Вы решили привлечь финансирование для стартапа и нашли заинтересованного инвестора. Что дальше? Деньги не поступят на ваш счет сразу — для начала нужно пройти due diligence или комплексную проверку со стороны инвестора.
В материале — о том, как выглядит эта процедура, сколько времени занимает и почему стартап может ее не пройти.
Что такое due diligence?
Дью-дилидженс (due diligence) — комплексная оценка стартапа, которую проводит инвестор, планирующий в него вложиться. Процедура позволяет ему подтвердить слова основателя и убедиться, что он может предоставить стартапу не только деньги, но и иную ценность.
Комплексная проверка охватывает три направления.
- Коммерческая сторона: какую проблему пытается решить стартап, как планирует расти и соответствует ли его продукт рынку.
- Технология: как работает продукт стартапа, кто его разрабатывает и учитываются ли такие факторы, как масштабируемость и безопасность.
- Финансовые и юридические вопросы: рассматриваются финансовые показатели стартапа, информация о прибылях и убытках, балансовые отчеты.
Как проходит комплексная проверка стартапа?
Это зависит от инвестора и стадии развития компании. Сроки — от нескольких недель до нескольких месяцев. Большинство вопросов, связанных с коммерческой стороной и технологией, рассматривают до того, как будут разработаны условия сделки. После проводится более глубокая проверка финансовых и юридических документов.
Чем более зрелым является стартап, тем дольше длится дью-дилидженс, поскольку нужно изучить огромный объем информации. В зависимости от раунда инвестор фокусируется на разных аспектах.
Так, на ранних стадиях имеется меньше информации, и большую роль может сыграть потенциал фаундеров и команды. На более поздних у стартапа больше документации, клиентов и сотрудников. К тому же ставки выше — инвестор вкладывает крупные суммы при высоких оценках — поэтому проверка будет масштабнее.
Что может отпугнуть инвестора во время due diligence?
Наиболее очевидные тревожные сигналы — ложь, мошенничество и грубые проступки. Еще одним «красным флагом» может стать большой отток клиентов: это косвенно указывает, что продукт не соответствует рынку.
Как стартапу упростить проверку?
Главное — подготовить нужные документы. К этому можно приступить сразу после запуска компании, если в будущем она планирует привлекать финансирование.
Это может быть «комната данных» — облачное пространство, которое содержит всю необходимую инвестору информацию об истории стартапа, его деятельности и планах на будущее.
Кроме того, стоит сразу выяснить, каким образом венчурная компания проводит дью-дилидженс и зачем ей нужны те или иные документы.
Как стартапу оценить инвестора?
Компании, которая планирует привлекать средства, также следует проверить потенциального инвестора. Для начала — спросить, какую поддержку он оказывает помимо денежной, и поискать информацию о том, что он сделал для своих портфельных компаний.
Помимо этого, можно связаться с другими фаундерами, которые уже сотрудничали с этим инвестором.
Фото на обложке: Bacho /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Старт работы на Wildberries»
- 1 Как стартапу получить деньги: 10 вариантов финансирования
- 2 Malina VC нарастила долю в сети мини-складов «Даркстор у дома» до 10,83%
- 3 «Яндекс» закрыл десяток своих международных стартапов в области ИИ
- 4 Производитель протезов «Моторика» привлек 100 млн рублей от Московского венчурного фонда
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025