Ольга Самофалова
Их доля на российском рынке сократилась до уровня 2006 г.
Китайский автопром, казавшийся последние годы главной угрозой отечественного автопрома, начал снижать темпы роста. Такой вывод содержится в опубликованном сегодня маркетинговом отчете аналитического агентства "Автостат". Нейтрализовать китайскую угрозу на автомобильном рынке удалось не без помощи российского правительства, отмечают эксперты.
"Автостат" опубликовал в пятницу маркетинговый отчет "Автопром Китая и его экспансия на российский рынок". В этом году темпы прироста продаж китайских автомобилей упали. По итогам первого полугодия их доля на рынке иномарок сократилась до уровня 2006 г. и составила 2,4%. По итогам всего 2008 г. продажи китайских автомобилей упадут почти на 14% до 50 тыс. штук, прогнозирует агентство "Автостат".
Еще недавно многие эксперты пророчили китайским производителям светлое будущее на фоне агрессивной экспансии. Нынешнюю ситуацию эксперты агентства объясняют рядом мер, которые предпринимает российское правительство в поддержку отечественного автопрома. Константин Романов из ИК "Финам" объясняет снижение доли китайских брендов в России, прежде всего, прекращением сборки Chery на "Автоторе".
Как устранялась угроза
Все сборочные проекты китайцев, в том числе существующие, нельзя назвать полностью успешными, говорят в "Автостате". "Главная причина в том, что ни один из них так и не получил в свое время таможенных льгот на работу в режиме промсборки. Ведь в российском правительстве существовал негласный запрет на предоставление этого режима автопроизводителям из Поднебесной", - говорят эксперты агентства. Другие западные автоконцерны такое право получили. И теперь они имеют возможность снижать цены на выпускаемые в России иномарки. Так, в этом году подешевели Skoda Octavia и Toyota Camry российской сборки. Ford обещает снизить цену на Ford Mondeo, когда модель поступит на конвейер во Всеволожске.
У китайцев, собирающих машины в России, возможности снизить цены нет, так как им приходиться уплачивать высокие таможенные пошлины. Нереализованными оказались планы "Инком-авто" и Geely выйти на производство на "АМУРе" 30 тыс. седанов Geely Otaka. В прошлом году было собрано всего 3500, а продано 2500 этих автомобилей, а в этом году Geely отдало дистрибьюторские права другому партнеры - "Рольфу".
Точечный удар
Второй удар был нанесен по лидеру среди китайцев - автоконцерну Chery. Компания оказался в выигрышной ситуации, организовав несколько лет назад сборку трех моделей Chery Amulet, "паркетник" Chery Tigga и седан Fora A21 на калининградском "Автоторе". Завод работает в особой экономической зоне, поэтому получает таможенные льготы и без соглашения о промсборке. В итоге Chery сумела предложить очень привлекательные цены для потребителей, и ее продажи начали расти сумасшедшими темпами: с 500 машин в 2005 г. до более 12 тыс. в 2006 г. и до целых 37 120 машин в прошлом году. В этом году ожидался не менее впечатляющий рост. Если бы не неожиданный отказ "Автотора" от сотрудничества с Chery в марте этого года. Самый популярный в нашей стране китайский бренд сразу снизил продажи на 47% (по итогам первого полугодия). Этому событию предшествовала настоящая война отечественного автопрома и правительства с "Автотором". Его чуть было не лишили всех тех преференций, которые он имеет благодаря расположению в особой экономической зоне. Гендиректор "Автотора" не раз заявлял, что запрет отверточной сборки поставит крест на предприятии. После расторжения всяких отношений с китайцами, вопрос о лишении "Автотора" каких-либо льгот затих.
Новые правила
В этом году жизнь китайских автомобилей в России существенно усложнилась из-за некоторых новшеств. Введение новых экологических стандартов Евро-3 обернулось уходом с рынка двух компании: Changfeng и Tianye. Ужесточение правил сертификации и увеличение затрат на ее получение до $150 тыс., лишило многих китайцев возможности пройти сертификацию (ОТТС). Недавно правительство приняло постановление о повышении ввозных пошлин на готовые кузова в размере 15% таможенной стоимости, но не менее 5000 евро за одну штуку. Это новшество делает сборку китайских автомобилей абсолютно невыгодной.
Угроза тает
Таким образом, угроза "АвтоВАЗа" в лице китайского автопрома начинает таять. Впрочем, совсем списывать со счетов производителей из поднебесной не стоит, считают в "Автостате". Развитие внутреннего рынка КНР ведет не только "к быстрому повышению качества и конкурентоспособности автомобилей из Поднебесной, но и вынуждает китайский автопром искать пути выхода на экспортные рынки", - говорят в "Автостате". К тому же, в Россию продолжают приезжать новые китайские бренды. Так, в этом году дебютировала марка Maple (дистрибьютор "Рольф"), а в октябре стартовали продажи компактного хэтчбека Chana Benni. "Финансовый кризис сейчас может сыграть в пользу дешевых китайских авто", - добавляет аналитик ИК "Финам" Константин Романов.
Другое дело, добавляет Романов, что для занятия сильных позиций на рынке им нужно местное производство, а здесь пока существенных подвижек нет. "Правительство, которое не особо дружественно к китайским компаниям, пока может несколько приостановить их экспансию на российский рынок. Однако в перспективе 3-5 лет ситуация может измениться", - говорит RB.ru аналитик. Эксперты агентства "Автостат" прогнозируют, что с 2010 г. китайские автомобили могут снова выйти на 50-60%-й рост продаж. По их прогнозу, к 2012 г. их суммарный объем продаж вырастет до 380-400 тыс. автомобилей в год, что сопоставимо с половиной сегодняшних объемов продаж "АвтоВАЗа".
"Автостат" опубликовал в пятницу маркетинговый отчет "Автопром Китая и его экспансия на российский рынок". В этом году темпы прироста продаж китайских автомобилей упали. По итогам первого полугодия их доля на рынке иномарок сократилась до уровня 2006 г. и составила 2,4%. По итогам всего 2008 г. продажи китайских автомобилей упадут почти на 14% до 50 тыс. штук, прогнозирует агентство "Автостат".
Еще недавно многие эксперты пророчили китайским производителям светлое будущее на фоне агрессивной экспансии. Нынешнюю ситуацию эксперты агентства объясняют рядом мер, которые предпринимает российское правительство в поддержку отечественного автопрома. Константин Романов из ИК "Финам" объясняет снижение доли китайских брендов в России, прежде всего, прекращением сборки Chery на "Автоторе".
Как устранялась угроза
Все сборочные проекты китайцев, в том числе существующие, нельзя назвать полностью успешными, говорят в "Автостате". "Главная причина в том, что ни один из них так и не получил в свое время таможенных льгот на работу в режиме промсборки. Ведь в российском правительстве существовал негласный запрет на предоставление этого режима автопроизводителям из Поднебесной", - говорят эксперты агентства. Другие западные автоконцерны такое право получили. И теперь они имеют возможность снижать цены на выпускаемые в России иномарки. Так, в этом году подешевели Skoda Octavia и Toyota Camry российской сборки. Ford обещает снизить цену на Ford Mondeo, когда модель поступит на конвейер во Всеволожске.
У китайцев, собирающих машины в России, возможности снизить цены нет, так как им приходиться уплачивать высокие таможенные пошлины. Нереализованными оказались планы "Инком-авто" и Geely выйти на производство на "АМУРе" 30 тыс. седанов Geely Otaka. В прошлом году было собрано всего 3500, а продано 2500 этих автомобилей, а в этом году Geely отдало дистрибьюторские права другому партнеры - "Рольфу".
Точечный удар
Второй удар был нанесен по лидеру среди китайцев - автоконцерну Chery. Компания оказался в выигрышной ситуации, организовав несколько лет назад сборку трех моделей Chery Amulet, "паркетник" Chery Tigga и седан Fora A21 на калининградском "Автоторе". Завод работает в особой экономической зоне, поэтому получает таможенные льготы и без соглашения о промсборке. В итоге Chery сумела предложить очень привлекательные цены для потребителей, и ее продажи начали расти сумасшедшими темпами: с 500 машин в 2005 г. до более 12 тыс. в 2006 г. и до целых 37 120 машин в прошлом году. В этом году ожидался не менее впечатляющий рост. Если бы не неожиданный отказ "Автотора" от сотрудничества с Chery в марте этого года. Самый популярный в нашей стране китайский бренд сразу снизил продажи на 47% (по итогам первого полугодия). Этому событию предшествовала настоящая война отечественного автопрома и правительства с "Автотором". Его чуть было не лишили всех тех преференций, которые он имеет благодаря расположению в особой экономической зоне. Гендиректор "Автотора" не раз заявлял, что запрет отверточной сборки поставит крест на предприятии. После расторжения всяких отношений с китайцами, вопрос о лишении "Автотора" каких-либо льгот затих.
Новые правила
В этом году жизнь китайских автомобилей в России существенно усложнилась из-за некоторых новшеств. Введение новых экологических стандартов Евро-3 обернулось уходом с рынка двух компании: Changfeng и Tianye. Ужесточение правил сертификации и увеличение затрат на ее получение до $150 тыс., лишило многих китайцев возможности пройти сертификацию (ОТТС). Недавно правительство приняло постановление о повышении ввозных пошлин на готовые кузова в размере 15% таможенной стоимости, но не менее 5000 евро за одну штуку. Это новшество делает сборку китайских автомобилей абсолютно невыгодной.
Угроза тает
Таким образом, угроза "АвтоВАЗа" в лице китайского автопрома начинает таять. Впрочем, совсем списывать со счетов производителей из поднебесной не стоит, считают в "Автостате". Развитие внутреннего рынка КНР ведет не только "к быстрому повышению качества и конкурентоспособности автомобилей из Поднебесной, но и вынуждает китайский автопром искать пути выхода на экспортные рынки", - говорят в "Автостате". К тому же, в Россию продолжают приезжать новые китайские бренды. Так, в этом году дебютировала марка Maple (дистрибьютор "Рольф"), а в октябре стартовали продажи компактного хэтчбека Chana Benni. "Финансовый кризис сейчас может сыграть в пользу дешевых китайских авто", - добавляет аналитик ИК "Финам" Константин Романов.
Другое дело, добавляет Романов, что для занятия сильных позиций на рынке им нужно местное производство, а здесь пока существенных подвижек нет. "Правительство, которое не особо дружественно к китайским компаниям, пока может несколько приостановить их экспансию на российский рынок. Однако в перспективе 3-5 лет ситуация может измениться", - говорит RB.ru аналитик. Эксперты агентства "Автостат" прогнозируют, что с 2010 г. китайские автомобили могут снова выйти на 50-60%-й рост продаж. По их прогнозу, к 2012 г. их суммарный объем продаж вырастет до 380-400 тыс. автомобилей в год, что сопоставимо с половиной сегодняшних объемов продаж "АвтоВАЗа".
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
05 мая 2024
10 мая 2024
Популярное
Колонки
Product Hunt: что это такое?
Лонгриды
Топ лучших смартфонов 2024 года
Списки и рейтинги