Top.Mail.Ru
YOUNG

«Стоит дороже, а знает меньше»: 6 мифов о спортивных программистах

YOUNG
Матвей Казаков
Матвей Казаков

Руководитель Представительства чемпионата мира по спортивному программированию ICPC в Северной Евразии

Анна Меликян

У программиста есть два пути – промышленное и спортивное. Я уже объяснял, чем отличаются две эти специальности. Теперь разберемся, как у спортивных дела при устройстве на работу. Ведь многие HR-специалисты и руководители сомневаются, подойдет ли им «спринтер». 

Расскажу, как рынок воспринимает спортивных программистов и какие существуют мифы о таких специалистах, и поделюсь советом, как избежать ошибок при работе с ними.

«Стоит дороже, а знает меньше»: 6 мифов о спортивных программистах

Спортивные программисты не способны играть в долгую

Часто спортивные программисты, войдя в систему, становятся главными разработчиками, СТО или организуют собственный бизнес – и это игра в долгую. У них есть стартовый капитал – их навыки и особый способ мышления. Как они будут его развивать зависит от каждого. Может оказаться, что человек действительно однодневка, но это личное качество – это не штамп. 

Спортивный программист не может писать качественный промышленный код, потому что заточен на быстрое решение

Все студенты начинают с одного и того же – изучают языки и пишут код.  Если человек всю жизнь писал упражнения, не надо ждать, что на работе он сразу поймет, как создавать корпоративные приложения. Для этого нужны навыки и это не всегда просто. 

Спортивных программистов тоже нужно учить, как и любого другого выпускника университета. Он же не специалист с десятилетним опытом.

Стоит дороже, а знает меньше

Представим ситуацию: вы – рекрутер, и перед вами два кандидата-выпускника. Один до конца университета занимается спортивным программированием и участвует в профессиональной лиге; второй идет работать и совмещает это с учебой. Естественно, к шестому курсу второй – уже программист с огромным опытом за плечами. Первый же – «зеленый» спортивный программист, который все 6 лет занимался математикой, участвовал в международных соревнованиях. Он ничего не понимает в корпоративной культуре, принципах работы в корпорациях и еще и денег больше просит. Резонный вопрос: «За что мы будем платить»? 

Но этот человек может стать ключевым для решения задачи, с которой не могли справиться десять промышленных программистов. Плюс он гораздо быстрее научится и доработает свои навыки, еще и оптимальным способом, в силу привычки.  На первом этапе он может отставать, но это инвестиция, которая потом окупится. Конечно, если не совершать ошибок.

Shutterstock / GaudiLab

Спортивный программист не против рутинных задач

Есть программисты, которые создают решения, а есть те, которые их поддерживают. Чтобы написать качественный веб-сайт, нужен качественный программист, но не спортивный. Разработка 1С или огромный рынок бизнес-приложений – кому-то это нравится и интересно. Но для спортивного программиста – без шансов. 

Если человека с навыками спортивного программирования нанять на такие проекты, то он их, конечно, сделает, но быстро заскучает и уйдет в другую компанию решать более интересные задачи. 

Если в проекте нет математики, алгоритмов, обработки большого массива данных, машинного обучения, то, скорее всего, вам не нужен спортивный программист.

Узкий рынок для узкого работодателя 

Если мы начнем перечислять компании, не такой уж и узкий. Почему Google делает одни из самых лучших фотокамер? Потому что там трудятся программисты, которые умеют работать с алгоритмами. Камеры по техническим критериям такие же, как у многих брендов, железо одинаковое, но по качеству фотографий она лучше. Это один из ярких примеров, где во главе угла стоят алгоритмы.

Можно сказать, что из одинакового набора железяк одни делают посредственность, а другие – один из лучших на рынке продуктов. 

Или модное направление – беспилотные автомобили. На старте это команда из спортивных и промышленных программистов, когда решение пойдет на конвейер, промышленные будут его поддерживать, а спортивные останутся, чтобы оптимизировать алгоритмы и придумывать новые технологии. Условно говоря, сейчас автомобиль может проехать из пункта А в пункт Б, не нарушив правила, а дальше он еще по пути станет подвозить пассажиров и работать параллельно «убером». Чтобы беспилотный автомобиль стал таким, как раз и нужен спортивный программист, так как продукт будет требовать сложных алгоритмов. Вот за этим известные компании идут за умами в спортивное программирование. 

Shutterstock / Elle Aon

Спортивные программисты не сделали ничего великого

Спортивным программированием занимаются не ради рейтингов – это стиль жизни, общение. Кто-то играет несколько лет, а кто-то играет долго, как Геннадий Короткевич, например. Есть тренеры, которые также продолжают самостоятельно участвовать в соревнованиях, помимо своей тренерской деятельности – Андрей Станкевич, Павел Маврин, Андрей Лопатин. И не только для поддержки формы, но и для удовольствия. 

Кто-то, как Петр Митричев (Google), который когда-то был одним из топовых программистов в спортивном рейтинге, продолжает заниматься олимпиадами, их организацией, но только уже на стороне компании. 

Другие находят интересные проекты в индустрии или организуют свои технологические стартапы. К примеру, Максим Шафиров – CEO JetBrains – бывший тренер команды СПбГУ по спортивному программированию.

Huawei гордится, что у них работает много спортивных программистов.

Самую популярную социальную сеть в России «ВКонтакте» полностью сделали спортивные программисты – участники и победители ICPC. Николай Дуров и Андрей Лопатин, главные технические разработчики ВК и Telegram, дважды чемпионы мира по спортивному программированию.

Из новых интересных проектов – Dasha.AI. – сервис для автоматизации колл-центров, который моделирует человеческую речь с помощью искусственного интеллекта. По данным компании 97% клиентов не отличают разговаривает с ним человек или робот. Пишут программу именно спортивные программисты.

Совет: где и как искать спортивного программиста

Существует огромное количество рейтингов, главные из них: TopСoder и Codeforces. Плюс рейтинговые мероприятия в спортивном программировании. Крупные компании проводят собственные соревнования (Яндекс Чемпионат, VK.Cup, MailRu Cup,Facebook HackerCup, Google Codejam, Google HashCode) для того чтобы привлекать к себе внимание спортивных программистов. Есть олимпиада ICPC, которая проходит без привязки к компаниям, как олимпийские игры.

После пары успешных лет выступлений программиста начинают замечать и приглашать на работу. В текущей ситуации за них бьются: не они конкурируют между собой, а компании конкурируют за них, причем на международном уровне. 

Но так сложилось, что наше комьюнити спортивных программистов достаточно закрытое. Мы открыты для вступления новых программистов, к новичкам всегда очень лояльно относятся, все друг друга знают. Но с компаниями контакт не такой налаженный. Поэтому, как только компания захочет быть интересной для спортивных программистов, ей необходимо понравиться комьюнити. 

Если появляется какой-то интересный продукт, то новости быстро расходятся, и им постепенно начинают интересоваться. Бывает и наоборот, когда компания хорошо о себе заявила, но по факту оказалось, что задачи там достаточно простые и рутинные, тогда в скором времени все сообщество будет знать об этом. Компании нужно предложить сообществу то, что оно оценит.

Фото на обложке: Shutterstock / Monstar Studio 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Хочешь превратиться в программиста? Будь готов остаться вечным студентом
  2. 2 Чему я научилась, проиграв хакатон «ВКонтакте»
  3. 3 «Моя цель — разрушать стереотипы». Студентка – о выборе между карьерой ученого и программиста
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта