Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Смертельно больной топ-менеджер ЮКОСа предстал перед судом

Архив rb.ru
Николай

Николай

Начался суд над бывшим вице-президентом ЮКОСа Василием Алексаняном, который болен СПИДом

Смертельно больной топ-менеджер ЮКОСа предстал перед судом
Сегодня бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна доставили в Симоновский суд Москвы, где после полутора лет следствия начинаются предварительные слушания по его делу. Топ-менеджера, который болен СПИДом, обвиняют в хищении активов "Томскнефти" и ВНК, а также в отмывании денег. Правозащитники считают, что существует прямая угроза жизни Алексаняна, и предупреждают, что в случае его смерти реакция Запада будет сопоставима с реакцией на смерть диссидента Анатолия Марченко, скончавшегося в советской тюрьме в 1986 г.

Сам Алексанян заявляет, что не получает в заключении необходимого лечения и находится на грани смерти. При этом сообщается, что российские власти проигнорировали уже три обращения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который настаивал на том, чтобы Алексаняна немедленно перевели из СИЗО в специализированную клинику.

Правда, следует отметить, что по своему статусу ЕСПЧ не может требовать что-либо от России, однако невыполнение его постановлений означает вступление в открытую конфронтацию с Европой и даже риск потери места в Совете Европы. Между тем, в поддержку Алексаняна выступил и находящийся за решеткой Михаил Ходорковский, который заявил, что начинает бессрочную сухую голодовку.

Дело Алексаняна

Василий Алексанян возглавлял в компании ЮКОС юридическое управление. Когда против Ходорковского возбудили дело и начался суд, он вошел в состав адвокатской группы, защищавшей главу и владельца ЮКОСа. Позже в марте 2006 г. Алексанян был назначен на должность вице-президента компании с полномочиями президента - он должен был разобраться с внутренними противоречиями ЮКОСа, когда московский офис отказался подчиняться приказам из лондонской штаб-квартиры.

Однако, как только Алексанян приступил к исполнению обязанностей, его сначала вызвали на допрос по делу о хищении активов "Томскнефти", а затем и арестовали как обвиняемого по делу. Сам Алексанян утверждал, что таким образом власти расправились с ним за то, что он отказался прекратить борьбу за выживание ЮКОСа.

В апреле 2006 г. Алексаняна арестовали. С того момента началось расследование. Между тем, здоровье заключенного под стражу начало быстро ухудшаться. Как заявила адвокат Алексаняна Елена Львова, уже в тюрьме в сентябре 2006 г. ему был поставлен диагноз ВИЧ в стадии 3А. При этом, по словам Львовой, вирусом иммунодефицита человека он заразился, скорее всего, еще на свободе - во время одной из операций.

Причем, по словам Львовой, сам Алексанян не давал разрешения на разглашение этой информации, которая является врачебной тайной. Без его ведома это сделал в начале 2008 г. прокурор Владимир Хомутовский.

Как заявил в конце 2007 г. Алексанян, с того момента, как он узнал диагноз, он требовал перевода в стационарную клинику, где ему могло бы оказываться необходимое лечение, однако позиция представителей власти такова, что Алексанян получает все необходимое лечение, а посему не нуждается в дополнительном лечении в гражданской клинике.

В январе 2008 г. замначальника медицинского управления Федеральной службы исполнения наказаний России Алла Кузнецова заявила: "Василию Алексаняну оказывается полная медицинская помощь. Добровольное согласие на лечение Алексаняном было подписано, но он отказался от антиретровирусной терапии".

По всей видимости, речь идет о химиотерапии, которую, по словам Алексаняна, он не может получать в СИЗО, потому что там невозможно обеспечить особые условия ее проведения, которые могут предотвратить наступление смертельных побочных эффектов. Алексанян обращался со своей просьбой отпустить его в клинику в суды различных инстанций, однако каждый раз суд постановлял, что его состояние "удовлетворительно" и он может оставаться в заключении.

В конце 2007 г. стало известно также, что в тюрьме или же при этапировании Алексанян заразился туберкулезом. Кроме того, у него серьезная потеря зрения. Общественное движение "За права человека" обратилось с открытым письмом к российскому омбудсмену Владимиру Лукину. "Существует прямая угроза для его жизни. Смерть Василия Алексаняна на тюремной койке вызовет обвальное падение престижа нашей страны, сравнимое с реакцией международной общественности на смерть в лагере Анатолия Марченко 8 декабря 1986 г.", - говорится в послании.

Лукин откликнулся на послание и направил письмо в Генеральную прокуратуру России "с просьбой проверить, разобраться" в ситуации "и в случае необходимости принять меры". "Параллельно мы направили телеграмму директору Федеральной службы исполнения наказаний РФ Юрию Калинину, чтобы по их линии, если это необходимо, было бы предпринято необходимое лечение Алексаняна", - цитирует Лукина радиостанция "Эхо Москвы". Ответа из ведомств пока нет.

Алексанян и Ходорковский

Сегодня перед началом предварительных слушаний, к Алексаняну были допущены журналисты. В своем выступлении он в очередной раз заявил, что власти, не разрешая ему получить необходимое лечение, "хладнокровно убивают" его. Причем ранее Алексанян говорил, что ему делались предложения "обменять" лечение на обвинительные показания против Ходорковского.

Сам Михаил Ходорковский, который по-прежнему отбывает наказание, а также выступает обвиняемым по еще одному делу, сегодня через своего адвоката сделал заявление о начале сухой голодовки в поддержку Алексаняна. В своем заявлении экс-глава ЮКОСа говорит, что вынужден начать голодовку, потому что боится, что, действуя другими методами, он не успеет помочь Алексаняну. Сухая голодовка - то есть полный отказ от принятия пищи и воды - это самая радикальная разновидность голодного протеста.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ВОЗМОЖНОСТИ

10 мая 2024

13 мая 2024