Top.Mail.Ru
Истории

Бессмертные технологии: в Сети выставляют коллекцию устаревших гаджетов

Истории
Наиль Байназаров
Наиль Байназаров

Редактор медиа РБ.РУ

Наиль Байназаров

Художник Дженни Оделл собирает онлайн-коллекцию брошенных гаджетов, которые попадают к ней со свалок и аукционов. Виртуальная выставка Оделл под названием Undead Technology, то есть “бессмертные технологии”, открылась в рамках биеннале цифрового искусства The Wrong.

Бессмертные технологии: в Сети выставляют коллекцию устаревших гаджетов
  1. Истории

Эта коллекция технологических реликвий собрана и хранится в Бюро консервации объектов (БКО) — организации в Сан-Франциско, которой заведует один человек. Устаревшие и ненужные объекты, продукты прошедших технологических эпох попадают сюда со свалок и пунктов сортировки мусора.

В коллекцию входят, например, старинные и не очень компьютеры Mac, перчатка-контроллер Nindendo 1989 года и китайская игра по управлению шариком силой мысли.

Создатель Бюро хочет обратить внимание общества на тот факт, что человек отчуждается от предметов, окружающих его в повседневной жизни. Электроника, особенно компьютеры, становятся все более «непрозрачными». Средний пользователь уже вряд ли понимает, по какому принципу работают его гаджеты, что внутри них. Это относится ко многому, с чем человек имеет дело каждый день. И потом, после того как человек достиг своих нематериальных целей, и эти вещи ему перестали быть нужны, они никуда не исчезают. Они продолжают существовать с упорством любого материала. Они сопротивляются даже ковшу экскаватора, 
которым их пытаются раздавить на городской свалке. Электронные внутренности вываливаются наружу, пластиковые ошметки компьютеров взывают к пощаде. Функциональность объектов заменяется материальным фактом их существования. Бывает, что объекты считаются «бессмертными» в том смысле, что они безотказно работают спустя многие годы. Но чаще объекты бессмертны в материальном смысле — их физическое существование не имеет конца.

Электроника — это пример того, что мусором зачастую называют не собственно хлам, а то, что вышло из употребления в силу разным обстоятельств. И в этом смысле «мусор» является субъективным ярлыком. Так бывает, когда выходит в продажу новая версия устройства. Вспомним, как в 2001 году Стив Джобс расхваливал титановый корпус вышедшего тогда PowerBook G4. Или вспомним чувство, которое испытываешь, когда берешь в руки шлем виртуальной реальности MindFlex, способный во время игры считывать импульсы мозга. Эти двоякие чувства поучительны. Уолтер Бенджамин говорит, что сравнение образов прошлого и настоящего – и возникающее при этом смущение – способно «подорвать современную фантасмагорию» капитализма. Созерцая старую, но «еще не винтажную» электронику, перестаешь воспринимать всерьез рекламу современных технологий.

Читайте по теме: Онлайн-выставка в музее Гуггенхайма позволяет инвестировать в будущееОднажды на городских свалках будет полно пятых айфонов: их экранов, процессоров, СИМ-карт, трансиверов, моторчиков; их золотых, серебряных, платиновых, медных, неодимовых, европиевых деталей и корпусов… Это будут ископаемые останки той эпохи, когда компания под названием Apple делала заказы компании под названием Foxconn, которая в те времена еще не поменяла место дислокации с Китая на более дешевую Индию… и так далее. Чем больше мы отчуждаемся от наших обезличенных электронных предметов быта, тем больше они кристаллизуют материал и обстоятельства своего времени. И поэтому даже самый банальный объект может стать редчайшим экспонатом музейной коллекции.

Автор: Дженни Оделл, директор и единственный сотрудник Бюро консервации объектов.

Источник.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти