YOUNG

«У нас нет табу на разговоры о деньгах». Многодетная мама-предпринимательница о финансовом воспитании

YOUNG
Евгения Ханоянц
Евгения Ханоянц

Основатель и СЕО издательства VoiceBook

Анна Меликян

До того, как стать сначала мамой, потом многодетной мамой, а затем и издательницей, я какое-то время работала в отделе финансов издательского дома «Коммерсант». Так что в моем случае личные особенности наложились на профессиональную деформацию. Расскажу, какими принципами воспитания финансовой грамотности пользуюсь со своими детьми. 

«У нас нет табу на разговоры о деньгах». Многодетная мама-предпринимательница о финансовом воспитании

Разговоры о деньгах

В нашей семье принято делиться друг с другом всеми новостями, в том числе финансовыми. Например, если мы с мужем совершаем удачную сделку или получаем бонус, мы рассказываем об этом детям, объясняем, что это такое и как повлияет на нашу жизнь. Аналогично мы поступаем и со сложностями. Если надо поприжаться, я так и сообщаю об этом детям. Например, если мы планировали поехать в отпуск в одно место, но из-за трудностей приходится ехать в другое, я прямо об этом говорю и объясняю почему. Таких тем со временем накапливается все больше, а значит и кейсов у детей в голове тоже остается больше. 

У нас нет табу на разговоры о деньгах, мы хотим, чтобы наши дети понимали: деньги – это инструмент, и знали его цену. Такие разговоры помогают нам поразмышлять вместе с детьми о том, что сколько стоит, как появляются деньги, что можно на них купить. 

Ценник на подарке

Волшебство и магия подарка в нашей жизни присутствуют, но при этом мы всегда обсуждаем, что и сколько стоит, сравниваем, что еще можно купить на эти деньги. 

Детям всегда что-то нужно. Чтобы направлять их «хотелки» в правильное русло, прежде чем пойти в магазин, я обсуждаю с ними план – куда мы идем, зачем и какой у нас бюджет.

Все трое детей знают это слово и понимают его значение. Например, мы идем покупать подарок другу на день рождения. Бюджет – 5 000 рублей. Мы перечисляем вместе с детьми, что можно купить на эти деньги – большой лего или карандаши и куклу. Так я знакомлю детей с понятийным ценообразованием. После каждой покупки я комментирую, сколько потрачено и сколько осталось. 

Shutterstock / Watchara Ritjan

Эквивалент

Детям мало назвать конкретную цену, им нужно дать понятную единицу сравнения: один блокнот или пять киндер-сюрпризов, починить одну старую игрушку и покататься на аттракционах или купить новую. Мы часто с детьми обсуждаем цены и их эквиваленты, пытаемся найти оптимальное финансовое решение – что лучше купить на эту сумму: сладости или полезную вещь. Это помогает сформировать правильную иерархию предмета в материальной жизни семьи. 

Карманные деньги – заработанные деньги

Когда сыну исполнилось пять лет, я стала задумываться о карманных деньгах. Мне хотелось, чтобы первые личные деньги у него были радостным событием, праздником, победой, а не просто бумажкой в подарок от бабушки. Это принципиальная позиция: деньги должны были появиться у него в результате какого-то усилия. 

Как-то на отдыхе мы каждый день обедали в одном и том же кафе, и я в тайне от сына договорилась с владельцем кафе, чтобы мой сын приходил по вечерам подметать и вытирать со стола. За работу ему должны были платить из «рабочего банка», который я оставила. Днем на пляже он попросил у меня молочный коктейль, и я ему сказала, что сейчас я купить его не получится, но он может где-то заработать деньги. Мы пошли в игровой центр спросить, нет ли работы для моего сына. Там ее, конечно, не было, зато в кафе нашлась. Сын был счастлив и горд собой.

На этой гордости каждое утро и каждый вечер он бежал в кафе, чтобы потрудиться. Каждый день он приносил домой 100 рублей, а в последний день принес премию – дополнительные 100 рублей. На эти деньги он купил нам всем пиццу и был очень счастлив.

С тех пор мы не даем деньги на карманные расходы просто так: я считаю это порочной практикой. Деньги – это его зарплата, которой хватает на школьные обеды и проезд до школы.

Терпение и труд

Терпение – очень важный навык, с которым у современных детей проблемы. Они хотят все и сразу. Я же хочу, чтобы ребенок учился ждать. Это позволяет ставить долгосрочные цели, планировать, копить. В связке с финансами терпение можно прокачивать достаточно легко и эффективно. Заодно отрабатывается навык постановки и визуализации желаний. 

Например, сын мечтал купить мне платье. Выбрать на свой вкус – розовое или голубое, в стразах и перьях. И начал копить. Пару раз он срывался, обнулялся и продолжал. У него ушел на это год, а в результате он отвел меня в магазин и купил мне платье.

Не кутить на все

Если тебе с трудом удалось накопить 2 000 или 3 000 рублей, и теперь хочется их прогулять, прогуляй не все. Оставь в запасе 300 или 400 рублей, чтобы копить не с нуля. 

С тратами так же: заходить за черту обозначенной суммы нельзя – это долговая яма.

А чуть экономить, выгадывая, чтобы осталось хотя бы 100 рублей в запасе, можно. Это формирует определенные ожидания и культуру потребления. 

Конечно, импульсивные покупки бывают у всех, в том числе и у нас с мужем. И мы тоже себе позволяем кутить, не добиваться поставленной цели в определенный для этого срок. Но при этом все же стараемся обнуляться не полностью и, конечно же, не в долг. 

Depositphotos / belchonok

Диверсификация портфеля на примере Деда Мороза

Любимый инвестиционный принцип финансовых аналитиков и консультантов мы в семье изучаем на примере Деда Мороза. 

В этом году младшая дочь попросила в подарок «от Деда Мороза» микроскоп. А потом подумала и решила, что его лучше заказать родителям, потому что вдруг Дед Мороз решит, что она себя плохо вела, или не найдет дорогу.

В общем, рисковать главным желанием она не захотела, и решила организовать себе микроскоп по гарантированной программе.

А у Деда Мороза попросила куклу. 

Я была горда, что она решила, что важный подарок надо положить в надежную корзину. В будущем ей тоже придется разделять доходы: что-то класть в инвестиции, играть в долгую, что-то – пускать на подарки, радовать себя и близких, что-то закладывать в подушку безопасности. 

Знания – это не нагрузка, а привилегия

Дочери недавно попросили подарить им занятия по растяжке, как у брата. Мои дети знают, что занятия – это не нагрузка, а привилегия. Так что постепенно у них появляется понимание, что образование – это бонус, подарок, ресурс. 

Со своей стороны я тоже помогаю формировать тягу к отдельным проектам. Например, весной у девочек начнутся занятия в музыкальной школе. Каждый раз, когда мы проезжаем мимо, я говорю им, что здесь находится музыкальная школа. Сюда вы могли бы ходить после садика, но сейчас у нас с папой нет такой возможности, вам туда возить, ресурс, и финансовый, и временной, на это будет только весной. И они ждут, когда мы накопим на эту строку в бюджете, а значит, когда занятия начнутся, воспримут их как награду, и я этому рада.

Фото на обложке: Shutterstock / Trendsetter Images

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как студенту вести личный бюджет: 6 приложений для учета расходов
  2. 2 «Не стоит показывать своим примером, что покупка новых туфель – это высшее благо». Как научить детей обращаться с деньгами
  3. 3 «Деньги дают тебе свободу: ребенку это надо объяснить»

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase