Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

За Sukhoi SuperJet выстроилась очередь из тайных покупателей

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Авиастроители говорят о высоком спросе на самолет, но не называют имена многих покупателей

За Sukhoi SuperJet выстроилась очередь из тайных покупателей
На лайнеры Sukhoi SuperJet-100 - первые принципиально новые российские самолеты после распада СССР - наконец-то пошли заказы от европейских авиакомпаний.  В Европу отправятся 25 российских лайнеров на сумму $750 млн. К концу года - станет известно еще о новых контрактах. Казалось бы, третий день выставки "Фарнборо -2008" должен войти в историю российской гражданской авиации как день, принесший международное признание российской авиановинке. Однако эксперты признавать этого не спешат.  

В Фарнборо компания "Сухой" приехала, имея в копилке 73 твердых заказов на Sukhoi SuperJet-100. Вчерашний день авиасалона в Фарнборо принес предварительные заказы на 24 SSJ-100 на общую сумму $630 млн. Однако покупателем стала российская компания -  "Авиализинг".

В среду российско-итальянское СП SuperJet International, созданное специально для продаж нового российского регионального самолета Sukhoi SuperJet-100 за рубежом, подписало твердые контракты на поставку Sukhoi SuperJet-100 с двумя европейскими покупателями, передает РИА Новости.

Пять российских лайнеров за $150 млн улетят в Швейцарию к лизинговой компании Ama Asset Management Adviser. Самолеты в конфигурации на 95 мест будут поставлены в 2011 году. "Эти пять самолетов будут предназначены для пяти разных авиакомпаний в Европе и Азии в бизнес и VIP-компановке", - сказал глава СП SuperJet International Алессандро Франзони.

Имя второго покупателя, с которым был подписан твердый контракт на 20 лайнеров SSJ-100 (в конфигурации на 98 мест) на общую сумму около $600 млн, осталось неназванным. Начало поставок намечено на 2010 год. "Самолеты заказала известная компания, которая работает на европейском рынке уже много лет, но по договоренности с компанией мы не разглашаем ее название", - сообщил глава SuperJet International.

Кроме того, Алессандро Франзони пообещал, что до конца этого года объявит о нескольких новых заказах европейских компаний на лайнер SSJ-100. "Мы бы могли сделать это и сейчас, но пока мы просто не завершили всю процедуру оформления сделок", - сказал Франзони.

Первый шаг к мировому признанию



Интерес к российскому самолету со стороны иностранных компаний - хорошая новость для  SSJ-100. Компания "Сухой" с самого начала заявляла, что новый лайнер должен завоевать лидирующие позиции на международной арене. Однако до сегодняшнего дня практически все заказы SSJ-100 были от соотечественников.

Первыми в разработку российского гражданского самолета поверила небольшая итальянская авиакомпания Itali. Она заключила в прошлом году на французском авиасалоне в Ле-Бурже хоть и скромный, но контракт на поставку 10 самолетов SSJ-100. Безусловно, это был первый шаг к мировому признанию российской новинки. Однако были опасения, последуют ли за этой сделкой заказы от других европейских компаний. Теперь стало понятно, что они последовали. Михаил Погосян - глава компании "Сухой", казалось бы, может праздновать победу. Его детище - SSJ-100 прошел экзамен у самого требовательного покупателя - европейского.   

Однако эксперты пока не спешат хлопать в ладоши и поздравлять компанию "Сухой" и ее главу. "Я бы не стал торопиться с выводами, что подписание этих контрактов означает мировое признание проекта SSJ-100", - говорит RB.ru аналитик  "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго. Слишком много сложностей у этого проекта, добавляет он. "Хотелось бы громких имен, а получается странная неизвестность, непонятные контракты", - замечает эксперт.

Новая тайна

Наблюдателей смущает тот факт, что большинство компаний, которые собираются купить лайнеры SSJ-100, пока не называются. "Сухому" можно праздновать победу, когда SSJ-100 закажет, например, AirFrance, то есть крупный европейский перевозчик и с известным именем", - считает Шаго.

По его словам, как правило, покупатели самолетов не прячут своих имен. Наоборот, они готовы раскрывать свой интерес еще до подписания твердых контрактов. Шаго вспоминает пример того, как "пропиарилась" авиакомпания S7 (бывшая "Сибирь"), которая объявила о своих планах купить новинку от Boeing - "лайнер мечты" - Boeing 787 Dreamliner. Она заказала 15 "лайнеров мечты" каталожной стоимостью $2,4 млрд и опцион еще на 10 таких самолетов. Однако заказ эксперты считают странным, ведь у авиакомпании S7 фактически нет ресурсов обслуживать в долг $2,4 млрд, да и нет пока маршрутов, подходящих для Boeing 787-8, дальность полетов которого составляет 14 200-15 200 км.

Все тайное становится явным

Вокруг проекта SSJ-100 набирается уже слишком много тайн. Первый и пока единственный испытательный полет лайнера в мае был совершен тайно - журналистов и международных экспертов зафиксировать это событие не пригласили (подробнее читай в предыдущем материале RB.ru), теперь и европейские заказчики не раскрывают своих имен.

У проекта и так дела идут не гладко. Недавно "Аэрофлот", являющийся стартовым и одновременно крупнейшим заказчиком SuperJet-100, сообщил, что получил уведомление о переносе начала поставок этих самолетов почти на год. Первый лайнер авиакомпания должна была получить в ноябре 2008 года, но теперь получит только в третьем квартале 2009 года.

Авиасалон "Фарнборо-2008"

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter