Забудьте о своей цели, чтобы ее достигнуть. Проверенный способ не терять мотивацию

Никита Стаценко
Никита Стаценко

Внештатный автор

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова

В книге «Миф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победу» журналист Джефф Хейден поделился многолетними наработками о том, как не терять мотивацию на пути к большой цели.

Почему в какой-то момент вы можете утратить запал?

Почему мощь действия, старта, капель пота на лбу не стимулировала вас продолжать в том же духе?

Возможно, вы действуете неправильно. Шаги, которые не дают краткосрочных результатов, тем более среднесрочных, очень охлаждают нашу решительность. Но об этом мы поговорим в следующих главах.

Возможно, вы стали жертвой мифа о концентрации, согласно которому единственный способ добиться серьезного успеха — это напоминать себе о несделанном, принуждать и насиловать себя.

Давайте подумаем. Вы сегодня вовремя пришли на работу? Вовремя отвезли детей в школу и детский сад? Вы приготовили ужин, постирали белье и переделали все другие домашние дела, которые вам нужно было сделать? Разумеется, да. А почему? У вас просто не было выбора.

Фото: Depositphotos.

Выбор — огромное препятствие на пути к достижению целей. Он истощает силу воли, лишая нас способности отказываться от сиюминутного удовольствия ради будущего. По словам доктора Тревиса Бредбери, автора книги Emotional Intelligence 2.0: «Хотя мы не всегда это понимаем, в течение дня нам становится все труднее контролировать себя и сосредоточиваться на работе. По мере ослабления самоконтроля мы чувствуем усталость, выполняемые задачи кажутся более сложными, а настроение ухудшается»Dr. Travis Bradberry, «11 Tweaks to Your Morning Routine Will Make Your Entire Day More Productive», TalentSmart, www.talentsmart.com/articles/11-Tweaks-to-Your-Morning- Routine-Will-Make-Your-Entire-Day-More-Productive- 527453707-p-1.html.

И чем шире выбор, тем хуже. В известном исследовании на эту тему психологов Шины Айенгар и Марка Леппера в крупном калифорнийском супермаркете поставили прилавок с двадцатью четырьмя разновидностями джема. Люди, пробовавшие джем, получали купон на скидку в один доллар при покупке джема любого сорта. На другой день на прилавке было выставлено всего шесть разновидностей джема. Большой прилавок вызвал больше интереса, чем маленький. Когда же пришло время покупать, люди, которые видели большее количество баночек джема, в десять раз реже делали покупки, чем те, кто останавливался у небольшого прилавкаBarry Schwartz, «More Isn’t Always Better», Harvard Business Review, June 2006, https://hbr.org/2006/06/more-isnt-always- better.

Сложность состоит в том, что мы должны решать, что хотим делать. А что происходит, когда желание превращается в необходимость? Вы обязаны приходить на работу вовремя — здесь пунктуальность даже не обсуждается. Прибытие на работу без опоздания — не цель, а задача. Как и в случае приготовления ужина для семьи, у вас нет выбора. Да и в плане заботы о детях говорить не о чем. А вот посещение спортзала — это цель. Мы можем хотеть позаниматься на тренажерах, но не обязаны это делать. Можно не пойти в тренажерный зал, если вы поторговались, пусть даже с самим собой, и выбрали что-то другое.

На нашу полку попадают книги, которые рекомендуют герои наших интервью и колумнисты. Получите месяц на Bookmate бесплатно: введите промокод RUSBASE.

Планируя распорядок дня, вы действуете по плану, видите результат и прекращаете торговаться с собой. Распорядок становится задачей в наилучшем смысле слова. Теперь это не то, что вы выбираете, а то, что вы делаете. И вы перестаете делать выбор в пользу занятий, которые не приближают вас к целям. И самое главное — перестаете удивляться тому, что планы до сих пор не осуществились, а вы застряли там же, где и были до этого.

Не сосредоточивайтесь на цели, и вы ее достигнете

Возьмем меня как прекрасный пример обучения на собственных ошибках и кладезь предостерегающих историй. Я обожаю масштабные цели, но они, увы, не отвечают мне взаимностью.

Лет в двадцать я думал: как здорово было бы пробежать марафон. Я не хотел стать бегуном, я просто представлял себе восхищенные взгляды людей, которым я буду рассказывать о том, как принимал участие в знаменитом Нью-Йоркском марафоне.

В первый день «подготовки» я пробежал около трех километров. На следующий день примерно столько же. На третий день было очень жарко. Кроме того, я подвернул лодыжку, уворачиваясь от злобной собачки чихуахуа, и, дохромав наконец до дома, плюхнулся на ступени у двери с мыслью: «Вот черт! Едва ли я смогу пробежать три километра. Как же я пробегу сорок? Это просто невозможно». И я сдался.

Конечно, можно сказать, что моя цель просто не была достаточно значимой для меня, и отчасти это верно. Сложно преодолевать препятствия и бороться с трудностями, если результат волнует мало или, хуже того, если вас больше волнует, что подумают люди.

Однако и вовлеченности, несмотря на ее важность, редко бывает достаточно. Миллионы людей, искренне неравнодушных к чему-либо — карьере, здоровью, родным, окружающей среде, политической либо общественной проблеме, — сдаются задолго до того, как им удается достичь значимой цели. Так что главная проблема при постановке масштабной цели заключается не в отсутствии заинтересованности в ее достижении. Гораздо точнее проблему опишут два простых слова «здесь» и «там». При огромной цели расстояние от здесь, или начала пути, до там, его конца, слишком уж велико, особенно в самом начале. Например:

  • Если вы собираетесь похудеть на десять килограмм, а на этой неделе удалось сбросить всего 300 грамм, разве это не расхолаживает? 
  • Если ваша цель — накопить к выходу на пенсию миллион долларов, а в этом месяце вам удалось сэкономить всего сотню, разве это не расхолаживает?
  • Если вы хотите вернуться к учебе и изменить карьеру, а вам удалось закончить только один курс из пяти, необходимых для диплома, разве вы не опускаете руки? 


Большая дистанция между мечтой и настоящим парализует. Стоит ли удивляться, что мы сдаемся и отказываемся от цели? Я сам проходил этот цикл неоднократно.

Ради всего святого, не держите цель в голове

Думать о целях — все равно что думать о выигрыше в лотерею. Вы мечтаете о том, как жизнь в корне меняется, становясь идеальной.

Безусловно, мечтать очень важно. Мечты делают нас людьми. Только мы часто осмеливаемся ставить перед собой невыполнимые цели. Однако фантазии бесполезны без действий, которые ведут к осуществлению мечты. Без шагов в ее направлении родившаяся мечта умирает. И остаются сожаления, а этого добра и так хватает.

Итак, нужно поставить цель и, ориентируясь на нее, разработать план действий и — постараться забыть о ней. Как я узнал от Джеймса Клира, ведущего исследователя этой темы, правильнее всего питать целью процесс ее достижения. А в чем разница между целью и процессом ее достижения?

  • Цель руководителя — способствовать высвобождению потенциала подчиненных. А процесс — это определение областей развития, разработка плана действий, проведение тренингов, коучинга и обратная связь. Иными словами, это все, что вы предпринимаете ради достижения цели.

  • Цель учителя — помочь ученикам в полной мере реализовать их потенциал. А процесс — это подготовка к урокам, создание слайдов и вспомогательных материалов, поиск способов мотивации отдельных учащихся. Словом, все, что вы делаете для достижения цели. И так далее.

У всех есть цели, и те, кто их достигает, создают порядок. Они строят систему. Последовательно предпринимают шаги, которые и обеспечивают приближение к цели. Эти люди не мечтают. Не надеются. Они последовательно и постоянно делают то, что включили в свой план. Забыв о цели, они погружаются в процесс.

И уж тем более забудьте 
об умных целях модели SMART

Моя главная задача сейчас — развенчать миф о том, что надо постоянно сосредоточиваться на конечной цели, потому что, мол, это необходимо для ее достижения, так как создает мотивацию.

Путь к цели, особенно масштабной, может преградить еще один миф. Принято считать — этому нас учат многие книги и статьи, — что нужно ставить перед собой умные цели по модели SMART: конкретные (specific), значимые (meaningful), достижимые (attainable), реалистичные (realistic) и определенные по времени (time bound).

Я одобряю первое. Конечно же, цель должна быть конкретной. Как вы узнаете, что достигли ее, если не знали, к чему стремились? И как вы сможете разработать правильный план действий?

А вот со вторым пунктом, «значимость», сложнее. Цель нельзя сделать значимой. Она либо имеет для вас значение, либо нет. Чем больше вы пытаетесь отыскать, или изобрести, или выработать ее, тем меньше вероятность ее достичь. Найти смысл в конкретной цели невозможно. Иногда, если повезет, значимая цель сама найдет вас, но в большинстве случаев значимость цели — это результат погружения человека в распорядок, выполнение определенных задач.

Так же как мотивация рождается из небольших повторяющихся успехов, так и вы находите смысл в этих успехах.

Насчет «определенности по времени» тоже есть вопросы. Назначить срок достижения цели, безусловно, важно, но это никоим образом не поможет вам сосредоточиться на ней. Большинство целей, как правило, усложняют и без того непростую жизнь.

Вспомните последний список деловых или личных целей, который вы составляли. Что вы подумали после этого? «Потрясающе, теперь у меня есть четкое направление и конкретная цель», или «О боже, да как же я с этим справлюсь»? Предполагаю, что второе. Ну, может, такие мысли пришли вам в голову не сразу, но через денек-другой точно.

И «достижимость» тоже не всегда хороша. В достижимых целях нет ничего вдохновляющего. Это планы, а не цели. «Обзвонить сегодня двадцать потенциальных клиентов» — это план; просто наберите двадцать раз телефонный номер, и вы его выполнили. Возможно, такая цель важна, если в результате вы выполняете нормы продаж, но с вдохновением она не имеет ничего общего.

Подумайте об этом с такой точки зрения: руководитель просит закончить отчет к полудню. Такая вот конкретная, значимая (в некотором смысле), достижимая и определенная по времени цель, поставленная перед вами руководителем. Она соответствует большинству важных критериев «большой цели». Тем не менее это не цель, а задача или даже поручение. Цель перед собой можете поставить только вы. И только вы можете выбросить ее из головы после этого.

Фото: Depositphotos.

Успешные люди забывают о поставленной цели

Если вы когда-либо чувствовали себя подавленным каким-то масштабным делом, поэтому разбивали его на мелкие задачи, вам известно, что этот способ работает. Допустим, вы отправились в пеший поход и вдруг поняли, что до намеченной цели, вершины горы, нужно пройти не меньше пяти километров. И вы решаете дойти до следующего поворота тропы, затем до следующего, затем до следующего. В сущности, вы забыли о цели, так как разбили ее на небольшие этапы.

Или вам нужно составить коммерческое предложение на семьдесят страниц, и вы сосредоточились на завершении одного раздела, а потом перешли к следующему. В каждом случае расстояние от «здесь» до «там» казалось огромным, поэтому вы решили забыть о конечной цели и просто сосредоточиться на деле. И это сработало. И сработает снова.

Что для этого нужно сделать? Все просто.
 Мечтайте по-крупному.


Поставьте перед собой масштабную цель.
 Всецело сосредоточьтесь на ее достижении.
 Действуйте по плану, который позволит достичь цели.
 А теперь забудьте о своей огромной цели и просто следуйте плану. 
Во всем, что касается больших целей, придерживайтесь правила: «Я определю цель... и забуду о ней».


Вернемся к моему марафону. Эта цель встречается в тысячах списков, которые люди «хотят достичь, прежде чем умрут». Чтобы пробежать марафон, однажды вам придется преодолеть 42 километра. Но если вы только начали, вовсе не обязательно бежать так далеко уже сегодня. Поставив перед собой цель, разработайте план ее достижения. (Помните: основная задача цели именно в создании правильного процесса и соблюдении распорядка.)

Пробежать сегодня два километра — это все, что вам нужно, и сделав это, вы будете довольны собой. Вы выполнили задачу на текущий день, и это побуждает вас завтра вновь отправиться на пробежку.

В какой-то момент потребуется пробежать уже три километра. Будет ли вам труднее справиться с этой задачей? Конечно, но вы способны на это. Если вы пробегали один или два километра в день на протяжении двух недель, то, поверьте мне, сможете пробежать и три. И после этого вы, конечно же, опять будете довольны собой. Больше того, ваш результат улучшился по сравнению с тем, с чего вы начинали, и это тоже исключительно приятно.

В какие-то дни следующей недели вам, возможно, надо будет пробежать больше. А может, и нет; все зависит от составленного вами режима. В любом случае важно не то, соотносятся ли ваши текущие достижения с конечной целью, а то, что вы действуете последовательно, согласно плану, изо дня в день. Если идти вперед шаг за шагом, прогресс неизбежен, как, впрочем, и успех.

Забыв о цели, вы открываете для себя силу обратной связи и — мотивации

Сообщу вам еще два важных факта:

  1. Никто из нас не получает достаточно позитивной обратной связи.
  2. Каждый человек — свой самый строгий критик.

Обратная связь основывается на сравнении. «Отлично поработали», произнесенное начальником, служит наглядным примером неявного сравнения с неким стандартом, высказанным или невысказанным, и сообщения, что вы справились относительно хорошо. Не относительно чего-то, а относительно стандарта.

То же самое и с обратной связью самому себе. В сущности, вы сравниваете результат с ожидаемым. Однако сравнивая результат с конечной целью, вы не будете удовлетворены, потому что он наверняка не дотянет до нее. Это попросту невозможно. Соответственно, вы вряд ли будете хоть немного довольны собой.


Материалы по теме:

Хотите стать разработчиком? Вот на что следует обратить внимание

Как избавиться от привычки прокрастинировать

Вы никогда не закончите свой список дел – и вот почему

«Бесстрашный предприниматель» – это миф: почему не обязательно рисковать, чтобы построить успешный бизнес

Фото на обложке: Depositphotos.


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Innovate or Die
13 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase