Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как музей может стать бизнесом: опыт создателя Музея международного пряника в Туле

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

В каждом регионе России есть музей того, чем этот регион славится (кружева в Вологде, ситца в Иваново и так далее).

Как музей может стать бизнесом: опыт создателя Музея международного пряника в Туле
В сентябре 2014 года Музей международного пряника заработал в Туле. RB.ru побеседовал с его создателем Татьяной Агибаловой и узнал, как получается совместить с бизнесом элементы творчества, социальной работы и просвещения и при этом получать прибыль.


Фото: Музей международного пряника

- Как пришла идея создать этот проект? Кто входит в творческую группу, которая занимается музеем? Что он собой представляет?

- Идея пришла во время путешествия по Европе. В маленьком чешском городке я увидела баннер, который гласил: "Пардубице - город пряников". Это было удивительно, потому что всю жизнь городом пряников для меня была Тула. В этот момент пришла мысль, что Тула славится пряниками тульскими, но ведь существует еще большое количество пряников в разных странах. Так пришла идея "объединить" все пряники в одном пространстве. Так получился Музей международного пряника. Конечно, основной частью экспозиций являются тульские пряники, но представлены пряники и рецепты из разных стран мира - из Мексики, Китая, Индии и других. Создатели музея - тульские дизайнеры. Это даже скорее не совсем музей, а творческие мастерские - каждый желающий, начиная с трехлетнего возраста, может научиться печь тульские пряники и расписывать имбирные пряники. Все экскурсии у нас проходят в форме занятий. Экспозиции тоже есть. Мы не похожи на стандартные музеи - у нас очень уютно, по-домашнему, тепло, очень вкусно пахнет. У нас можно понюхать специи, потолочь в ступке, например, корицу, продегустировать мед, который добавляют в пряники. У нас есть огромный пряничный человек, с которым можно сфотографироваться. Сейчас мы достигли того уровня, что у нас есть собственное пряничное производство - не тульских, а европейских имбирных (шоколадных, с цукатами и т. д.). У нас представлено все, что связано с домашней выпечкой, есть кондитерская. Для создания наших пряников мы проанализировали очень много рецептов, подбирали и в итоге выработали уникальный, собственный рецепт. Но в секрете мы его не храним - если кто-то просит, обязательно делимся.

- То есть вы создавали музей с компаньоном? Чем вы занимались до того, как открыли музей?

- По образованию я историк, до того как создать музей, работала в сфере маркетинга, рекламы и PR. Я - директор и организатор музея, и есть еще один преподаватель мастер-классов, ее можно назвать моим компаньоном. Она не совладелец, наемный сотрудник, но очень много делает для музея. Я координирую работу всех подразделений, политику музея, выстраиваю коммуникации, а мастера занимаются своими делами.



- Как набирали сотрудников? Сколько их сейчас?

- В музее работает шесть человек. Выбирали мы тех людей, кто по-настоящему любит то, чем занимается, любит работать с людьми (разумеется, с соответствующими образованием и опытом). У нас работают необыкновенно одаренные кондитеры и мастера.

- Вы участвуете в городских и областных мероприятиях. В каком формате это происходит?

- В основном, в формате мастер-классов. Мы работаем меньше года (музей открылся в прошлом сентябре), но за это время мы уже поучаствовали во множестве благотворительных проектов. Мы работаем с социально незащищенными детьми - их к нам приводят из интернатов, и мы занимаемся с ними на безвозмездной основе. Мы работаем с центрами, где есть дети с отклонениями в развитии, с детскими лагерями, с продленными группами в школах, с детскими садами…


Фото: Музей международного пряника. Тематические изделия.


Фото: Музей международного пряника.

- Вы готовите пряники на заказ?

- Да. У нас есть мастера, которые занимаются индивидуальными заказами: готовят пряники на юбилеи, свадьбы, дни рождения. Бывают и корпоративные заказы - так, мы работаем с рядом гостиниц, которые заказывают пряники для своих посетителей. В плане корпоративных заказов очень насыщенный был предновогодний период. Есть и заказчики из других городов и других стран, например, наши пряники уезжали и во Францию, и в Испанию, и в Германию.

- А иностранные туристы бывают у вас в музее?

- Конечно, каждую неделю. У нас были испанцы и французы, несколько раз были немцы, приезжали американские туристы. Если почитать нашу большую книгу отзывов, то это бальзам на душу: много добрых записей на разных языках, разными почерками.

- При музее есть небольшое кафе, верно? Чем кормите посетителей? Только пряниками?

- У нас можно выпить чаю, но, конечно, не только с пряниками, а с другими традиционными тульскими лакомствами: с белевской пастилой, с зефиром и мармеладом. У нас очень хорошая чайная коллекция - иногда люди заходят просто попить чаю. И каждый мастер-класс у нас заканчивается именно этим - традиционным русским чаепитием с тульскими сладостями. В Тульской области много интересной кондитерской продукции - вся белевская линейка, очень вкусные суворовские конфеты (у нас они пока не представлены, но это в планах).


Фото: Музей международного пряника

- А на какие средства создан музей? На что больше всего пришлось потратиться?

- Пока в ход идут личные финансы, но мы стараемся участвовать во всех государственных проектах с грантами. Больше всего средств ушло на ремонт арендованного помещения и на специальное оборудование. Пекарня там базировалась и раньше, сейчас у нас кондитерская собственная, там занимаются только выпечкой. Больше всего прибыли, конечно, приносят мастер-классы. От неприбыльных направлений работы мы стараемся избавляться. Если оценивать в целом, то на небольшую прибыль мы уже вышли. Дальше мы попытаемся расширить музей. У нас уже есть предложение переместить часть мастерских в тульский кремль. Для этого потребуются инвестиции - помещение нужно будет оборудовать заново. Мы пришли к выводу, что необходимо искать поддержки в разных структурах, заинтересованных в продвижении здорового образа жизни, работе с детьми. Мы тесно сотрудничаем с местной ГИБДД - у нас есть специальная программа для детей, которые проходят реабилитацию после автомобильных аварий, мы участвуем во всех мероприятиях, которые проводит ГИБДД, на мастер-классах учим детей рисовать на пряниках знаки дорожного движения.

- Что касается народных промыслов - вы собираетесь их продвигать? Только пряничный или что-то еще?

- Конечно, не только пряники. Сейчас мы загорелись идеей создания традиционных русских тряпичных кукол. В Тульской области существовало несколько видов таких кукол, а по России в целом я насчитала 55 видов кукол - и это только обрядовые, обереговые или игровые, но это, конечно, не полный список. Раньше на Руси была традиция - фактически с рождения до смерти человека (как правило, женщин, но и путников, и воинов) сопровождал оберег в виде куклы. Мы хотим проводить мастер-классы по созданию тряпичных кукол для детей и взрослых - мы уже нашли специалиста, занимаемся созданием коллекции этих обрядовых кукол. Куклы получаются очень добрые и разные - кукла "в дорогу", кукла - колокольчик на дверь, куклы, с которыми встречают весну, рождественские. Своими руками можно сделать себе милый талисман - мне кажется, это очень интересно. Еще хотим открыть мастер-классы по изготовлению баранок, марципановых (это уже европейская традиция) и шоколадных фигурок. Конечно, планов у нас очень много - нам бы побольше времени и соратников, и все получится. Идея очень благодарная - на работе вообще нет никакого негатива. И даже если люди приходят к нам в не очень хорошем настроении, попадая в сказочную атмосферу, они уже не могут сердиться.



Татьяна Агибалова - участница конкурса предпринимателей "Бизнес-успех", проводимого "Опорой России".

Галерея

Галерея

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сервис «Островок» начал работать с частными собственниками недвижимости
  2. 2 Как отелю грамотно выйти на новый регион для открытия филиала
  3. 3 Как организовать собственное производство косметики
  4. 4 Как самостоятельно открыть VR-клуб
  5. 5 «За деньги — да»: зачем бизнесу переезжать внутри России
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти