Истории

«Я учусь анимации и иллюстрации в ВШЭ»

Истории
Анна Екомасова
Анна Екомасова

Журналист

Дарья Кушнир

Мы запустили серию материалов, в которой разбираемся, как устроена учеба на интересных направлениях в российских университетах. Наша вторая героиня – Злата Зива, студентка четвертого курса Школы дизайна НИУ ВШЭ.

«Я учусь анимации и иллюстрации в ВШЭ»

Вуз: НИУ ВШЭ, г. Москва

Направление: Анимация и иллюстрация

Стоимость обучения: 550 000 рублей в год

Герой: Злата Зива, 4 курс

О поступлении

До поступления я долго занималась рисованием и иллюстрацией. Мне хотелось не классического образования в области изобразительного искусства, а чего-то более современного и прикладного, поэтому выбор пал дизайн. В 11 классе я дополнительно занималась с преподавателем, чтобы подготовиться к вступительным творческим испытаниям. Из вузов мне больше всего понравилась Вышка из-за бюджетных мест и  того, как о специальности рассказывали на дне открытых дверей. 

Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому и литературе, а также успешно пройти творческий конкурс в вузе. Количество абитуриентов, которые хотят поступить на дизайн в ВШЭ, с каждым годом растет, и конкуренция между ними тоже.

Мне повезло,  я поступила в Школу дизайна на профиль «Анимация и иллюстрация» без экзаменов по олимпиаде «Высшая проба», где заняла призовое место. К ЕГЭ я на всякий случай готовилась на факультете довузовской подготовки в Вышке.

 

Об учебном процессе

После школы мои представления о дизайне были очень ограничены, это сильно изменились за время учебы. Сейчас я уже сама преподаю первому курсу «Технологии» и могу сравнить их опыт со своим. Когда я только поступила, то рисовала только руками, у меня был ограниченный художественный кругозор, не хватало технических знаний и представления о дизайне как о глобальном процессе. Все это я получила в институте. Вышка – это большое коммьюнити, я общаюсь со многими ребятами с других курсов и направлений, у нас много активностей, которые быстро развиваются. Программа меняется почти каждый год, и, мне кажется, в лучшую сторону. У нынешних первокурсников более отшлифованная и обкатанная программа, чем была у нас. 

У наших преподавателей лояльное отношение к студентам, все идут нам навстречу. Я почти не встречала предвзятости и неприемлемого отношения к учащимся. Проблема только в количестве студентов: с каждым годом их все больше, возникают накладки с расписанием и аудиториями, которые все равно решаются, пусть и не быстро. 

Многие студенты старших курсов преподают у младших, в том числе и я.

Как правило, мы помогаем освоить какие-то базовые программы из пакета Adobe, необходимые дизайнеру. Мне очень нравится подобный опыт, потому что хорошо помню себя на их месте, могу войти в положение, так как сама прошла через это. 

Если говорить о соотношении преподавания рисованию «руками» и в программах, то это примерно 40 на 60, но все зависит от направления, и всегда можно скорректировать свой индивидуальный учебный план. 

Большую роль в обучении играет куратор. Это преподаватель, который ведет «Креативное проектирование» – основной предмет четырех лет учебы. В конце каждого модуля студент сдает проект и представляет его своему куратору. Бывает, что у молодого преподавателя почти без опыта студенты делают совершенно потрясающие работы. Мне кажется, что иногда ребята пытаются оправдать свои неудачи непрофессионализмом куратора. Это неправильно. 

Обучение складывается из нескольких частей: первая – творческая и практическая, вторая – общие предметы вроде истории искусств, кино фотографии и т.д., и третья – вариативные дисциплины, которые не относятся к Школе дизайна (социология, философия в базовом варианте) и майнор (дополнительная специальность, которую ты изучаешь два года). Особенность состоит в том, что ты формируешь свой учебный план под себя, выбираешь наиболее интересные дисциплины. За четыре года учебы мне не показалось, что какие-то предметы были лишними. Был сложный момент с майнором, но я сама выбрала далекое от дизайна направление – бизнес и политика. Было интересно, но трудно. 

У каждого студента есть свое портфолио на сайте школы дизайна. Мы обязаны выкладывать свои проекты, это считается частью экзамена. На основе этого, в том числе, формируется рейтинг студентов.

В Вышке существует система оценивания студентов: по каждому предмету есть формула, согласно которой определяется накопленная и экзаменационная оценка. Даже на творческом направлении все к этому привыкли и не возмущаются. Это даже удобно. Ты заранее посмотрел программу учебной дисциплины и понял, что от тебя требуют, какие работы сдавать и как это оценивается. 

Не самое приятное впечатление у меня сложилось от преподавания английского. Очень слабое. Ребятам, которые поступали без уверенного английского, было тяжело. В конце второго курса все студенты Вышки сдают экзамен, близкий по формату IELTS. Тем, кто не учил язык до поступления, было почти невозможно за два года подготовиться к нему. 

О возможностях

Знаю, что до сих пор ведутся споры, где лучше учат дизайну: в Британской высшей школе дизайна или Высшей школе экономики. В пользу Вышки говорит наличие бюджетных мест. Я убеждена, что преподаватели и выпускники хорошие есть в обоих вузах. У нас, кстати, много преподавателей–выпускников Британки. Вообще дизайнерское комьюнити общее, мы все общаемся, ходим друг к другу на просмотры, можем позвать преподавателя из Британки прочитать нам лекцию.

Многие наши студенты задействованы во время учебы в разных проектах. Например, недавно наш однокурсник представил свою коллекцию на неделе моды в Москве. Это очень круто. Я рисовала графику и анимацию для одной выставки. Совсем недавно в Школе дизайна открыли галерею, туда активно привлекают студентов. 

У Школы дизайна есть своя типография, фотостудия, несколько мастерских, студия для аудиозаписи. Мы всегда можем посмотреть, чем занимаются наши коллеги.

Чтобы попасть в нужное место, надо просто записаться. На всех компьютерах стоит полный пакет Adobe, к которому ты имеешь доступ, когда тебе нужно. На первом курсе мы делали проект с использованием 3D-принтера. 

Моя одногруппница училась до перепоступления в Вышку дизайну в Вильнюсе. По ее словам, наше образование более прогрессивное, чем в других странах Восточной Европы. 

О перспективах

На третьем курсе студентам дают брифы (техническое задание): реальные или придуманные заказы, которые мы выполняем в рамках практики. На четвертом курсе моя практика – преподавание, многие мои однокурсники занимаются в мастерских фарфором, печатью и т.д. С третьего курса все начинают работать. Если преподаватели видят активных и талантливых студентов, то помогают устраиваться в хорошие места. Сама я работаю со второго курса. Довольно легко совмещаю это с учебой. Обычно студенты-дизайнеры берут фрилансы. Я работаю в Skillbox, беру заказы на фриланс, а еще у меня своя небольшая тату-студия.  

После выпуска многие дизайнеры работают в студиях, одни уходят в художественную деятельность, другие занимаются дизайном в неспециализированных местах.

Бабушка с дедушкой часто спрашивают, что же я буду делать после выпуска, как зарабатывать. Но я не делю свою жизнь на до и после вуза, моя карьера дизайнера началась несколько лет назад, есть портфолио, поэтому я точно не останусь без работы. 

В будущем мне бы хотелось и дальше заниматься татуировками и своей студией, а еще брать более творческие задачи на аутсорсе. Сейчас большая часть моего фриланса – заказы, связанные с иллюстрацией (стикеры, мерч). Мне бы хотелось создавать принты, рисовать для съемок, в общем, работать без строгих рамок. 

У меня довольно быстро пошло дело со своим салоном – вовлеченность в коммьюнити подарила мне первых клиентов. Дизайнерские знания применяются не только в дизайне, они мощно расширяет кругозор. Необязательно после дизайна идти в студию, вы можете стать художником, ювелиром, кем угодно. В университете не дадут всех необходимых знаний, нужно добирать самому и постоянно учиться. 

Фото: личный архив

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Я учусь робототехнике в ИТМО»
  2. 2 «Час моей работы стоит в несколько раз дороже, чем в “Яндексе”». Как и почему люди меняют интеллектуальный труд по специальности на ручной
  3. 3 Инкубатор для ящериц, азбука Морзе и эффект парника: ученики школ-интернатов о том, как там все устроено

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

01 ноября 2020

04 ноября 2020

08 ноября 2020