юные американцы сегодня относятся с подозрением к своим согражданам. Согласно социологическому опросу, проведённому в 2014 году, только 21% молодёжи, рождённой позже 1980 года, считает, что людям в целом можно доверять. Всего несколько десятилетий назад американцы гораздо охотнее верили в людей. В 1972 году 40% 34-летних считали, что люди достойны доверия.

На этом фоне резкий подъём экономики совместного потребления может показаться загадочным. Если молодые американцы не доверяют окружающим, почему они так уверены в добросовестности хозяев жилья на Airbnb? В книге «Экономика совместного потребления» Арун Сундарараджан объясняет, что в эпоху интернета люди начали строить доверительные отношения по-другому.

Весь последний год в сотрудничестве с сервисом совместного пользования автомобилями BlaBlaCar (междугородние перевозки), работающим в 22 странах мира, я изучал доверие в долевой экономике. В прошлом году мы провели опрос 18289 пользователей из Франции, Германии и других европейских стран. Мы хотели понять, как полноценный электронный профиль (изображение, краткая биография, мнение других людей о пользователе, подтверждение данных в соцсетях и, возможно, подтверждённый номер мобильного телефона) влияли на то, как люди доверяют его обладателю.

Исследование показало, что пользователи BlaBlaCar доверяют пользователям сервиса с полностью оформленным профилем (даже если они незнакомы) гораздо больше, чем своим коллегам и соседям. Мало того, уровень доверия сравним с доверием к родственникам и семье. Этот опрос особенно поражает, учитывая, что пользователи сильно рискуют, доверяя таким людям. Они готовы сесть в машину к незнакомому человеку и сказать «вези меня в другой город».

Хозяева выглядят дружелюбно. Фото: AP Photo/Damian Dovarganes

Откуда берутся эти и другие «акты веры» у миллионов людей по всему миру, общающихся с помощью Lyft и Uber и сдающих дома через Airbnb? Погружаясь всё глубже и глубже в исследование доверия к электронным профилям, мы обнаружили много интересного и неожиданного.

За последние два десятилетия мы научились доверять нашему впечатлению от электронного профиля других людей. Задумайтесь о том, что происходит с легкой руки eBay: люди обнаружили, что вполне можно оценить надёжность продавца поношенных ботинок или винтажного шкафчика для посуды по профилям пользователей, с которыми этот продавец контактировал. Люди ещё более смягчаются, когда понимают, что продавцы осознают, какие последствия будут от предоставления некачественных услуг – понижение рейтинга, плохой комментарий и, как следствие, плохое отношение покупателей.

Совсем недавно мы дополнили наше электронное присутствие в Сети информацией в Facebook и LinkedIn. Эти платформы демонстрируют наш «социальный капитал» в физическом мире. Самые важные из этих связей показывают реальные отношения с друзьями, коллегами, одноклассниками и родственниками. Когда пользователь Airbnb заходит в профиль незнакомца, он может оценить его подлинность, его намерения и надёжность по его связям в реальной жизни.

Стартовая страница Airbnb

Некоторые платформы идут ещё дальше в желании доказать реальность и надёжность своих пользователей. Пользователь Airbnb может добавить в профиль выданное государством удостоверение личности, которое с помощью вебкамеры проверяется системой на подлинность. Пользователь BlaBlaCar аналогично может подтвердить подлинность заявленной информации с помощью номера мобильного телефона. Lyft и Uber проверяют биографические данные, проводят личный отбор людей и техосмотр их машин.

Поколение Y воспитано рейтингами на сайте Amazon и обзорами на Foursquare и TripAdvisor. Неудивительно, что они себя чувствуют комфортно, контактируя с электронной инфраструктурой. Мало того, тот факт, что это поколение встретило экономику совместного потребления с распростёртыми объятьями, мог возникнуть благодаря тому, как новые стартапы добиваются доверия своих клиентов, молча отказываясь от классических принципов его построения.

Стартовая страница BlaBlaCar

Вплоть до XX века большая часть экономической и социальной жизни велась между жителями одного и того же поселения. Побочным эффектом ежедневного общения был обмен информацией о репутации специалистов. Все знали, что у этого портного великолепные швы, а этот жестянщик постоянно опаздывает с выполнением заказов.

Со временем коммерция была освобождена от ограничений, накладываемых локальными сообществами. Законы в области качества пищевых продуктов позволили людям довериться производителям яиц или овощей, которых они никогда в лицо не видели. Право на имущество сделало обмен с незнакомцами не таким неопределённым. Контракты и суды ещё больше расширили возможности торговли. Сочетание соответствующего законодательства и создания корпоративных брендов значительно повысило доверие к бесчисленным продуктам и услугам, начиная от молока в соседнем магазине и заканчивая американскими горками, на которых катаются ваши дети.

Таким образом, экономика совместного потребления возвращает нас к более традиционным общественным формам доверия. Только теперь вместо того, чтобы доверять соседям, мы доверяем членам электронного сообщества.

Страница отзыва о водителе на BlaBlaCar

Вера в доверие электронной информации оправдана. Главное оставаться настороже, чтобы лучше понять ограничения нового типа социального взаимодействия. Системы обеспечения доверия в новой экономике – мощный, но отнюдь не идеальный инструмент. Суммарный пользовательский рейтинг на Uber никогда не сможет стопроцентно предсказать наличие у человека преступных наклонностей, и вряд ли он когда-либо сможет полностью заменить государственный надзор.

Читайте по теме: Как преступники используют Uber, Tinder и Airbnb

Впрочем, государство должно расширить свою роль во всём этом. К примеру, вместо того чтобы проверять отдельных водителей, чиновники могут создать понятную всем рейтинговую систему или обязательную проверку личности со стороны поставщика услуг. Дальновидные государства могут даже в партнёрстве с платформами и с помощью программистов и соответствующих данных создать делегированные системы, которые помогут приводить существующие законы в жизнь. Так, по неофициальным данным, у городского такси Нью-Йорка есть статистика дискриминации пассажиров определённых национальностей со стороны водителей. Используя алгоритмы, аналогичные тем, которыми пользуются кредитные компании для предупреждения мошенничества, Uber и Lyft могут отслеживать следы активности человека в Сети и на этой основе оценивать, отражает ли «водительская история» возможную дискриминацию пассажиров.

Тот факт, что большая часть транзакций, совершённых в рамках новой экономической модели, дала положительные результаты, должен вдохновлять – ведь мы всё чаще пользуемся ими для собственных нужд. Ведь если положительные результаты таких транзакций закономерны, то мы можем вполне пересмотреть наше недоверие к миру и вновь поверить в доброту незнакомых людей. 

Источник.


Материалы по теме:

Видео: как дизайн сформировал культуру доверия вокруг Airbnb

Экономика совместного потребления умирает?

7 главных трендов этого года в шеринг-экономике

Теперь вещи – не ваши, вы их просто арендуете

Видео по теме:



Комментарии

  • Paul Brandon 12:41, 3.09.2016
    0
    These are artistic portraits created for you, or you might want to order from Portraits Gallery where we have beautiful oil paintings, modern paintings and abstract paintings for sale.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase