Top.Mail.Ru
Истории

Куда уехать, чтобы построить успешный бизнес? Мнения семи предпринимателей

Истории
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

Если бы у вас была возможность создать успешный проект в любой стране мира, какую бы вы выбрали? Может быть, США с их венчурными фондами? Или Китай – перспективную локацию для IT- и финтех-сферы? Или остались бы в России, чей рынок и менталитет нам наиболее понятны? 

Мы спросили предпринимателей, какая страна видится им наиболее перспективной для развития бизнеса. Вот что они ответили.

Куда уехать, чтобы построить успешный бизнес? Мнения семи предпринимателей

Гаяне Бреиова, ресторатор, основатель Gayane's

Я считаю, что в России можно организовать успешный проект в ресторанном бизнесе. Наши рестораны в последнее время входят в международные рейтинги, занимают первые места, а гастрономические журналисты говорят, что следующим трендом в мире может стать русская кухня. 

Хорошее тому доказательство – появление большого количества успешных рестораторов – молодых, креативных, они начинают с нуля, без опыта, но очень быстро развиваются, ездят на обучение по всему миру и применяют этот опыт на практике.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

В некоторых аспектах мы уже начинаем опережать Европу – в сервисе, автоматизации ресторанов, да и наши гости требовательнее заграничных. Осталось дождаться, когда Гид Мишлен придет в Россию, тогда появится гастрономический туризм. 

У меня есть опыт работы за рубежом – я открыла ресторан в Праге и два года отработала в чужой стране. После этого у меня не осталось иллюзий, что за границей лучше, чем у нас, – надо очень глубоко понимать рынок и его нюансы, чувствовать различия в менталитете, а чтобы все это узнать, нужно много времени.

Даже поиск помещения под ресторан превращается в квест, шаг влево – шаг вправо с туристической улицы и все начинает работать по-другому, а на карте все очень красиво – центр и центр, бери в аренду и открывайся. 

Но это был положительный опыт, он позволил мне взглянуть на ресторанный бизнес по-другому: в Европе есть традиции, они передаются из поколения в поколение, поэтому гости зачастую очень консервативны, а рестораторы живут по своим веками утвержденным правилам. 

Я считаю, что для ресторанного бизнеса перспективны любые мегаполисы, где есть потенциально интересный большой рынок. Мне, например, нравится Лондон – там посредственная еда стоит больших денег, а если готовить так вкусно, как в Москве и Питере, то успех обеспечен.

Но с другой стороны, и в маленьком городе можно создать что-то очень прибыльное, если есть интересная идея. Все зависит от того, что вам поистине приносит радость.

Андрей Корхов, CEO Sarafan Technology Inc

Специфика IT-бизнеса в том, что он не ограничен одним рынком и легко может масштабироваться на весь мир. Поэтому многие сразу же делают упор на международные рынки и даже не пытаются развивать свой бизнес в России. Но в нашей стране тоже есть все условия для развития. Успешные примеры у всех на виду – это такие крупные компании, как «Яндекс», и более узконаправленные – HeadHunter, «1С-Битрикс», «ВКонтакте». 

Наши основные клиенты – это крупные медийные компании. Мы изначально понимали, что ограничиваться одним рынком нельзя – чтобы нарастить прибыль, нужно масштабироваться. 

Начать мы решили в России – здесь, в знакомых реалиях можно дешевле протестировать гипотезу и бизнес-модель. Но почти сразу мы начали прорабатывать и внешние рынки – инкорпорировались в США, нашли клиентов в Германии, Франции, Италии, Испании и Японии. 

Мы оцениваем потенциал рынка по таким показателям, как объем e-commerce, общий трафик, количество крупных медиа. Как и для многих, в нашем случае наиболее перспективны рынки США и Западной Европы. 

Денис Власин, основатель Kiwi Education

Моя компания развивается в Новой Зеландии. Конечно, успешный проект можно построить в России, но есть существенные отличия в ведении бизнеса в этих двух странах. 

  • Во-первых, здесь отсутствует коррупция: невозможно обойти какие-то правила, договориться или дать взятку, чтобы правоохранительные органы закрыли на что-то глаза, тут все по правилам. 
  • Во-вторых, открытость и прозрачность всех процедур ведения бизнеса. Все понятно и очень просто, налоговая зачастую идет навстречу и дает отсрочку, а не блокирует счета сразу в случае просрочки. 
  • Третье значительное отличие – неспешный темп развития бизнеса: в Новой Зеландии достаточно консервативная система. Она похожа на британскую, здесь бизнес делается постепенно. Редко что выстреливает за год, все происходит планомерно, шаг за шагом. 

В Новой Зеландии бизнес – это стиль жизни, а в России, насколько мне известно по опыту моих друзей-бизнесменов, главное – заработать как можно больше, пока есть возможность.


Иван Шкиря, основатель Callibri

Мне кажется, что успешный бизнес зиждется на трех китах: 

  • экспертизе рынка (создать продукт), 
  • умении продавать (маркетинг + продажи), 
  • личных качествах предпринимателя (удача, рвение и предприимчивость).

И если личные качества – это врожденный навык без географической привязки, умение продавать – нарабатываемый навык без географической привязки, то экспертиза зависит от рынка и локации, то есть экспертиза в российском рынке загородного строительства никак не поможет в Африке или Японии. Но есть и рынки без ярко выраженной географической привязки, например, игры.

Я считаю, что строить успешный бизнес надо в стране, где вы (или члены команды) обладаете экспертизой рынка.

У меня есть возможность масштабироваться за границу – в целом для B2B-рынка интересны страны Латинской Америки и Азия (особенно Китай) – но не хватает экспертизы в местных рынках онлайн-чатов и сквозной аналитики. 

Когда мы поймем, в какую локацию наш продукт заходит лучше, – сразу туда двинем. И первый шаг для этого – покупка местных экспертов.


Сергей Шедов, основатель и директор Московской школы программистов

В 2001 году мы открыли проект, который дает школьникам глубокое IT-образование. Я бы не стал открывать аналогичный бизнес за границей. Обучение детей – социальная сфера: этим надо заниматься в родной стране, культуру которой ты хорошо знаешь. 

Дополнительное образование всегда встроено в уникальную систему обучения конкретной страны: чтобы выйти на этот рынок, необходимо внимательно изучить все его особенности.

В России сильно развит сегмент дополнительного образования. В США система устроена по-другому: после школы дети ходят разве что в спортивные секции. 

У меня есть знакомые, которые пробовали открыть IT-курсы для школьников в Барселоне. Выяснилось, что спрос на них настолько низкий, что запускать проект не имеет смысла. 

В Европе и США наиболее престижными считаются профессии адвоката, юриста, врача, а технические специальности не настолько популярны. 

IT-образование наиболее востребовано и активно развивается в Китае, Индии, России и Восточной Европе. В этих странах традиционно сильна математическая школа, дети интересуются программированием.

Максим Чернущенко, основатель и гендиректор Cashwagon

Запуская бизнес в Сингапуре в 2017 году, я уже обладал двадцатилетним опытом работы в финансовой сфере в России и за рубежом. 

Наш финтех-рынок несколько отстает от азиатского. Поэтому мы сфокусировались на разработке платформы потребительского кредитования именно в Азии, чей финтех-сектор уже несколько лет является самым быстрорастущим и перспективным в мире. 

Что удивительно, несмотря на бурное развитие рынка, около 80% потребителей не имеют доступа к классическим банковским продуктам. 

Для нас стало совершенно очевидно, что рынок нуждается в платформе для обеспечения пользователей доступом к финансовым возможностям вне зависимости от наличия счета в банке и кредитной истории. Наблюдая наш стремительный рост, понятно, что мы сделали правильный выбор.

Но в азиатском финтехе не все гладко. Вот основные сложности:

  • малое количество данных для скоринга (у людей нет счетов, кредитные бюро не обладают данными о большей части населения), 
  • в некоторых странах действуют законы, не менявшиеся с шестидесятых годов,
  • финансовая грамотность людей на очень низком уровне (но мы работаем над его повышением).

Дмитрий Пистоляко, сооснователь LinguaTrip и fluent.express

Успешный бизнес можно построить в любой стране – вопрос только в том, что считать успехом. Если для вас, как и для меня, успех – это капитализация 100+ миллиардов долларов, то количество стран заметно сужается. 

У нас изначально была цель – стать мировым лидером и доминировать в каждой стране. 

Я сделал минимальное исследование и понял, что все топовые компании вроде Google и Facebook, которые меняют индустрию, как правило, начинаются из Штатов. Для этого есть несколько причин.

  • Венчурные фонды и доступ к капиталу играют огромную роль в развитии стартапов: разгоняют проекты так, что конкуренты из других стран просто не могут угнаться. 
  • Фонды не сильно контролируют основателей.

Поначалу я пытался привлечь инвестиции везде: и в Англии, и в России, но за полтора года поисков я не раз сталкивался с тем, что инвесторы не понимали, чем мы занимаемся.

Один из топовых российских фондов вообще посоветовал закрыть компанию. Аргумент был такой: «мы пробовали сделать похожий продукт со своей портфельной компанией – у нас он не взлетел, значит, у вас тем более не взлетит». 

За все эти полтора года у нас было только одно предложение на российском рынке: инвестиции в размере 200 тысяч евро под оценку в миллион евро. Среди прочих было условие, что инвестор заходит в совет директоров, и мы должны согласовывать с ним любое решение свыше 50 тысяч рублей. 

На тот момент у нас уже заканчивались собственные деньги, я пошел работать в наем и собирался брать кредит, но все равно отказался. Было понятно, что если мы примем эти условия, то идеальный план с Кремниевой долиной точно провалится: американским инвесторам не понравится, что где-то в России сидит человек, который не сильно погружен в бизнес, но может блокировать решения основателей. 

По прошествии еще полугода нам пришло предложение от 500 Startups, и мы переехали в Долину. Здесь проект стал активно развиваться благодаря инвестициям и нетворкингу.

Материал обновлен 30 сентября в 09:45


Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В России выросло число звонков от мошенников с подменой номеров на банковские
  2. 2 Как мы запускали в Великобритании «убер для уборщиц» и каких ошибок не удалось избежать
  3. 3 Пять советов, которые помогут избежать провала на рынках Европы и США
  4. 4 Александр Цыпкин: «Мы живем в неспокойное время в стране с иногда непредсказуемым будущим»
  5. 5 Швейцария возглавила рейтинг лучших стран для экспатов, Россия — ровно в середине топ-листа
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти