Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Россияне почувствовали кризис и готовятся экономить

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Каждый второй уверен, что экономика страны в рецессии

Россияне почувствовали кризис и готовятся экономить
Россияне почувствовали кризис: половина опрошенных компанией Nielsen уверена, что экономика страны находится в рецессии. Население готовится экономить в первую очередь на развлечениях, технике и одежде. Российские компании сферы услуг и ритейлеры падения спроса пока не прогнозируют. 

До сих пор опросы общественного мнения россиян выявляли лишь их озабоченность финансовым кризисом. Большинство не видели связи обвала фондового рынка и последовавших проблем в банковской сфере с реальным сектором экономики. И как следствие - не ожидали ухудшения своего материального положения на ближайшую перспективу. 

Онлайн-исследование, проведенное Nielsen в октябре, дало другие результаты. Как выяснилось, почти 50% опрошенных россиян уверены, что экономика страны находится в рецессии. При этом 42% из них не ждут положительных изменений в ближайшем будущем. За полгода число пессимистов выросло в полтора раза - в мае в кризис верили только 34% российских респондентов. Зато 31% участников исследования ожидают, что в ближайшие 12 месяцев экономическая ситуация улучшится, а остальные не знают, как оценить происходящее.

Экономия 

Российский потребительский рынок - один из немногих, сохраняющих стабильность, отмечают в Nielsen. По данным компании, пока в России структура потребительских расходов существенно не изменилась, но россияне уже задумались, на чем они смогут сэкономить в случае проблем со средствами. 

Самая большая доля российских респондентов - 56% - готова снизить расходы на развлечения вне дома. Второе, что будут делать россияне, - откладывать обновление техники: компьютеров, телефонов и т. д. (48% респондентов). Еще более 40% россиян готовы меньше тратить на одежду и замену «крупных бытовых предметов» (мебели, техники).

У иностранцев самый популярный способ сэкономить - сократить затраты на одежду, а также на оплату газа и электроэнергии. В США, например, тратить меньше на энергоносители собираются 67% респондентов. В России - только 14% опрошенных.  

В чем иностранные и российские респонденты расходятся радикально, так это во взгляде на необходимость автомобиля: в случае проблем с финансами реже пользоваться машиной собираются 34% иностранцев и лишь 17% россиян. Меньше потребителей в стране готовы перейти на более дешевые продукты питания - только 20%, тогда как в целом по миру это собираются сделать 36% опрошенных. 

Меньше потребителей в стране готовы перейти на более дешевые продукты питания - только 20%, тогда как в целом по миру это собираются сделать 36% опрошенных, а в США - половина населения. Ранее, отметим, исследователи неоднократно отмечали склонность россиян не экономить на еде. 

Продавцы демонстрируют уверенность 

Российские ритейлеры и компании сферы услуг падения спроса не прогнозируют. Не видят пока падения продаж в Inditex Russia, «Эльдорадо», «Техносиле». Напротив, некоторые сетевые магазины говорят о росте спроса. Впрочем, многие рестораторы уже заявили о снижении числа клиентов и проводят сокращения. Тем не менее они надеются, что в кризис люди не перестанут инвестировать в себя, ходить в кино и в рестораны. Основания для этого есть: в условиях кризиса, как показывает опыт, остается спрос на недорогие развлечения, многое будет зависеть от цен. 



Россияне надеются на правительство 

По сравнению с жителями западных стран российских потребителей можно считать оптимистами. Согласно опросу Nielsen, в целом по миру 63% потребителей уверены, что их страна переживает экономический спад, и лишь 18% надеются, что за год ситуация изменится к лучшему.

Другие исследования показывают, что оптимизм россиян в целом связан с тем, что они возлагают большие надежды на правительство. Так, 55% опрошенных в октябре «Левада-центром»  надеются, что правительству удастся предотвратить развитие финансового кризиса в России. А 64% семей не ожидает ухудшения своего материального положения на ближайшую перспективу.

Если сравнивать различные опросы россиян, то можно заметить, что респонденты с невысоким материальным положением больше склонны оптимистично оценивать последствия кризиса. Так, в исследовании «Левада-центра» 72% респондентов сообщили, что не имеют сбережений. И большинство опрошенных (65%) не ожидают дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране. В исследовании Nielsen, 67% россиян охарактеризовали состояние своих финансов как «хорошее или отличное». Но улучшения экономической ситуации ожидает лишь каждый третий.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Вечный деним: почему джинсы не выходят из моды
  4. 4 Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
  5. 5 «Автоматизируйте это немедленно», или что влияет на автоматизацию ритейла и FMCG
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше

ВОЗМОЖНОСТИ

13 мая 2024

13 мая 2024