Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Saab поделят между собой русские и китайцы

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Часть Saab может быть продана компании Spyker с российским капиталом, другая - китайской BAIC

Saab поделят между собой русские и китайцы
После неожиданного отказа Koenigsegg от приобретения Saab концерн General Motors скорректировал свой план по продаже шведской марки. Теперь американцы готовы распродать шведское подразделение по частям. Основная часть активов Saab может достаться голландской компании Spyker, треть капитала в которой принадлежит российскому банкиру, а права на несколько моделей Saab может получить китайский концерн BAIC.

Spyker, небольшой голландский производитель спортивных люксовых автомобилей стоимостью $235 тыс. за модель, в эти выходные в Цюрихе провел детальные переговоры с руководством GM по покупке Saab, пишет Bloomberg со ссылкой на два источника. С другой стороны, GM уже заключил предварительные договоренности по продаже некоторых технологий Saab китайскому концерну Beijing Automotive Industry Holding Corp. (BAIC). В частности, китайский холдинг получает права на интеллектуальную собственность двух моделей Saab - 9-3 и 9-5, включая двигатели и трансмиссии, а также оборудование для производства этих седанов. Частично следка будет профинансирована за счет кредитов китайских госбанков. Об этом пишет WSJ со ссылкой на источники. В BAIC сегодня подтвердили эту информацию, передает агентство TT.

Судьба Saab

Последние несколько лет Saab не приносил американцам никакой прибыли, а в прошлом году убытки достигли почти 300 млн евро. В феврале руководство Saab заявило о фактическом банкротстве компании. Закрытие компании Saab, в которой работает 3400 человек, и у которой насчитывается 1100 дилеров, может дорого обойтись GM: автодилеры могут потребовать в суде компенсации убытков. Поэтому продажа Saab является менее затратным делом. За 10 месяцев этого года продажи Saab упали на 59% в Европе и на 62% в США.

В ноябре судьба убыточного Saab, казалось, была фактически решена. Однако в конце ноября шведский производитель спортивных автомобилей Koenigsegg неожиданно заявил об отказе покупать Saab, прибавив головной боли GM. Для Koenigsegg приобретение оказалось слишком дорогим удовольствием в кризис. Для финансирования этой сделки компания надеялась получить кредит на 400 млн евро у Европейского инвестиционного банка. Однако шведское правительство отказалось выступить гарантом кредита, на что рассчитывали в Koenigsegg.

Новые претенденты

Впрочем, после провала этой сделки у GM появилось сразу несколько новых потенциальных покупателей, в числе которых Spyker и китайская BAIC, которая ранее выступала в консорциуме с Koenigsegg.

Китайский BAIC еще в июле вел переговоры о доступе к технологиям Saab, надеясь начать собирать свои автомобили на основе шведских в Китае, однако ему было отказано. Как писала газета FT, GM с неохотой воспринимала саму идею отдать шведский бренд Китаю, одному из самых быстрорастущих мировых авторынков. Однако на этот раз китайцам удалось договориться с GM: они получат право распоряжаться двумя седанами 9-3 и 9-5.

"Это соглашение является выгодным для обеих сторон, сейчас и в будущем, - заявил глава Saab Ян Оке Йонссон. - У нас хорошие отношения с BAIC, и мы ждем работы по интеграции наших технологий в их будущие модели".  

Spyker заявил о своем интересе к Saab лишь в начале декабря. Эта небольшая голландская компания за первые полгода собрала 21 суперкара премиум-класса, и получила $8,7 млн чистого убытка. С момента публичной оферты в 2004 году компания еще ни разу не получала прибыль. Несмотря на это, эксперты Bloomberg считают Spyker, который базируется в Нидерландах, фаворитом сделки, так как больше похож на предыдущего покупателя Saab - шведского производителя люксовых автомобилей стоимость от $1,2 млн Koenigsegg.

В Spyker считают, что имидж марки, ее технологии и модельный ряд вполне жизнеспособны. К тому же Spyker в прошлом помимо автомобилей производил самолеты и авиационные двигатели, также как и Saab до покупки его GM. Интересно, что крупнейшим держателем акций Spyker (29,9%) является российский бизнесмен Владимир Антонов - глава банковского холдинга "Конверс групп". Еще 23% акций голландского производителя принадлежит суверенному фонду Абу-Даби Mubadala, 10% - гендиректору Skyper Виктору Мюллеру.

Продажа Saab компании Spyker "станет шагом в правильном направлении", считает аналитик лондонского подразделения Nomura Securities Майка Тиндалла (Mike Tyndall), который сомневается, что в долгосрочной перспективе Saab смог бы самостоятельно стать жизнеспособным в условиях небольшого объема продаж и ослабления позиций бренда, передает Bloomberg. Представители Saab и Spyker Cars пока не комментируют возможную сделку.

Распродажа активов

Saab входит в число четырех убыточных брендов, от которых GM пытается избавиться в рамках собственной реструктуризации. Американский концерн намерен сосредоточиться на развитии массовых и прибыльных марок - Chevrolet, Buick, GMC и Cadillac. GM уже похоронила Pontiac, полностью закрыв производство марки, пытается избавиться от Saturn и продать Hummer китайской Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery. С 1 декабря концерн GM начал принимать заявки от потенциальных покупателей Saab и обещал принять решение - будет ли Saab продан или работу подразделение просто закроют до конца этого месяца.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российская практика M&A в разработке ПО: как снизить риски и создать для продуктов дополнительную ценность