Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Прибыль "Аэрофлота" сгорает в высоких ценах на авиатопливо

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

В 2007 году перевозчик увеличил прибыль, но в этом году она снизится из-за подорожания авиакеросина

Прибыль "Аэрофлота" сгорает в высоких ценах на авиатопливо
В  прошлом году "Аэрофлоту" удалось увеличить чистую прибыль на 21,4% до $313,4 млн. Об этом говорится в опубликованной сегодня международной отчетности компании. Впрочем, крупнейший российский авиаперевозчик мог бы заработать в прошлом году и больше, считают отраслевые эксперты. Если бы цены на авиатопливо, а следом и расходы компании на него, не росли так быстро.  В этом году  продолжающийся рост цен на авиакеросин ударит по прибыли "Аэрофлота" еще сильнее, уверены эксперты.  

Сегодня "Аэрофлот" опубликовал финансовые результаты работы за 2007 год по МСФО (отчетность по международным стандартам). В целом они оказались неплохими и даже выше ожиданий аналитиков.

Таблица. Сколько заработал "Аэрофлот" в прошлом году

 Отчетность за 2007 год

Изменение по ср. с 2006 годом

Ожидание аналитиков (среднее)

Ожидание изменения аналитиков

Чистая прибыль 

$313,4 млн

21,4%

$348 млн

35%

Выручка 

$3807,8 млн

27,3%

$3700 млн

23%

EBITDA 

$723 млн

49,4%

-

-

Операционная прибыль (EBIT) 

$578 млн

49,7%

-

-

Прибыль до налогообложения 

$537 млн

38,4%

-

-


Ниже экспертных прогнозов оказалась только чистая прибыль компании, которая выросла на 21,4% до $313,4 млн. По их среднему прогнозу, она должна была увеличиться на 35% до $348 млн. "Мы ожидали более высокую чистую прибыль", - соглашается аналитик "Тройки Диалог" Кирилл Казанли. В прошлом году у "Аэрофлота" оказались завышенные налоговые выплаты: вместо 33,5% в 2006 году они составили 41,6%, что понизило чистую прибыль, - объясняет RB.ru Казанли. "Если бы налоговые выплаты остались на прошлогоднем уровне, то чистая прибыль составила бы $360 млн - на $5 млн выше нашего прогноза", - добавляет эксперт.

Остальные финансовые результаты оказались выше прогнозных. Выручка "Аэрофлота" увеличилась на 27,3% до $3,807 млрд. Регулярные пассажирские перевозки принесли компании основную часть доходов - $2,845 млрд, на чартерных "Аэрофлот" заработал $47,8 млн, на грузовых побольше - $271,9 млн. Всего в прошлом году "Аэрофлот - российские авиалинии", а также две дочерние авиакомпании " "Аэрофлот Дон" и "Аэрофлот Норд" перевезли в прошлом году 10,2 млн человек, что на 16,6% больше, чем годом ранее.



"Аэрофлот" сумел переложить расходы на топливо на плечи пассажиров

Несмотря на низкий рост прибыли, "Аэрофлоту" надо радоваться, что она вообще выросла.  "Прибыль могла быть и хуже из-за роста расходов на авиационное топливо, стоимость которого начала увеличиваться быстрыми темпами с осени прошлого года", - говорит RB.ru аналитик "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго.  Расходы "Аэрофлота" на авиационное топливо действительно выросли в 2007 году -  на 11,2% по сравнению с 2006 годом до $1, 23 млрд. Это одна из самых существенных статей расходов компании. 

Впрочем, по расчетам Шаго, расходы на авиатопливо должны были увеличиться в прошлом году более значительно. "Значит у "Аэрофлота" были долгосрочные контракты на поставку топлива, что позволило не так сильно увеличить расходы", - полагает эксперт. В "Аэрофлоте" говорят, что в прошлом году еще успевали перекладывать рост цен на авиакеросин на плечи потребителей, - говорит RB.ru Кирилл Казанли из "Тройки Диалог". 

Таблица. На что тратился "Аэрофлот" в 2007 году

расходысумма

изменение по ср. с 2006 годом

операционные расходы

$3229,8 млн

23,9%

на авиационное топливо
$1023 млн

11,2%

на оплату труда$555 млн

36%

на услуги обслуживания

воздушных судов
$497 млн

25%


Дальше - больше


Если в прошлом году "Аэрофлоту" удалось удержать серьезный рост расходов на авиационное топливо, то в этом году - не получиться. По словам Казанли, уже сейчас "Аэрофлот" понизил прогноз чистой прибыли на 2008 год на $100 млн: еще в начале года авиаперевозчик строил планы заработать в 2008 году порядка $500 млн, спустя полгода надеется хотя бы на $400 млн. Прогноз Кирилла Казанли еще более пессимистичен: прибыль "Аэрофлота" в 2008 году окажется ниже, чем в 2007 году.  В этом году продолжающийся рост цен на топливо серьезнее скажется на финансовых показателях "Аэрофлота", - соглашается Евгений Шаго из "Ингосстрах-инвестиции". 

Цены на авиатопливо растут по всему миру и снижают прибыль многих авиакомпаний. В России стоимость авиатоплива с начала года практически удвоилась. Но если с середины апреля мировые цены начали снижаться, то на российском рынке они продолжают стремительно расти. На июнь стоимость топлива в российских аэропортах стала выше, чем в аэропортах Западной Европы.



Если в прошлом году "Аэрофлот" еще успевал перекладывать растущие расходы на авиационное топливо на плечи пассажиров (путем роста топливных сборов и тарифов), то в этом году уже просто не поспевает делать это. Кирилла Казанли считает, что "Аэрофлот" мог бы защититься от роста цен на топливо за счет хеджирования - законтрактовать цены ниже рыночных, как делают, например, американские авиакомпании. Но "Аэрофлот" этого не делает и не собирается.

ФАС на этой неделе уже начала расследование по факту монопольного завышения цен на авиакеросин нефтяниками (подробнее "читай далее"). Правда, нормализации цен это пока способствовать не будет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Минтранс назвал две самые дешевые авиакомпании России

ВОЗМОЖНОСТИ

10 мая 2024

13 мая 2024