Top.Mail.Ru
Истории

Due diligence: что это за процедура и как ее пройти стартапу

Истории
Дарья Сидорова
Дарья Сидорова

Редактор направления «Истории»

Дарья Сидорова

Вы решили привлечь финансирование для стартапа и нашли заинтересованного инвестора. Что дальше? Деньги не поступят на ваш счет сразу — для начала нужно пройти due diligence или комплексную проверку со стороны инвестора.

В материале — о том, как выглядит эта процедура, сколько времени занимает и почему стартап может ее не пройти.

Due diligence: что это за процедура и как ее пройти стартапу
  1. Истории

Что такое due diligence?

Дью-дилидженс (due diligence) — комплексная оценка стартапа, которую проводит инвестор, планирующий в него вложиться. Процедура позволяет ему подтвердить слова основателя и убедиться, что он может предоставить стартапу не только деньги, но и иную ценность.

Комплексная проверка охватывает три направления.

  • Коммерческая сторона: какую проблему пытается решить стартап, как планирует расти и соответствует ли его продукт рынку
  • Технология: как работает продукт стартапа, кто его разрабатывает и учитываются ли такие факторы, как масштабируемость и безопасность.
  • Финансовые и юридические вопросы: рассматриваются финансовые показатели стартапа, информация о прибылях и убытках, балансовые отчеты.

Как проходит комплексная проверка стартапа?

Это зависит от инвестора и стадии развития компании. Сроки — от нескольких недель до нескольких месяцев. Большинство вопросов, связанных с коммерческой стороной и технологией, рассматривают до того, как будут разработаны условия сделки. После проводится более глубокая проверка финансовых и юридических документов.

Чем более зрелым является стартап, тем дольше длится дью-дилидженс, поскольку нужно изучить огромный объем информации. В зависимости от раунда инвестор фокусируется на разных аспектах.

Так, на ранних стадиях имеется меньше информации, и большую роль может сыграть потенциал фаундеров и команды. На более поздних у стартапа больше документации, клиентов и сотрудников. К тому же ставки выше — инвестор вкладывает крупные суммы при высоких оценках — поэтому проверка будет масштабнее.

Что может отпугнуть инвестора во время due diligence?

Наиболее очевидные тревожные сигналы — ложь, мошенничество и грубые проступки. Еще одним «красным флагом» может стать большой отток клиентов: это косвенно указывает, что продукт не соответствует рынку.

Как стартапу упростить проверку?

Главное — подготовить нужные документы. К этому можно приступить сразу после запуска компании, если в будущем она планирует привлекать финансирование.

Это может быть «комната данных» — облачное пространство, которое содержит всю необходимую инвестору информацию об истории стартапа, его деятельности и планах на будущее.

Кроме того, стоит сразу выяснить, каким образом венчурная компания проводит дью-дилидженс и зачем ей нужны те или иные документы.

Как стартапу оценить инвестора?

Компании, которая планирует привлекать средства, также следует проверить потенциального инвестора. Для начала — спросить, какую поддержку он оказывает помимо денежной, и поискать информацию о том, что он сделал для своих портфельных компаний.

Помимо этого, можно связаться с другими фаундерами, которые уже сотрудничали с этим инвестором.

Источник.

Фото на обложке: Bacho / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Действителен ли товарный чек без кассового
  2. 2 Отличия кассового чека от товарного
  3. 3 Основные отличия ОКПД и ОКВЭД
  4. 4 Job Offer: что это и как выбрать лучшее предложение
  5. 5 Единый реестр радиоэлектронной продукции: что это и как попасть в ЕРРРП
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти