Авиакомпания Ryanair предлагает размещение рекламы на внешней стороне своих самолетов

Расскажите друзьям
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Почему эксперты называют авиаперевозки "ужасным бизнесом", и как еще авиакомпании пытаются бороться за дополнительный доход

Ирландская авиакомпания Ryanair продолжает изыскивать альтернативные источники дохода. Некоторое время назад ее руководство всерьез планировало, например, брать с пассажиров деньги за посещение уборной. Сегодня компания объявила о том, что готова размещать наружную рекламу на внешней стороне своих 303 самолетов. Как сообщает издание The Irish Independent, минимальная стоимость рекламного места - 20 тысяч евро. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что авиакомпании стараются заработать всеми возможными способами - по мнению многих экспертов, это один из самых ужасных рынков.

Авиакомпании имеют богатую историю поиска дополнительных вариантов заработка - бронирование отелей и автомобилей, перевозка багажа, питание на борту, продажа бонусных миль банкам-партнерам, приветственные коктейли на борту и т. д.

А среди оригинальных (если не сказать больше) идей Ryanair: перевозка пассажиров стоя с ценой билета от 1 евро. Разумеется, ничего такого компании не разрешили, хотя ее СЕО Майкл О’Лири и заявлял, что если случится авиакатастрофа, то ни один ремень безопасности никого не спасет. Также в Ryanair размышляли над тем, чтобы убрать из самолетов одну уборную и освободить пространство для большего количества посадочных мест, предоставлять порнографическую продукцию за отдельную плату, разработать самолеты с широкими дверьми для сокращения времени посадки и высадки пассажиров и обложить "налогом на жир" пассажиров с избыточным весом. Теперь - реклама. Разумеется, эта идея Ryanair, как и все в мире, не нова: Air New Zealand размещала на внешней стороне своих самолетов рекламу фильма "Хоббит". Рекламу Ryanair планирует размещать и на посадочных талонах, и в салонах самолетов.

Почему авиаперевозки - ужасный бизнес?

В том, что авиакомпании стараются либо всеми возможными способами дополнительно заработать, либо выделиться и запомниться, нет ничего удивительного. Рынок авиаперевозок отличается высочайшим уровнем конкуренции (и притом весьма жестокой).

Огромной рыночной силой обладают поставщики и производители самолетов, а также сами клиенты. Кроме того, велика угроза появления все новых и новых конкурентов - барьеры для доступа в отрасль гораздо ниже, чем кажется.

Оракул из Омахи Уоррен Баффетт относит авиакомпании с трудно обнаруживаемыми конкурентными преимуществами к классу "ужасного бизнеса" для инвестиций (это бизнес, который быстро развивается, требует огромных капиталовложений и приносит мизерную отдачу). В 1989 году компания Баффета Berkshire Hathaway купила привилегированные акции главной авиакомпании США US Air, и Баффетт считает большой удачей, что ему удалось их продать девятью годами позже и заработать на этой сделке. В последующее десятилетие компания дважды (!) обанкротилась.
По мнению известного американского бизнесмена Дональда Трампа, владея авиалинией, нельзя серьезно разбогатеть.

"Авиалинии - дорогое удовольствие, конкуренция на этом рынке жесточайшая, а цены на билеты слишком низки для получения хоть какой-то прибыли. Я не знаю никого, кто заработал бы миллиарды на авиалиниях", - говорит Трамп, приводя в пример Ричарда Брэнсона. Да, его корпорация Virgin Group владеет Virgin Atlantic Airways (а также Virgin America и Virgin Australia), но будь этот бизнес единственным у Брэнсона, своих миллиардов он не заработал бы никогда. Как известно, среди бизнес-направлений Virgin Group - книги, алкогольные и безалкогольные напитки, интернет, видеоигры, телевидение, кабельная и мобильная телефония, радио, звукозапись, железнодорожный транспорт и т. д. Компании Virgin Atlantic Airways пришлось пережить и период серьезных финансовых трудностей в начале 90-х, и жестокие нападки со стороны British Airways.

Southwest Airlines - пример успешной стратегии в авиаперевозках

Баффет считал ужасными те авиакомпании, конкурентные преимущества которых трудно обнаружить, и таким компаний на рынке множество.

Но относительно Southwest Airlines эксперты, аналитики и теоретики в области экономики единодушны: это одна из величайших компаний в сфере авиаперевозок, которой стараются подражать очень многие конкуренты, но каждый в итоге терпит неудачу в этом копировании. Хотя, вообще-то, Southwest Airlines никогда не делала секрета из своей стратегии.

Компания начала работу в 1971 году в штате Техас и осуществляла рейсы всего в три города. Southwest Airlines стала одним из мировых лидеров, потому что ее ценовая политика всегда отличалась от предложений других авиакомпаний (в выгодную для пассажиров сторону), ведь изначально она конкурировала… с наземным транспортом, а не с другими авиаперевозчиками. Разумеется, цены на билеты - не единственный козырь Southwest Airlines. Важны и частота рейсов, и второстепенные аэропорты, и другие детали. Кроме того, компания не пытается стать "всем для всех" (в противном случае ее, как и многих других, ждала бы неудача). В течение всей своей истории компания четко знает, для каких групп клиентов работает, знает, чего они хотят от авиаперевозчика, и придерживается этого.

У компании уникальная культура и стратегия, и ей удается привлекать именно тех сотрудников, которые впишутся в ее условия. В Southwest Airlines годами оттачивали методы приема новых специалистов. И именно это обеспечило ее успех и в условиях эры глобальной открытости, о которой рассказывал Дов Сайдман. Креативный подход к рабочим вопросам и вовлеченность нельзя прописать в должностной инструкции - нужно изначально набирать творческих людей, даже на позицию стюардессы. В одном из самолетов Southwest Airlines, летящих в Лас-Вегас, перед самой посадкой  стюардесса могла бы следовать должностной инструкции и банально проверить состояние ремней безопасности. Однако она смогла сделать так, чтобы пассажирам самим захотелось выполнять правила. Для этого ей всего лишь вместо шаблонной фразы потребовалось сказать: "Достоверно известно, что если вы, перед тем как покинете самолет, сложите ремни безопасности на сиденье, вам улыбнется удача в казино". Многие пилоты помогают обслуживающему персоналу и пассажирам (хотя это точно не входит в их прямые обязанности).

Именно Southwest Airlines Джим Коллинз поместил в список "великих по собственному выбору", а ученица всемирно известного ученого Майкла Портера и автор книги "Ключевые идеи. Майкл Портер" Джоан Магретта считает, что если бы существовала Нобелевская премия за стратегию бизнеса, то ее нужно было бы вручить Southwest Airlines.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Войны интеллекта: люди против машин
24 июля 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase