Победа над корпоративным фашизмом

Расскажите друзьям
Лилия
Лилия

Офисному сотруднику важнее мир с собой, чем война с шефом

35-летней сотруднице госкорпорации Елизавете нелегко далось решение перейти работать в частную структуру. После очередного собеседования она звонила знакомым и спрашивала, что им известно об офисной жизни в данной компании. Больше всего Елизавету интересовало, как там обстоят дела с «корпоративным фашизмом».

«То есть, не штрафуют ли они за затянувшийся обеденный перерыв, заставляют ли петь гимн компании по утрам и нет ли там принудительных походов на тимбилдинги, - поясняла она. – На собеседованиях об этом обычно не говорят».

Впрочем, никто и не просил пояснений, - что такое «корпоративный фашизм», понимали все. Office Life же решил поинтересоваться, как этот термин понимают работодатели и рядовые сотрудники.

Линия партии

Генеральный директор Oracle СНГ Борис Щербаков считает, что проблема давления корпораций на сотрудника актуальна и в англо-саксонской корпоративной культуре, и в российской. «Основное проявление «корпоративного фашизма», как вы его называете, -  это  истребление, выкорчевывание несогласия с линией "партии", - рассказал Щербаков Office Life. - Это безусловное принуждение к единомыслию, это физическое принуждение к демонстрации лояльности (думаю, похожую ситуацию недавно описала в своем блоге Елена Евграфова). Корпорации присущ комплекс непогрешимости, обратной связи практически не бывает - иерархия жесткая, командно-административный стиль превалирует даже в широко декларируемых демократических системах. Где-то процесс построен чуть умнее, человечнее, где-то - жестче и  безапелляционней, но стиль руководства корпораций  похож в главном - неприятие инакомыслия».

Главный редактор издательства деловой литературы «Вершина» Михаил Абакумов признает, что его стиль управления можно назвать хоть и не фашистским, но жестким и авторитарным, «Психологическое ущемление по каким-либо признакам есть почти в любой компании, включая и наше издательство, - рассказал он Office Life. –  Ведь всякий интеллектоемкий бизнес зависит от видения мира небольшого количества людей». 

Как ни странно, в начале 20 века  термин «корпоративный фашизм» был бы понят совсем не так, как сейчас.  Итальянская доктрина фашизма (fascismo, от fascio - связка, объединение) Бенито Муссолини руководствовалась идеей создания корпоративного государства. Именно идея власти корпораций (в отличие от парламентской демократии) и должна была примирить все слои общества (подробнее о видах и истории фашизма -  в дополнительном материале).

Мнение экономиста


«Определение «корпоративный фашизм» - это метафора, наслоенная на метафору, - рассказал Office Life экономист Вадим Новиков. - Сам термин "фашизм" основан на метафоре, перенесении принципов деятельности некоторых добровольных объединений - семьи, церкви, корпорации - на государство. Проблема фашизма не в этих принципах деятельности как таковых, а в том, что они насильственно применяются к тем, кто не чувствует друг к другу ни родственных уз, ни единства ценностей или задач. Сколь бы ни была детально и всеобъемлюще регламентирована деятельность послушника, у нас нет оснований говорить о том, что в монастырях царит фашизм. Фашизм это именно детальная и всеобъемлющая регламентация в масштабах государства».

«Поэтому термин «корпоративный фашизм» это метафора, обращенная обратно, - продолжает Новиков. -  Разумеется, раз верблюд - это "корабль пустыни", то корабль - это "морской верблюд". Но эти метафоры скорее препятствует, чем помогают пониманию того, чем являются корпоративная жизнь, верблюд и корабль».

Фашизм не покупают

Борис Щербаков считает, что корпоративный фашизм, к счастью, нельзя со стопроцентной точностью соотнести с тем режимом, истребившим миллионы людей во всем мире. «Все-таки корпорации погуманее, - говорит топ-менеджер. - Они принуждают, конечно, но у человека остается право выбора. Внутри корпорации - такого права нет, а вне ее - сколько угодно». 

А вот Абакумов, выпускающий в том числе книги о корпоративной жизни, столкнулся с тем, что тема корпоративного фашизма постепенно теряет актуальность. «Книги, негативно освещающие жизнь в офисе, рассказывающие, условно говоря, о том, «как работать на идиота», продаются хуже, чем мы ожидали», - удивляется Абакумов. Гораздо лучше продаются книги, в которых затрагивается тема психологического равновесия человека, работающего в корпорациях. Не факт, что всех сотрудников «Вершины» уже не беспокоит авторитаризм руководителя, - но Абакумов верит в первую очередь показателям продаж. А цифры говорят, что «корпоративный фашизм» не приживается.


ЖЖивое мнение



lucky_unhappy:
Зло многолико. На мой взгляд и по собственному опыту, к самым распространенным признакам корпоративного фашизма можно отнести:
- существование системы иерархии сотрудников, которая маркируется, например, цветами бейджиков или униформы. в любимом ИД game land в зависимости от цвета бейджа человек имел или не имел право проводить через охрану посетителей, имел или не имел право на постоянное рабочее место, имел право получать зарплату вовремя или на 20 дней позже всех.
- существование культа личности руководителя. к примеру, в game land проходящим собеседование давали прочесть биографию Димы Агарунова, написанную в эпических и восторженных тонах
- существование шовинизма по любому признаку - от половой принадлежности до наличия местной прописки
- наличие слежки за сотрудниками - сбор скриншотов монитора, видеокамеры, перлюстрация почты и т.д.
- и конечно же, стремление заставлять сотрудников посещать в нерабочее время и за свои деньги разнообразные семинары и тренинги, требование разделять на 100% корпоративную идеологию и ненавидеть конкурентов.  

dev-hands:
Термин неудачный. Какая же военная экспансия и рассовое неравенство в компании, где сотрудники поют гимны по утрам?
Это, конечно, чушь какая-то. Но придумайте более адекватный термин.

Все вышеописанное. То есть когда компания вмешивается в личную жизнь сотрудников, заставляя их петь гимны или ходить на тренинги, более напоминает тоталитаризм, нежели фашизм. 

sredni-vashtar:
Полностью согласен. "Корпоративный тоталитаризм" лучше, хотя "корпоративный" в этом контексте тоже двусмысленно - можно понять в широком смысле (corporatio). Я бы предложил "работодательский тоталитаризм", несмотря на неблагозвучность.
Что касается содержания понятия - я бы отнёс сюда все случаи вмешательства работодателя в личную (внепрофессиональную) жизнь сотрудника. Навязывание совместного с коллегами отдыха - типичный пример, но проявлений несчётное множество. 

 ellevfever:
На моей старой работе руководство с большим удовольствием влезало в личную жизнь сотрудников. Сплетен было... Мне до сих пор интересно ну какое им было дело кто с кем, где, зачем? Самое смешное, что фирма была семейная. Руководство у нас всегда было в белом фраке, а вот сотрудники...

 vakurov:
 Корпоративный фашизм - это когда руководство не заботится о персонале, когда есть активное игнорирование интересов сотрудников.
Тренинги по выходным никак не могу отнести к фашизму. Развитие и саморазвитие за счёт компании - это подарок от компании. Правда, согласен, это должно происходить по осознанному выбору сотрудника, и никак не насильно. 

kyler-rus
Это называется не "корпоративный фашизм", а "корпоративная шиза".

andris
Именно так. В менее тяжёлых случаях — «гипертрофированная корпоративная культура».


faceless_camrad
Все перечисленное.
Могу добавить:
- требования покупать продукты компании на ползарплаты
- фельдфебельские отношения, когда сотрудник чином постарше может запросто сгонять коллегу за кофе (при этом никого не интересует, чем, собственно, в этот момент заняты оба участника ситуации)
- категорические отказы в ответ на просьбу уйти чуть пораньше/прийти чуть попозже (при экстренных ситуациях). Так, в одной компании сотрудникам ниже начальника отдела категорически запретили парковать машины на корпоративной стоянке (без объяснения причин). В итоге прямо под окнами паслись милицейские эвакуаторы, но сотрудникам не давали не только покидать рабочие места для отгона машин, но и не разрешали заняться вызволением машины в следующие дни - дескать, "только на выходных!".
- принуждение к соблюдению строгого DC с периодическим демонстративным (при всех) измерением длины юбки и осмотром узла галстука
- привлечение службы безопасности дял прессинга сотрудников при попытке уволиться
- создание "мальчиков/девочек для битья" - открытая травля сотрудника и поощрение других сотрудников к тому же
- стравливание сотрудников и отделов пож видом конкуренции

Однако я бы не стал путать "корпоративный фашизм" с корпоративной глупостью. Первый связан с целенаправленным созданием атмосферы подавленности и подчиненности, а вторая - скорее неверные управленческие решения.
Например, у одного крупного питерского сетевика у всех, включая офис, есть форма. Причем разная, довольно удобная и свободная. Но при выходе в торговый зал работник офиса (напр., маркетолог) обязан переодеться, иначе покупатели его порвут на консультации. Так вот, некоторым сотрудникам приходилось переодеваться по 13 раз в день! Учитывая, что это - девушка, можете себе представить, сколько времени уходило на хотя бы самое небрежное "приведение себя в порядок". Интересно, кто-нибудь считал амортизацию рабочего времени маркетолога, ушедшего на совершенно бессмысленные нетрудовые операции???
Это нельзя назвать фашизмом, это самая обыкновенная глупость.

А вообще было бы интересно устроить аналогичный опрос о нестандартных "человечных" примерах мотивации и руководства.

 rofe2000:
"Пятерочка" до слияния с "Перекрестком". "Евросеть"

 valcool:
 Корпорации по "американскому" принципу - яркий тому пример. 


Комментарии пользователей LiveJournal были собраны в рамках совместного проекта LiveJournal и RB.ru


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase