Что такое воркшоп: виды, организация и примеры
И какой воркшоп можно запустить самому
    
    
    
        
        
        
            
        
        
		
    
            
В бизнесе руководители часто пользуются таким способом повышения знаний и умений сотрудников, как воркшоп. В образовательном процессе наставники совмещают теоретическую часть с практическими занятиями, что повышает плодотворность обучения.
Содержание
Что такое воркшоп
Слово workshop в переводе с английского значит «цех» или «мастерская».
Сейчас это название дали способу коллективного обучения, который применяют в таких направлениях:
- бизнесе;
 - образовании;
 - исследованиях;
 - искусстве и творчестве;
 - продажах.
 
Целями workshop предприниматели считают:
- получение практических навыков;
 - разработку инноваций;
 - укрепление командного духа;
 - обмен опытом;
 - наработку деловых связей.
 
Чем воркшоп отличается от других форматов
Наравне с workshop работают альтернативные методики обучения:
- семинары,
 - мастер-классы,
 - вебинары,
 - тренинги.
 
Workshop отличается от них:
- акцентом на практику;
 - проработкой каждого пробела в знаниях;
 - интенсивностью образовательной программы с выработкой машинальности в действиях;
 - ограниченностью времени на освоение и закрепление материала;
 - возможностью знакомства с инструментами и материалами;
 - чередованием долгого практического обучения с кратким изучением теории;
 - коллективного принятия решения;
 - самостоятельностью в поиске инноваций при небольшом содействии наставника;
 - личным вкладом каждого члена команды в общее дело — мыслей, идей, умений, наблюдений;
 - бэкграундом, окружением и связями участников, что может быть критичным при недостатке опыта.
 
Виды воркшопов
В основном наставники применяют workshops, которые отличаются:
- формой обучения,
 - структурой,
 - способами постановки задач,
 - временем проведения.
 
Дискуссионный клуб
Формат предполагает общение пользователей в группе для обмена знаниями, опытом, идеями, поиска ошибок, путей их исправления.
Читайте по теме:
Операция «стажёр»: как его принять и обучить, чтобы не платить зря
Влияние грамотности в деловом общении на лояльность клиентов
Главное действующее лицо дискуссионного клуба — это ведущий мероприятия.
В его обязанности входят:
- контроль диалогов между участниками;
 - донесение тематики заседания до членов группы;
 - поддержка правильного направления беседы словом и практическим примером;
 - улаживание конфликтов;
 - помощь в высказывании своей позиции сторонам спора.
 
К особенностям дискуссионного клуба относятся:
- открытость для приглашенных участников;
 - регулярность проведения с периодичностью, зависящей от тематики заседания, графика работы гостей;
 - распределенность ролей, так как в процессе дискуссии члены клуба следуют разработанному сценарию;
 - законченность каждого собрания, которое посвящено заранее обозначенной теме;
 - простая совместимость с другими способами организации воркшопа, например с «мозговым штурмом»;
 - формирование новых навыков через анализ полученных сведений, умение применять их на практике.
 
Дискуссионные клубы подходят для обучения преподавателей и маркетологов. Им нужен опыт общения и донесения своих идей до учеников и клиентов.
Тимбилдинг
Тимбилдингом называются события, цель которых – объединить людей в одно целое. Название инициативы происходит от английского словосочетания team building, или, простыми словами, «построение команды».
По типу активности тимбилдинги бывают:
- творческими,
 - спортивными,
 - экстремальными,
 - психологическими,
 - интеллектуальными,
 - социальными.
 
По формату проведения воркшопа в виде тимбилдинг-мероприятия бывают стандартными, с выездом за город, в спортивный центр, конференц-зал, или удаленными. В этом случае игровые действия проходят онлайн с помощью симуляторов и онлайн-классов. Примером воркшопа в виде тимбилдинга могут стать виртуальная экскурсия, квиз, викторина.
Фото в тексте: Freepik
В рамках team building ведущий разрабатывает программу, устанавливает правила игры и доводит их до участника.
Главную задачу акции лучше разделить на 2-3 мелких:
- обучение членов команды слушать и понимать проблемы коллег;
 - настройка слаженной работы коллектива;
 - знакомство с новыми сотрудниками, налаживание связей.
 
На прохождение игры участникам отводится ограниченное время. За короткий срок они должны выполнить поставленные задачи, научиться общаться с коллегами, совместно найти верные решения.
Мастерская
Творческий воркшоп в форме мастерской представляет собой физическую активность, напоминающую уроки труда в школе.
Здесь у эксперта появляется возможность закрепить практические умения участников в таких областях, как:
- рукоделие,
 - ремонт,
 - косметология,
 - дизайн,
 - фотография.
 
Наставнику надо выдать слушателям инструменты и расходные материалы для работы, ознакомить их с приемами сотрудничества, координировать творческий процесс.
Идея мастерских пришла от средневековых ремесленников, которые набирали подмастерьев и обучали их секретам мастерства в группах. Сейчас в мастерских слушатели тоже изучают профессию на практике, которая занимает до 80% учебного цикла.
«Мозговой штурм»
«Мозговым штурмом», или брейнстормом, называется воркшоп, когда члены команды находят нестандартное решение путем коллективного воображения. Первым такую технику описал в 1953 году Алекс Осборн, американский эксперт по рекламе.
«Мозговым штурмом» пользуются в:
- науке,
 - бизнесе,
 - маркетинге,
 - IT.
 
Главными целями проведения воркшопа в формате брейнсторма эксперты называют:
- стимуляцию творческого процесса при поиске решений;
 - рост плодотворности сотрудничества между членами команды;
 - преодоление проблем путем работы в открытой зоне, новые перспективы и подходы к выявленному недостатку;
 - повышение скорости принятия решения;
 - развитие инноваций и нестандартных идей.
 
«Мозговой штурм» организуют в несколько этапов:
- Обсуждение правил участниками.
 - Озвучивание темы модератором.
 - Проведение разминки для запуска креативности.
 - Генерация новых идей в строго ограниченное время.
 - Оценка инновации членами команды, не участвующими брейнсторме.
 - Озвучивание критериев, на которых основывается выбор идеи.
 
Для подведения итогов «мозгового штурма» пользуются такими правилами:
- не сообщать коллегам обо всех идеях сразу;
 - обязательно подводить итоги обсуждения;
 - не начинать генерацию без модератора;
 - проводить встречу с участниками «мозгового штурма» после внедрения инновации.
 
Марафон
Марафоном называется воркшоп, похожий на мастерскую и тимбилдинг, но рассчитанный на длительное время. Иногда в нем в качестве наставников участвуют разные эксперты. В основном на марафонах обсуждают крупные проекты и изучают вовлеченность сотрудников.
Читайте по теме:
Подбор и адаптация сотрудников
Синхронное и асинхронное обучение: разница, преимущества и как это помогает бизнесу
Генерация идей во время мероприятия происходит в экстремальных условиях. Участники получают возможность найти в себе те таланты, которые не могут проявиться в спокойной обстановке.
Классический воркшоп в виде марафона часто применяют для корпоративного обучения и организуют в 4 этапа:
- Формулировка личных целей и задач.
 - Изучение алгоритмов действия в критической ситуации.
 - Получение навыков в безопасной среде.
 - Практика на рабочем месте со взаимодействием с коллегами и клиентами.
 
Марафоны хорошо работают для решения таких задач, как:
- развитие личных качеств, например системного мышления или эмоционального интеллекта;
 - передача опыта и знаний, полученных наставником на платных курсах;
 - донесение до персонала корпоративных ценностей, внедрение моделей поведения;
 - оценка потенциала сотрудника, плодотворности его действий в экстремальных условиях.
 
При организации воркшопа в формате марафона нельзя допускать такие ошибки:
- перегружать сотрудника выполнением повседневных обязанностей;
 - применять платформу, неудобную для участника;
 - нагружать наставника большим числом слушателей;
 - лишать участников активного взаимодействия.
 
Как организовать воркшоп
Проведение workshop отличается тщательной подготовкой и состоит из таких шагов:
- Выбора темы с учетом интересов аудитории и компетенции ведущего.
 - Постановки цели, входящей в общую стратегию компании.
 - Установки времени действия мероприятия.
 - Поиска локации для акции с учетом поставленной задачи.
 - Разработки визуализации, включая ролики, слайд-шоу, банеры, плакаты.
 - Выбора участников и модераторов, в том числе ведущего и тренера.
 - Разработки плана акции с учетом темы, возраста действующих лиц, рода занятий.
 - Оповещения целевой аудитории через надежных информационных партнеров.
 - Продумывания каналов обратной связи (будь то анкетирование, опросы).
 
Если организатор workshop не может взять на себя подготовку к запуску, лучше заключить договор с компанией, которая занимается курсами и тренингами.
Примеры воркшопов
Чаще всего встречаются тренинги по следующим направлениям:
- фотография, где мастера передают ученикам секреты профессии и обучают их съемке, работе с кадром;
 - организация свадеб и др. праздников с созданием сценариев, макетов костюмов, дизайна помещения;
 - робототехника со сборкой моделей из готовых комплектов на основе Arduino;
 - экология и природопользование с разработкой проектов снижения вреда окружающей среде;
 - журналистика по выпуску газеты или другого СМИ;
 - образование с освоением школьных программ для преподавания разных предметов;
 - маркетинг, раскрывающий способности специалиста по продажам;
 - творчество, когда ученики создают произведения искусства под руководством мастера;
 - финансовая грамотность с получением практических знаний по составлению бюджета, планированию расходов, инвестированию.
 
Преимущества воркшопов
У запуска workshop как образовательной платформы есть такие сильные стороны:
- получение образования и опыта в коллективе с обменом знаниями и идеями;
 - простое взаимодействие участников команды в активном и интерактивном режимах;
 - получение коммуникативных навыков для совместной работы;
 - формирование новых связей в коллективе с привлечением новых сотрудников;
 - освоение новых методов обучения и инноваций в технологическом процессе;
 - мотивация персонала к самостоятельному принятию решений;
 - создание атмосферы сотрудничества;
 - правильная реакция на критику;
 - преодоление творческого кризиса;
 - объединение сотрудников на основе высокого командного духа.
 
Перед тем как организовать воркшоп, надо учесть цели, поставленные перед образовательной программой, вовлеченность целевой аудитории в тему. Тогда преимущества платформы будут использоваться максимально плодотворно.
Фото на обложке: Freepik
- 1 Топ систем управления процессами компании: BPM-решения для бизнеса В подборке — 15 сервисов для разных нужд 30 апреля 2025, 10:34
 - 2 Коммерческий директор: обязанности и функции в организации И какие навыки нужны такому специалисту 25 апреля 2025, 12:10
 - 3 Jira: что это за система управления и как ее использовать Рассказали, как работать в системе и кому подойдет Jira 24 апреля 2025, 13:29
 - 4 Сколько бизнес теряет на неэффективных созвонах и что с этим делать Рассказываем, как использовать ИИ-инструмент в работе 17 апреля 2025, 11:00
 
                
            