Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Правительство урезает льготное автокредитование в 2 раза

Архив rb.ru
Илья

Илья

Спрос на него оказался ниже прогнозов; высвобожденные деньги потратят на оборонку

Правительство урезает льготное автокредитование в 2 раза

  Минпромторг уже в этом году вдвое сократит объем финансирования не оправдавшей себя госпрограммы льготного автокредитования граждан. С прежних 2 млрд до 1 млрд руб. Чиновники надеются на рост спроса на госкредиты в 2010 году. Освободившиеся средства министерство переведет на поддержку экспортеров промышленной продукции, главным образом - оборонку.

Минпромторг России, который управляет программой льготного автокредитования, выступил с инициативой переноса объемов господдержки, сообщается на сайте министерства. Из ранее выделенных на 2009 год для реализации программы 2 млрд рублей на 2010 год предлагается перенести 1 млрд.

"Программа в полную силу заработала со второго полугодия, - объясняют свое решение в министерстве. - Соответственно основная нагрузка по платежам переходит на 2010 год. В 2009 году происходит постепенное наращивание объемов продаж автомобилей по программе".

Кроме того, практика реализации программы показала, что использование средств носит неравномерный характер, с пиком в 2010 году и последующим постепенным снижением к 2012 году, говорится в сообщении. Поэтому заложенная в стартовавшей версии программы "ритмичность" финансирования - по 2 млрд рублей в год - нуждается в корректировке. Министерство обещает, что 1 млрд руб. в этом году хватит для того, чтобы в полной мере компенсировать проценты по кредитам всем гражданам, приобретающим автомобиль по программе льготного автокредитования, даже с учетом расширения перечня автомобилей, на которые распространяются льготы. Прогноз Минпромторга о реализации до конца года в рамках программы до 100 тыс. автомобилей остается неизменным.

В Минпромторге подчеркивают, что программа не урезается, а лишь перераспределяются средства внутри нее: общий ее объем остался на уровне 6 млрд руб., и в следующем году на субсидии планируется направить 3,5 млрд руб. До того, как проект этого постановления поступит в правительство, Минпромторг должен будет согласовать эти поправки с другими министерствами.

Невостребованный миллиард

Судя по всему, в министерстве поняли, что программа не пользуется таким спросом, как предполагалось изначально, и субсидии в размере 2 млрд руб. в 2009 году просто не будут востребованы, говорят аналитики, опрошенные газетой "Коммерсантъ". На начало августа банки выдали физлицам 23,4 тыс. субсидированных автокредитов - следовательно, по подсчетам аналитиков, Минпромторг должен был выдать субсидий банкам по автокредитам на 350-400 тыс. руб. Если учесть, что до конца года осталось пять месяцев, а в ноябре-декабре на авторынке традиционный спад, вряд ли на 2009 год понадобится субсидий больше чем на 1 млрд руб., заключают эксперты.

Дилеры и автопроизводители изначально критиковали программу. Они отмечали, что население в кризис неохотно берет кредиты. Действительно, за январь-июль продажи автомобилей в России упали на 50%, а выданные кредиты занимают не более 1% продаж (всего продано 879,1 тыс. машин). Поэтому автопроизводители, опрошенные "Коммерсантом", поддерживают идею перераспределения средств в пользу 2010 года. По их словам, они сами ранее обращались в министерства с подобной просьбой. Автодилеры, в свою очередь, уверены, что эта программа будет жизнеспособна только в том случае, если ее объединят с другой, пока еще не реализованной мерой - утилизационной премией. Ее планируется ввести с 2010 года. Согласно ее условиям, государство будет доплачивать собственнику десятилетней машины около 50 тыс. руб., если он согласится сдать ее в утиль и приобрести новый автомобиль.

Лишние деньги на экспорт

В то же время, как выяснила газета "Ведомости", Минпромторг не просто "припасет" 1 млрд на следующий год. Эти средства уже в этом году будут потрачены на поддержку экспортеров промышленной продукции, главным образом - оборонку. Антикризисная идея поддержать экспортеров промышленной продукции оказалась одной из самых эффективных с точки зрения скорости расходования средств: из запланированных по этой статье 6 млрд руб. на 1 июля, по данным отчета правительства, потрачено уже 5,7 млрд руб. - 95% от годового плана.

Именно популярность господдержки у экспортеров побудила Минпромторг перераспределить в пользу этой меры 2,5 млрд руб. от других антикризисных статей, и одним из "доноров" стала программа поддержки автопроизводителей. Кроме упомянутого сокращения программы субсидирования процентной ставки по льготным автокредитам с 2 млрд до 1 млрд руб. также с 2,5 млрд до 1,5 млрд руб. будет сокращено субсидирование кредитов автопроизводителям на технологическое перевооружение, а субсидии лизинговым компаниям сократятся с 1 млрд до 0,5 млрд руб. В то же время господдержка экспорта будет увеличена до 8,5 млрд руб.

По словам чиновника Минпромторга, возможностью получить субсидию на покрытие части затрат по выплате экспортного кредита в основном пользуются предприятия оборонного комплекса, металлурги и аграрии. Среди получателей субсидий по экспортным кредитам есть такие предприятия, как "Сухой", "Иркут", "Окская судоверфь" и "АвтоВАЗ". Доходы последнего от экспортных поставок в первом полугодии составили 4,4 млрд руб., или 11% от выручки.

Сверхпопулярность субсидий по экспортным кредитам объясняется тем, что работать на экспорт в начале года из-за слабевшего рубля было выгодно, полагают аналитики, опрошенные "Ведомостями". Число подобных кредитов во втором полугодии будет меньше и субсидий Минпромторг станет раздавать тоже меньше, считают эксперты.

В следующем году Минпромторг хотел бы сохранить объем поддержки экспортеров на уровне 6 млрд руб., а на три другие программы - автокредитования, субсидий лизинговым компаниям и субсидирования ставок по кредитам на техническое перевооружение - добавить снятые в 2009 г. 2,5 млрд руб., узнали "Ведомости" у чиновника Минпромторга.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Куда пойти, если вы хотите запустить бизнес в Латинской Америке