Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"КамАЗ" достанется немцам до конца года

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Покупателем 42% акций "КамАЗа" может стать немецкий Daimler

"КамАЗ" достанется немцам до конца года
"КамАЗ" будет продан иностранцу уже до конца этого года. Самым вероятным покупателем пакета акций крупнейшего российского производителя грузовой техники называется немецкий концерн Daimler. В случае положительного решения переговоров, немцы поделятся с российским автогигантом своим ноу-хау, а "КамАЗ" своим богатством - производственными мощностями и крупной дилерской сетью по всей России.

"Тройка диалог", став крупнейшим акционером "КамАЗа" (54,4% акций) в апреле этого года, сразу дала понять, что готова расстаться более чем с 25% акциями завода. Другим крупным акционером "КамАЗа" является государственная корпорация "Ростехнологии" (37,8% акций).

"Тройка диалог", будучи акционером "АвтоВАЗа", уже имела опыт продажи российского завода иностранцу. Именно инвесткомпания проводила сделку с Renault, которая купила в начале года четверть "АвтоВАЗа".

Следом "Тройка" начала искать стратегического партнера из числа иностранных концернов и для " КамАЗа". В "Тройке" даже не исключали, что схема будет аналогичной "автовазовской" - планировалось продать такой же пакет в 25% акций. В числе главных претендентов на четверть российского производителя грузовиков назывались Volvo, Iveco, MAN, Scania, DAF и Daimler. В конце прошлой недели стало известно, что явным фаворитом в этой гонке является немецкий Daimler. Как сообщила пресс-служба "Тройки", в ходе переговоров с различными западными производителями грузовиков именно немецкий концерн был выбран эксклюзивным партнером по дальнейшим переговорам.



Правда теперь речь идет не о 25% акций, а более крупном пакете в 42%, которые может купить Daimler. Об этом в пятницу заявил глава совета директоров "Тройки диалог" Рубен Варданян. Немецкий автоконцерн уже начал due dilligence российского завода, который должен завершиться в сентябре-октябре этого года. Переговоры с Daimler ведут как представители "Тройки Диалог", так и топ-менеджмент "КамАЗа". Сумму сделки, которую в случае положительного развития событий планируется закрыть до конца года, не раскрывают.

Зачем Daimler российский производитель грузовиков

В немецком концерне объясняют свой интерес к покупке "КамАЗа" амбициями на российском рынке. Россия по итогам 2007 года стала крупнейшим рынком в Европе с объемом продаж 154 тыс. машин грузоподъемностью более 6 тонн. По прогнозам, этот рынок будет расти не менее чем на 20% в год в 2008-2009 годах. Немцы же чувствует себя на российском рынке не очень хорошо. Среди европейских производителей компания - только на пятом месте. По итогам 2007 года заняла долю 8,18% (только среди европейских производителей), продав около 1600 автомобилей. А в этом году даже начала терять свои позиции. В первом квартале Daimler продала всего 288 грузовых автомобилей Mercedes-Benz против 308 в первом квартале 2007 года.



"КамАЗ" же на российском рынке является крупнейшим производителем грузовой техники и занимает 30% всего грузового рынка. Немцев привлекают мощности завода в 50 тыс. машин в год и разветвленная дилерская сеть по всей стране. То же самое интересовало и французский автоконцерн Renault, когда он покупал "АвтоВАЗ".

Как альтернативу Daimler рассматривает и возможность строительства собственного завода в России. По неофициальным данным, концерн даже приобрел 200 га земли в 40 км от Москвы, на котором можно построить аналогичный "камазовскому" завод на 50 тыс. автомобилей в год. Однако партнерство с "КамАЗом" дает возможность выстрелить на российском рынке значительно быстрее.

Зачем "КамАЗу" иностранец

Конкурировать с российской грузовой техникой в цене не может ни один европейский производитель. Продукция "КамАЗа" является самой дешевой в России. Более опасными конкурентами для российского производителя являются китайские грузовики, которые стали появляться в последние годы как грибы после дождя. Однако европейцы решили строить в России заводы и вскоре смогут продавать больше современной грузовой техники в России и дешевле. Например, Volvo строит полноценное местное производство грузовиков в Калужской области (подробнее см. в предыдущем материале), следом идут и другие концерны.

Мощности же " КамАЗа" загружены до предела, практически все модели устаревшие. Поэтому ноу-хау, которыми обещает поделиться Daimler, ему жизненно необходимы для освежения модельного ряда и улучшения технических характеристик. Партнерство с иностранцами поможет "КамАЗу" удержать свои позиции в России. Ведь каждый год "КамАЗ" отдает свою долю на откуп иностранцам, пусть и не так быстро, как например, это происходит на легковом автомобильном рынке. Если четыре года назад "КамАЗ" занимал 37,3% российского рынка тяжелых грузовиков (полной массой 14-40 тонн), то в первом полугодии прошлого года - уже 31,8%. В то же время доля иностранных производителей этой техники увеличилась за этот же период с 32,7% до 43,6%.

                                          Сведения о реализации участниками российского рынка автомобилей 
                                          полной массой 14 - 40 тонн (изменение доли рынка):
 
Наименование

Страна регистрации

Доля на рынке, %

 

 

 

  2003

2004

2005

2006

1
полугод. 2007

ОАО
«КАМАЗ»

Россия

35,6

37,3

34,7

33,5

31,8

РУП «МАЗ»

Белоруссия

21,9

18,3

16,2

11,5

11

ОАО
«АЗ Урал»

Россия

9,8

10,5

10,7

10,3

11,6

ОАО «КрАЗ»

Украина

1,7

1,2

1,1

1,5

2

ОАМО «ЗИЛ»

Россия

0,1

-

-

0,1

-

А/м иностранного производства

Разные

30,9

32,7

37,3

43,2

43,6

                                                                Источник: отчетность "КамАЗа"

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Беспилотные автомобили: кто разрабатывает их в России и что мешает развитию рынка