Top.Mail.Ru
Истории

Виртуальная реальность. Вам правда хочется чувствовать на себе брызги крови?

Истории
Екатерина Бочкарева
Екатерина Бочкарева

Редактор «Истории» RB.RU.

Екатерина Бочкарева

Виртуальная реальность такова, что не всегда оборачивается пользой для человека. Как не настроить против себя технологии и найти им достойное применение — рассказывает Джереми Бейлинсон.

Профессор Стэнфордского университета и основатель Лаборатории виртуального взаимодействия (Virtual Human Interaction Lab) Бейлинсон изучал VR на протяжении 20 лет. Сегодня он, пожалуй, один из главных экспертов по виртуальной реальности. При этом сам он не считает себя VR-евангелистом.

Бейлинсона очень радует заметный прогресс в технологии. Он видит огромный потенциал в том, чтобы использовать её в качестве симулятора реальности или терапевтического инструмента для людей с ограниченными возможностями. Однако он опасается того, что люди могут использовать изобретение во вред себе. По его мнению, скорый массовый запуск VR в видеоиграх – не самое подходящее применение такой технологии.

В коротком интервью Бейлинсон рассказал о том, как обстоят дела с виртуальной реальностью сегодня, поведал о своих надеждах и опасениях, а также о лучше применении VR. Rusbase публикует перевод интервью.

Виртуальная реальность. Вам правда хочется чувствовать на себе брызги крови?

Как обстоят дела с VR сегодня?

Стало проще, чем когда-либо, отслеживать движения. К тому же заметно улучшилась функция отображения данных на дисплее с использованием дешёвой, неспециализированной оптики.

В общем смысле статус VR сейчас в большей степени обязан вложенным в неё деньгам, а они просто фантастические. Однако, кроме денег, вложено и большое количество энергии. Когда народ из долины начинает интересоваться VR, меня это радует.

jj

Для какого рода переживаний хорошо подходит VR? И для каких не годится?

Когда комиссар Адам Сильвер из баскетбольной ассоциации NBA пришёл ко мне в лабораторию, он думал, что я стану всех уговаривать смотреть игры NBA c очками VR. На самом деле, я не могу представить себе ничего кошмарнее этого.

Я никогда в жизни не носил шлем VR более получаса. Сегодня я редко надеваю его дольше, чем на 5–10 минут. Двухчасовая игра в NBA — мощный удар по системе восприятия. Я думаю, что время от времени можно получать порцию сильных переживаний в VR, но явно не по 12 часов в день.

Почему вы не хотите использовать VR-шлем дольше 30 минут за подход?

Несмотря на то что новые шлемы вроде Rift, Vive, Morpheus гораздо легче и удобнее, задумайтесь, сколько времени вы проводите с устройством. Вредно носить эти очки долго. Дело даже не во времени, а в том, что визуальный опыт от шлема VR неизбежно вызывает переутомление глаз, всякий раз ослабляя ваше зрение.

Однако, все новые системы VR изначально позиционируются как машины для видеоигр. Для геймеров — обычное дело играть по несколько часов в день. Стоит ли из-за этого переживать?

Я считаю, что видеоигры — не самый удачный для VR рынок. Особенно когда речь идёт об играх, где уровень насилия просто зашкаливает. Неужели вам, правда, хочется чувствовать на себе брызги крови? Мне кажется, технология создавалась не для этого.

Я думаю, что не стоит проводить много часов в виртуальной реальностиПо-моему, виртуальная реальность предназначена для тех особенных моментов в жизни, когда ты пытаешься глубже узнать себя или других людей. Возможно, я в меньшинстве, но считаю, что когда игры в VR станут доступны всем, то мало кому по-настоящему захочется играть в них по восемь часов в день.

oculu

Исследование, которое вы провели в лаборатории, сосредоточено на использовании VR для того, чтобы испытывать эмпатию и заботу к окружающему миру. Такое применение находит положительный отклик у людей. Однако учитывая возможные прогнозы, насколько беспокоит вас перспектива того, что виртуальная реальность будет вызывать в людях не только хорошие переживания, а побуждать их к негативным и даже опасным действиям?

Опыт VR изменяет образ восприятия себя и других людей, а соответственно изменяет и поведение. Когда переживания в VR оказываются положительными, то же самое происходит и в реальности. Мы знаем, что переживания меняют нас на физическом уровне.

В своей лаборатории я сосредоточил внимание на просоциальных переживаниях. Не могу глядя вам в глаза, уверенно заявить, что VR работает только в положительном ключе. Не получится. Пугает ли меня мир, в котором каждый может создать поистине ужасные переживания? Да, разумеется, пугает. Меня пугает то, что переживания в играх-шутерах становятся сродни настоящим убийствам. И что порнография заменяет настоящий секс. Представьте, насколько меняется из-за этого способ общения между людьми, как влияет на их взаимодействие?

Я не евангелист виртуальной реальности. Технология мощная. Она аналогична урану, которым можно обогреть дом, а можно истребить целую нацию. Я предпочитаю работать над технологиями, которые приносят нам благо. И это мой личный выбор.

Какое приложение на основе VR может перевернуть мир?

На самом деле, я думаю, что идеальное применение VR — это симулятор квотербека (примечание Rusbase: квотербеком в американском футболе раньше называли игрока-наблюдателя и своего рода тренера, который собирал необходимые данные о команде противника и выстраивал подходящие стратегии для следующего матча). Чаще всего, когда я показываю людям VR, они говорят: «Надо же, могу вообразить, как круто будет действовать эта штука через год. Знаю, как буду использовать её». Когда Дэвид Шоу, консультант из университета Стэнфорда, впервые надел его, то сказал «Вот чего нам не хватало вчера».

Для меня самым сногсшибательным применением VR станет общение. Если бы я мог создать по-настоящему отлаженные системы аватарной коммуникации, то мы бы существенно уменьшили необходимость в перемещениях. Когда я хочу создать нечто подобное, я знаю, что это в моих силах, но делать этого не следует.


О Джереми Бейлинсоне

jjВозраст: 43

Место рождения: Тарритаун, штат Нью-Йорк

Должность: профессор Стэнфордского университета на факультете коммуникаций; директор лаборатории Virtual Human Interaction при Стэнфорде.

Предыдущая должность: ремонтник электродвигателей

Образование: доктор философии, магистр наук когнитивной психологии в Северо-Западном университете в Сан-Франциско и когнитивных наук в Мичиганском университете

Семейное положение: женат, две дочери

Место проживания: Калифорния, Bay Area

virtual


5 фактов о виртуальной реальности

1. Термин «виртуальная реальность» придумал Джарон Ланье, основавший в 1980 первую компанию по продаже VR-продуктов. Сегодня он работает в научно-исследовательском центре Microsoft.

2. Уильям Гибсон, автор эпохального научно-фантастического романа «Нейромант», сравнивает киберпространство VR с «согласованной галлюцинацией».

3. Впервые VR представили в Сан-Франциско во время публичной презентации игры «Dactyl Nightmare».

4. Первый шлем VR, созданный Айвеном Сазерлендом, прозвали «Дамокловым мечом». 

5. Первый в мире симулятор VR — Sensorama, напоминающий игровой автомат, был создан в эпоху хиппи, в 60-х годах.

 sensorama

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Napoleon IT и SAP запустили научно-исследовательский проект для студентов на базе МФТИ, Мюнстера и Стэнфорда
  2. 2 Кто публикует самые важные научные исследования в AI?
  3. 3 Реально смотреть на продукт и его потенциал — как в этом поможет STS
  4. 4 Российские школьники победили на международной олимпиаде по химии в Казахстане
  5. 5 Подружить физиков и биологов: как синхронизировать научную команду за 5 шагов