YOUNG

«Многих подкупает история о том, что я 14-летний дизайнер». Как российская школьница развивает свой бренд одежды

YOUNG
Дарья Кушнир
Дарья Кушнир

Редактор

Дарья Кушнир

В девять лет Дарья Ненашева работала в бутике у сестры, а уже в 14 создала линию одежды. Сейчас Даше 15 лет, она продолжает развивать свой бренд Spray и готовится к ОГЭ. Она рассказала, во сколько обошелся запуск первой коллекции, насколько дизайнеру нужно образование и почему долги нужно отдавать даже родителям .

«Многих подкупает история о том, что я 14-летний дизайнер». Как российская школьница развивает свой бренд одежды

«До сих пор неясно, где мои проценты»

Несмотря на то, что у нас в семье очень поддерживают стремление детей к самостоятельности и финансовой независимости, к моей идее пойти по пути дизайнера одежды родители отнеслись со скепсисом. Мама поддерживала меня, но в семье шутили, что меня «змея гламура укусила» — считали, что всеми этими фантиками на жизнь не заработаешь. Пришлось доказывать обратное. 

Когда мне было 9 лет, родители помогли старшей сестре открыть салон по прокату платьев в Москве. Они с мамой регулярно летали в Милан и постоянно обновляли ассортимент. Сестре всё это было неинтересно, а я темой загорелась — даже была лицом детской коллекции и работала после школы в бутике. Думаю, я внесла немалый вклад в бизнес сестры — до сих пор неясно, где там мои законные проценты от продаж. 

Профессионально учиться дизайну я начала в 11 лет в Детской школе искусств «СТАРТ», на архитектурном курсе. Мои сокурсники были на порядок старше меня — подростки 14-15 лет. Быстро стало понятно, что серьёзные архитектурные формулы мне даются с большим трудом и мало связаны с тем, чем я хотела заниматься, поэтому вскоре я перевелась на соседний курс — «Модный театр». Там мне очень повезло с преподавателем — Альфией Матвиенко, которая научила мыслить и чувствовать как дизайнер. Затем я пошла к ней на индивидуальный курс с прицелом на подготовку к поступлению в Parsons. 

Параллельно с учебой я начала подрабатывать у российских и зарубежных дизайнеров. Делать приходилось примерно всё, даже очень далекое от моды — от ведения инстаграма, выполнения мелких офисных поручений и помощи на фотосессиях до посещения закрытых показов. Тогда я смотрела в рот всем, кто давно работает в фэшн-мире и активно заводила новые знакомства в индустрии моды. 

Как узнать своего пользователя и заработать на этом деньги

К 14 годам я созрела для более серьезного опыта. Среди интересующих меня компаний был бренд LA story (владелица Анна Седокова). Я очень хотела к ним попасть, но понимала, что мои письма с резюме тонут в почте. Но я была очень настойчива — отправляла им резюме снова и снова, десятки раз. Наконец, меня пригласили на собеседование и предложили работу.

В LA Story я проработала около полугода. Там разобралась во внутренней системе работы фэшн-бизнеса, научилась обрабатывать большой поток заказов, держать планку качества и клиентского сервиса, соблюдать сроки. Очень благодарна команде за тот опыт, который мне передали, за все знания и понимание индустрии, которые от них получила, но в итоге наши пути разошлись. Именно в LA Story я замахнулась на то, чтобы отшить свою первую коллекцию. 

Как все начиналось

Наш стартовый капитал был 150 тысяч рублей — эти деньги я заняла у родителей, целиком потратила их на материалы и оплату работы по первой коллекции. Долг я вернула через три месяца и сразу начала зарабатывать. Вернуть деньги для меня было принципиально — только так они могли поверить в жизнеспособность моей идеи и в то, что я могу себя этим прокормить. 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от sssssspray™ (@sssssspray)

Первые модели получились эффектными, но сложными в производстве и, как оказалось, совсем не подходящими для коммерции. Пришлось упрощать их для потребителей и адекватной себестоимости. В этом помогла технолог Юлия — она работает конструктором и портнихой в ателье, где нам отшивают заказы. Я приехала к ней с огромным чемоданом образцов ткани — вообще в них не разбираясь. Юлия  обучила всем нюансам, за что я очень благодарна. Во многом благодаря Юлии полгода назад я и запустила свой бренд Spray. 

Я очень требовательна к себе и к другим, не хочу ни на миллиметр от задуманного отступать. Иногда бывает, что даже клиенты говорят, что всё вышло круто, но для меня — «нет, это не то, надо переделать, может сидеть ещё лучше, может выглядеть дороже». Не знаю, как Юлия меня всё ещё терпит. 

До сих пор не верю, что мне удалось выйти в плюс: в конце концов, в стране кризис, покупательская способность резко падает, а конкуренция в фэшн-бизнесе очень высока. Тем не менее коллекцию мы выпустили в середине июня, продажи стартовали в июле, и уже к октябрю выручка составила около 500 тысяч рублей. 

Бизнес-плана, кстати, у нас не было. С продажами ведь никогда точно не угадаешь — что-то выстреливает, что-то остается в тени. 

Как устроен бизнес

Я сразу отказалась от схемы рядовых шоурумов, в которых пачками лежит заштампованный трикотаж и одна модель костюма в трех цветах и трех размерах. У них есть задача продать вот эти S, M, L, а мне изначально было важно, чтобы у нас нигде не лежали готовые вещи. Мы все делаем on demand — пришел заказ, и мы с клиентом всё решаем индивидуально, адаптируем модель под него. Так работают хорошие люксовые бренды, и мы решили действовать по такой же схеме, хоть у нас и совсем другая стоимость. Это подкупает клиентов — в нашем ценовом сегменте я такого не видела. 

Клиент может выбрать модель из 15-20 вариантов цветов, и изделие мы будем подгонять под его уникальные особенности — рост, нюансы фигуры. Если женщина беременная или хочет одинаковые костюмы себе и ребёнку — тоже не проблема, мы все сделаем. Получается почти индивидуальный пошив. При этом цена для всех одна и та же, и срок изготовления всегда 2-4 дня. По Москве мы отправляем заказ на доставку в течение 10 минут после готовности — если, конечно,  это удобно клиенту.

Сначала финансами мы занимались с мамой (у нее своя консалтинговая компания, она про финансы знает все), но теперь я спокойно делаю это сама. Сначала думала, что цифры это не мое, но быстро стало понятно, что в бизнесе надо уметь считать. 

За продвижение я сразу взялась самостоятельно — просто пошла и начала рассылать сухие сообщения в директ публичным персонам и договариваться об обычном, всем известном, но не всегда эффективном бартере. Многих подкупила история о том, что я 14-летний дизайнер — именно на это многие и откликались — вроде ребёнок, как не помочь. После от лидеров мнений пошли рекомендации в массы.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от sssssspray™ (@sssssspray)

Моя целевая аудитория — средний и высокий класс — в такой среде сервис очень важен, поэтому ключевую ставку сделали на него. Есть такие места, куда ты возвращаться не хочешь, потому что чувствуешь, что для них ты всего лишь очередной клиент. В Spray мне было важно, чтобы даже когда клиентов много, каждый ощущал себя самым значимым для нас человеком. Вижу, что любовь к клиентам взаимна — около 80% из них к нам возвращаются. Приятно, когда новые заказы оформляют уже не только для себя, но для друзей и членов семьи. Мы идём навстречу, делаем скидки на большие заказы. 

Сейчас нас покупают люди с разным кошельком, из разных стран, разного возраста. Изначально в моей голове была заложена целевая аудитория 18-35 лет — платежеспособные люди, которые могут обеспечивать нам оборот. Но текущий возрастной диапазон наших клиентов скорее от 17 до 40 лет — считаю, это хороший показатель. 

Самый приятный отзыв для меня — это не слова, а хорошие фотографии. Чувствуешь какой-то драйв, когда человек не просто поблагодарил, а надел это на себя, ему нравится — причем, настолько, что он готов идти в этом в мир, показывать, публиковать, отмечать нас. 

Что сейчас

Сейчас у нас маленькая команда. Кроме меня в штате конструктор и швея — та самая Юлия. Она уже прекрасно знает мои вкусы и потребность в высоком результате. 

Все остальное — финансовые, организационные, коммуникационные вопросы я пока держу в своих руках. Мне проще всё контролировать самой. С удовольствием и оперативно отвечаю в инстаграме. Инстаграм – основной источник клиентов. Пока он маленький, у меня есть планы его развивать. Сейчас клиенты советуют нас знакомым, так мы поддерживаем объем заказов. Средний чек: 10–15 000 рублей, средняя выручка составляет 170 000 рублей в месяц.

В основе первой коллекции был расслабленный повседневный стиль. Но мне стало немного скучно в базовом оверсайзе, и сейчас мы завершаем новую коллекцию, в которой будет нечто экстравагантное. Мне нравится, что современный мир позволяет вести игру в большие формы и привычным образом сочетать утонченные модели с чем-то уютным и мешковатым. Мой фаворит на сегодня — корсеты с пуховиками. 

Недавно за семейным ужином встал вопрос о состоянии моих дел, и я показала цифры. Тогда сомнения родителей развеялись и теперь разговоров в стиле «туда не ходи» уже не возникает. Теперь меня подстрекают фразами вроде «На международный-то уровень не выйдешь, ты же не будешь китайскими заводами свою одежду штамповать». Параллельно я готовлюсь к сдаче ОГЭ — учусь в школе №1520. В будущем планирую поступать в НИУ ВШЭ на дизайн. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Хейт я обожаю, потому что из него всегда можно вытащить юмор». Чума Вечеринка («Луи Вагон») – о YouTube-карьере и работе с большими брендами
  2. 2 «‎‎В один месяц ты можешь заработать сотку, а в другой – всего пять тысяч»: Что такое реселл и почему этим занимаются подростки
  3. 3 Как два подростка открыли издательство «Параллель Комикс» и выпустили Marvel в России

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase