X5 Retail откроет интернет-магазины, чтобы перехитрить ФАС

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Интернет-продажи позволят обойти ограничения, накладываемые новым законом о торговле, считает X5

Новый закон о торговле с пресловутой статьей 16, ограничивающей развитие ритейлеров, еще не принят, а участники рынка уже ищут пути обхода. Так, X5 Retail в следующем году запустит интернет-магазины по продаже потребительских товаров в Москве и Санкт-Петербурге, что, по словам гендиректора компании Льва Хасиса, поможет застраховаться от антимонопольных ограничений. Потенциально идея интересная, но в перспективе ближайших лет оборот интернет-магазинов будет составлять лишь несколько процентов от общего, и они не будут приносить существенной прибыли, отмечают аналитики.

X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) в следующем году запустит интернет-магазины по продаже потребительских товаров в Москве и Санкт-Петербурге. Об этом в ходе конференции "Ритейл в России" сообщил главный исполнительный директор компании Лев Хасис. По его словам, запуск онлайновых продаж позволит X5 застраховаться от антимонопольных ограничений, которые накладывает статья 16 принимаемого сейчас Госдумой законопроекта "О торговле".

Ритейлеры ищут пути обхода

Напомним, в минувшую пятницу Госдума в первом чтении приняла закон о торговле, в котором есть статья, вызвавшая бурные протесты участников рынка. Эта статья была внесена ФАС в закон в последний момент. Согласно статье, розничные сети с оборотом свыше 1 млрд рублей и рыночной долей 25% не смогут открывать новые торговые объекты в границах городского округа или муниципального района.

"Если новый закон будет принят в таком виде, то благодаря электронной коммерции мы сможем продолжать наращивать рыночную долю", - отметил Хасис.

Ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что закон о торговле направлен в первую очередь против X5, которая, по данным ведомства, занимает более 35% в обороте розничной торговли Санкт-Петербурга.

Х5 - крупнейший российский ритейлер по объему продаж. Объединяет 1 164 магазина, включая 900 дискаунтеров "Пятерочка", 211 супермаркетов "Перекресток" и 53 гипермаркета "Карусель".

В пресс-службе X5 RB.ru отметили, что Лев Хасис "неоднократно заявлял, что широкие возможности интернета нам интересны, и в целом мы рассматриваем перспективу работы в формате интернет-торговли". Правда, от каких-либо подробностей отказались, отметив лишь, что "на текущий момент подобного рода проекты у нас на стадии изучения".

Перспективная идея

Заявление Льва Хасиса, однако, о том, что интернет-торговля поможет обойти закон в условиях нынешних реалий выглядит весьма оптимистично. Сфера интернет-торговли в сегменте B2C в России развита пока относительно слабо - в том числе из-за отсутствия культуры покупки продуктов через интернет. "Сейчас работают единичные проекты, ориентированные, как правило, на работу на локальном столичном рынке и в большинстве случаев ориентированные на премиальный формат. Пройдет еще не один год, прежде чем актуальность данного направления станет в России сопоставимой с уровнем, наблюдаемым в западных странах", - говорит RB.ru аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. Потенциально эта идея выглядит интересной, но должно пройти еще несколько лет, прежде чем это начнет приносить существенную прибыль, соглашается Наталья Колупаева, аналитик банка "КИТ Финанс". По ее словам, такие проекты предполагают значительные инвестиции в сети логистики.

Реальный опыт

Две российские продуктовые сети - "Седьмой континент" и "Азбука вкуса" - уже взялись за развитие интернет-продаж. "Азбука вкуса" вышла в этот сегмент в апреле, открыв интернет-витрину для своих магазинов. "Пока что рано говорить о каких-либо достижениях - должно пройти хотя бы полгода", - говорит RB.ru пресс-секретарь компании Андрей Голубков. По его словам, сейчас интернет-витрина - это всего лишь дополнительная услуга, однако в перспективе компания рассчитывает, что оборот торговли через интернет достигнет 10%. "Амбициозно, но в рамках мировой тенденции", - отмечает собеседник RB.ru.

"Седьмой континент" начал развивать онлайн-продажи как имиджевый проект, оборот которого составлял 2-5% от общего. Однако в июле сеть полностью реструктурировала проект - изменились ассортимент, цены и позиционирование. Подтолкнул к этому кризис, из-за которого объемы продаж через интернет резко упали, говорит RB.ru пресс-секретарь сети Влада Баранова. По ее словам, раньше интернет-магазин предлагал 6,5 тыс. наименований продукции, а сейчас - 11 тыс., то есть теперь это можно назвать магазином формата "у дома". По словам собеседницы RB.ru, в I полугодии оборот составил 97,4 млн рублей, однако до конца года планируется увеличить объемы продаж до 200 млн рублей по итогам четвертого квартала. Помимо расширения ассортимента продукции, этому может способствовать и измененная политика тарифов за доставку. Так, теперь при сумме заказа до 1500 рублей стоимость доставки составляет 77 рублей, а при сумме заказа свыше 1500 рублей доставка бесплатна. При этом средняя сумма чека в магазине составляет 3-3,2 тыс. рублей, отмечает Влада Баранова. 

Между тем, принадлежащая Сергею Разумову и Алексею Мордашову компания "Новый импульс", владеющая интернет-магазинами и магазинами у дома "Утконос" (продает в том числе и продукты питания), в рейтинге журнала "Финанс" по итогам 2008 года заняла 60-е место среди крупнейших розничных компаний. Выручка компании по итогам года составила 10410 млн рублей.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Sibos
16 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase