На старте бизнеса

3D-технологии: куда катится мир

На старте бизнеса
Александра Вяль
Александра Вяль

"Антипремия Рунета" http://antipremia.ru

Александра Вяль
3D-технологии: куда катится мир
Присоединиться

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге состоялся Международный Медиа Форум. Rusbase организовал там же аллею технологий. Мы походили меж стендов, нашли тех, кто занимается 3D-технологиями или близкими к этому разработками, и задали провокационные вопросы про то, есть ли будущее у 3D и как уже сейчас можно зарабатывать на этом деньги. Не на 3D же принтере их печатать!


3D Timvi, Николай Трукшин, CEO Avrorus

О себе

Мы – разработчики «Коммуникационной 3D-платформы Timvi». Это клиент-серверное решение, которое можно установить на ПК, ноутбук, моноблок или планшет. Наши функции – реалистичные дистанционные коммуникации для бизнеса, образования и медицины, если коротко.

В чём заключается конкретно 3D-технология в этом проекте?

Это виртуальное 3D-пространство, которое можно использовать для встреч, как офис, как учебный класс, как выставочное пространство. Это всё отрисовано в формате 3D, с эффектом присутствия – такое ощущение, как будто вы находитесь в своём офисе. У нас прикручены различные коммуникационные сервисы – видеоконференции, голосовой чат, видеочат, пользователи могут синхронно, одновременно просматривать различный контент – сайты, офисные документы, видео, и могут их скачивать.  И решаем психологический момент – ощущение, как будто вы находитесь в одном офисе, хотя один из вас может быть в Питере, другой – в Москве, третий  - в Сингапуре. Но вы встретились в офисе, ведёте там диалог, комментируете контент, обсуждаете вопросы. Эффект, как будто вы встретились, открыли ноутбук, что-то показываете друг другу, передаёте какие-то файлы друг другу.

По рассказу складывается ощущение, что это игрушка для тех, кому прискучили серьёзные способы коммуникации.

Это некий формат визуализации, то есть те, кому скучны мессенджеры, веб-конференции, почта, могут использовать этот формат. Он интересен. Нас сейчас называют «Симс для бизнеса». Мы не обижаемся. Мы на стыке между игрой и коммуникациями. Мы предлагаем коммуникацию в новом формате, и эффект геймификации, несомненно, здесь присутствует. Этот формат очень интересен молодому поколению. Поэтому его сейчас активно используют корпорации, у которых среди сотрудников много представителей поколения Y, которых тяжело заставить работать со скучным корпоративным контентом. Через такую игровую форму до них можно доносить сложную корпоративную информацию.

Так что же, 3D – это серьёзная вещь или несерьёзная.

Это серьёзная психологическая вещь. Именно благодаря 3D мы достигаем психологического эффекта, которого не хватает в 2D-мессенджерах и обычных ресурсах – эффекта присутствия. На данный момент человек одинок в интернете. Иллюзия, что вроде в соцсетях мы общаемся, есть, но на самом деле вы там всё равно пока одиноки, вы там одни. Вы зашли на сайт – много букв, много картинок, а с кем поговорить, кому задать вопрос – этого нет. А здесь с вашими вопросами работают, на ваши возражения отвечают, вас консультируют. В общем, вы не брошены в одиночестве в Сети. Мы пытаемся сделать интернет живым.

Всё равно пока что непонятно, зачем нужен 3D. Только для создания психологическое ощущения, что ты находишься внутри сайта, а не на нём? Зачем нужно общаться в 3D, когда пообщаться можно и так?

Первое, как я уже говорил, эффект присутствия, второе – эффект геймификации, благодаря которому более интересно работать с определённым контентом, третье – у этого формата уже есть армия поклонников. Кому-то нравится один формат общения, например, социальные сети, а кому-то он не нравится, люди пользуются мессенджерами только в мобильном телефоне. На сегодняшний день уже многим нравятся 3D-коммуникации. Это просто другой формат взаимодействия, у которого есть свои поклонники, кто с этим уже знаком, а тем, кто ещё не знаком, он придётся по душе, особенно потому что это новое, отличное от других коммуникаций свежее решение. Более живое, более интересное.

По вашим ощущениям, за 3D будущее, или так, поигрались, как в Фейсбук, и через три года забыли?

Говорить, что за чем-то будущее – за Фейсбуком или ещё за чем-то другим, наверное, неправильно. Я уверен, что у этого формата всегда будет свой постоянный пользователь и клиент, которому он интересен. Мы смотрим, как реагирует молодёжь на 3D-коммуникации, когда мы на различных выставках разворачиваем демо-зоны. Молодёжь очень активно и очень хорошо в это включается, им даже ничего объяснять не нужно – для них всё это интуитивно понятно. Поколению, которое взрослее, если они хотят общаться с молодёжью на одном языке, нужно эти коммуникации развивать и осваивать. Например, в образовательной сфере преподаватели перед активной молодёжью, которая во всём разбирается, в проигрышной ситуации. Так вот если преподаватель зайдёт в 3D и зайдёт студент в 3D, то они словно уравняются. Преподаватель даже заработает уважение, признание. Этот разрыв между поколениями можно сократить именно с помощью 3D. Не главная, но одна из функций использования 3D – решение таких вопросов.

Опять же, если уйти от красивых целей в коммерческую составляющую, то 3D Timvi – это в первую очередь инструмент маркетинга, который позволяет зарабатывать тем, кто его использует, так? 

Конечно, это дополнительный источник монетизации, потому что если у вас появляется виртуальный офис, вы экономите на аренде, на логистике, вы можете не просто сделать сайт – хотя сайт тоже нужен, никто не спорит, – но всю дистанционную коммуникацию, все консультационные услуги (причём, не важно, кто – репетитор, бухгалтер, юрист, дизайнер) вы сможете осуществить так, как будто клиент пришёл в ваш офис, вы ему уделили время. А это сейчас очень важно, так как клиенты капризные, все требуют внимания, личного участия. Когда вы не можете это сделать по ряду причин – пробки 10 баллов, разные города – вы делаете это с помощью таких инструментов, как 3D Timvi. Здесь можно и зарабатывать, и делать презентации, и предпродажи. И, что самое приятное, это вас выгодно выделяет среди конкурентов.

Полезные ссылки:

15 секунд с Санкт-Петербургского Международного Медиа Форума в инстаграме http://instagram.com/p/t5KTNBvLsA/

Сайт: https://timvi.com/

 


Power GroupАнтон Чупин, руководитель отдела маркетинга

О себе

Мы собрали команду профессионалов, которая в последние 4 года разрабатывает интерактивные решения для крупных компаний: технологичные выставочные стенды, промо-игры, приложения и др. Мы внедряем в проекты передовые достижения интерактивных технологий, например, дополненную реальность. Многие наши проекты так или иначе связаны с миром 3D.

С точки зрения того, как всё развивается, и есть ли на это спрос, то спрос, безусловно, есть, он растёт, потому что в данный момент всё, что связанно с интерактивом, с 3D-технологиями, вызывает восторг, восхищение у людей, это в диковинку. Это заставляет людей делиться. Любая кампания или рекламная акция приобретает вирусный эффект – люди делятся в соцсетях, про это пишут, рассказывают друзьям, показывают.

Имеет ли 3D практическое значение, или просто сейчас много замороченных маркетологов-гиков, которые думают, что 3D – это круто, и потому начинают его использовать? Или это всё-таки серьёзно?

Имеет, и серьёзное. Мы, например, разрабатываем обучающие системы, которые позволяют на сложных производствах обучить человека, не привозя его на само производство. То есть, с помощью Oculus Rift или других механик взаимодействия с дополнительной реальностью он может будто бы перенестись на производство и изучить информацию о нём. В дальнейшем, когда он туда попадёт, он как будто уже пробыл там месяц. Это экономия для крупных компаний. Соответственно, есть второе направление – это обучающие системы для детей с ограниченным развитием, для престарелых людей с ограниченными возможностями. Можно показать им какие-то вещи, которые они никогда бы не увидели и не смогли бы почувствовать. 

Так а что конкретно вы делаете?

Мы производим кастомизированные решения для различных отраслей. Для торговых центров, для розничной торговли. Там, где покупатель встречается с продавцом, со временем функции продавца заменяют полностью компьютер и интерактивная панель.  Параллельно с этим мы считаем себя экспертами в области модернизации музеев, когда в текущую статичную экспозицию добавляются современные технологии. Мы добавляем пласт информации дополненной реальности. Например, в помощью той же 3D технологии можно сделать 3D-сцены, которые позволят человеку получить ещё больше информации о том же историческом объекте.

Это всё-таки больше игрушка? Ведь можно одно и то же написать текстом рядом с объектом, а можно картинку вывести?

Да, но во втором случае эффективность, доказано, выше, так как визуальная информация воспринимается лучше. Рано или поздно будет меньше текста, больше картинок и  3D-моделей. Вот, например, мы показываем экспонат, и в дополненной реальности можно посмотреть 3D-сцену о том, кто жил в этом городе в древние времена, покажем, как жили те, от кого остался экспонат. Такие вещи текстом донести трудно. Технологии, которые мы используем, помогают в интересной и вовлекающей форме донести не очень интересную информацию.

Если рассуждать о будущем, то 3D-технологии в течение трёх-пяти лет позволят быстро и интуитивно что-то спроектировать и распечатать прямо в офисе и нести показывать заказчику прототип. Надеюсь, что дойдёт и до печати дисплеев и других высокотехнологичных устройств. 

Понятно, что дойдёт, но кому это нужно будет?

Это просто локализация и оптимизация производства – вместе того, чтобы везти небольшую партию из Китая, её будут печатать прямо в студии.

А как человек воспринимает ваши решения, посредством чего? Через собственный айпадик, через очки, которые ему ещё надо купить?

Мы делаем и интересную графику, увлекающий контент, параллельно с этим создаём и механизм донесения этого контента. Это может быть и подвижная инсталляция, которая имитирует, допустим, бобслей. Сейчас работаем над проектом музея о современных атомных технологиях. Проект представлен в виде интерактивных инсталляций, которые рассказывают детям, как производится добыча урана. Там трясётся пол, меняется температура самой инсталляции. Посетитель – ребёнок или взрослый – в увлекательной форме получает знания о том, что это безопасная и современная технология.

Для розничной торговли мы делаем витрины, которые взаимодействуют с людьми – человек проходит мимо неё, попадает в зону датчика, и контент с ним взаимодействует, то есть, может появиться объект, который с ним разговаривает, человек может управлять витриной, да хоть рисовать на ней, и всё это имеет отношение к 3D.

Если говорить о графике, то в её основе лежит Юнити, некоторые инсталляции пишутся на Processing и VVVV. 

Ну, а за чем будущее?

Будущее? Вся игровая и киноиндустрия уйдёт в очки, потому что зачем смотреть блокбастеры про кого-то, про придуманные истории, если можно стать участником этой истории – не просто зрителем, а активным героем. Мы видим, что инновационные кинотеатры набирают популярность, но после выхода на массовый рынок очков (например, Samsung) кинотеатры будут терять зрителей. Возможно, откроются кинотеатры, где каждый будет сидеть в очках.

Укачивает же!

Ну, это только начало, старт. На самом деле, укачивает людей от быстрых насыщенных симуляторов в дополненной реальности, вроде симулятора американских горок. Следующим шагом станет взаимодействие внутри дополненной реальности. Мы научимся брать объекты, научимся, условно, делать «дай пять». Мы уже экспериментируем с Oculus rift + Leap Motion

А через что будут передаваться прикосновения? Через специальные датчики на кончиках нервных окончаний?

Вроде того. Есть разные сумасшедшие проекты, типа браслета, который трогаешь, а он отзывается у твоей половинки. Все эти технологии рано или поздно объединятся во благо развлечений, а также будут помогать людям обучать, презентовать.

Обучать – это красивая миссия, а в основном всё-таки это ещё один способ делать деньги, так?

Безусловно, в первую очередь это инструмент маркетинга, потому что всем приелось одно и то же, а что-то новое, что-то впечатляющее всегда вызывает резонанс. Люди ищут постоянно что-то новое, причём гик смотрит, всё понимает и задаёт много вопросов, а обычный человек ничего не понимает, он восхищён и даже не знает, о чем спросить. Он говорит: «Можно, я это сниму, друзьям покажу? Скажите, как это называется».

Полезные ссылки:

15 секунд с Санкт-Петербургского Международного Медиа Форума в инстаграме: http://instagram.com/p/t5Jr3NPLrG

Другие 15 секунд оттуда же: http://instagram.com/p/tz0LRyPLou

Ссылка на сайт: http://www.pwrg.ru


СКЗ, Владимир Уфнаровский, генеральный директор

О себе

Наша компания называется «Системы компьютерного зрения», мы, как следует из названия, занимаемся работой с видео и с фотоизображениями. Основная специфика – это не обычное видео, а стереоизображения, то есть, мы берём изображение сразу с двух или большего количества камер и достаточно детально восстанавливаем 3D-сцену.

Для чего это используется?

Основное применение наших технологий сейчас – это решения для рекламы и ритейла. Мы берём любой телевизор, который сейчас уже висит в магазине, прикладываем к нему наши устройства и немедленно превращаем этот экран, во-первых, в интерактивную рекламу, которая умеет общаться с покупателями – они могут контролировать этот экран с помощью жестов, а во-вторых,  параллельно он собирает статистику о том, сколько вообще людей прошло, на каком расстоянии, посмотрели они на рекламу или нет, чем заинтересовались.

То есть, эти устройства собирают информацию о том, что происходит вокруг?

Да, верно, сбор информации и общение с экранами.

С роботами практически? 

Ну, почти с роботами. Эффект похож на Microsoft Kinect, но, в отличие от Кинекта, мы можем работать на улице, в дождь, в снег, в любую погоду. Никакая другая технология на улице нормально не работает.

Почему?

Потому что, если взять существующие технологии типа Киннета или Inter Real Sence 3D, они используют так называемую активную технологию: у них есть инфракрасный излучатель, который подсвечивает сцену, а дальше они уже смотрят искажения этой подсветки. Как только они выходят на улицу, всё их излучение забивается солнцем, которое является гораздо более мощным инфракрасным проектором. Эффект примерно такой же, как у экранов, которые блекнут на солнце, только гораздо сильнее.

Так у вас что – только устройства или софт тоже?

И устройства, и софт. У нас есть свои стереокамеры, которые можно расставлять на некотором расстоянии друг от друга, тем самым регулируя зону действия нашего устройства, зону охвата. Мы можем работать как на коротких расстояниях, так и, скажем, на сотни метров. Последнее мы делали для автомобильной индустрии. Плюс софт, который умеет обрабатывать изображения с этих двух или большего количества камер. Софт сложный, это не просто обычная триангуляция, он потребовал несколько лет исследований, в основном, специалистами Санкт-Петербургского Государственного Университета.

То есть, это питерский проект? Отлично! А много по России похожих проектов?

Если посмотреть по тому, что делает Сколково, то сейчас у нас в стране довольно много похожих интересных проектов. Мы тоже резиденты Сколково, поэтому получается пересекаться с нашими коллегами, партнёрами…

Конкурентами…

Иногда и конкурентами.

Вернёмся к 3D?

Да. Мы можем снять человека или любое помещение с одного места, а затем восстановить картинку так, чтобы можно было её развернуть и посмотреть на неё с другой стороны – сверху, сбоку. Потери, конечно, будут, но незначительные.

Вопрос, который я задаю всем: 3D, по вашему ощущению, это такая игрушка, в которую все поиграют какое-то время, повнедряют и забудут? Или за этим серьёзное будущее, и есть шанс, что эти технологии закрепятся надолго?

Она просто обязана закрепиться, потому что 3D – это среда, в которой мы все обитаем, здесь присутствуют все естественные для людей движения. Как пример, мы прикрутили нашу технологию к виртуальным очкам, типа Google Glass, в которых изображение проецируется на сами очки. Дело в том, что сейчас этими очками надо управлять либо с помощью голоса, либо движениями головы, что, в общем-то, не очень удобно – голос не приватен, а постоянные движения головы неестественны для человека. Мы с помощью наших камер и восстановления 3D-картинки сделали так, чтобы изображением в очках можно было управлять руками, как если бы это было изображение на тач-экране или айпаде.

Типичный 3D!

Да, так и есть. Без использования 3D-технологии это не сделать никак. Она позволяет отфильтровать весь фон, благодаря ей мы знаем расстояние до объектов.

Что касается монетизации, то ваш проект позволяет зарабатывать уже сейчас?

Конечно, позволяет. Мы решаем проблему, которая сейчас существует у офлайн ритейл-компаний: у обычных традиционных магазинов нет всех тех маркетинговых инструментов, которые есть у онлайн-магазинов. А мы, позволяя соединять офлайн и онлайн, даём традиционным магазинам все эти инструменты.

Например, какие?

Например, таргетированная реклама. Мы не просто гоним рекламу, а видим, когда человек проходит мимо, и можем обратить его внимание на эту рекламу. Мы можем определить, взрослый это или ребёнок, и показывать разный контент. Можем обратить внимание на то, сколько вообще людей прошло и сколько посмотрело рекламу. Ритейлерам такой механизм, конечно, должен быть интересен. У нас уже есть продажи в Голландии и в России.

Полезные ссылки:

Сайт http://www.comvisionsys.ru


 

Panorics, Алексей Дмитриев, технический директор

О себе

Мы – технологическая компания, занимаемся созданием технологии съемки, сшивки и обработки сферического видео, то есть видео, в котором помещается всё пространство вокруг камеры – 360 градусов по горизонтали и 180 градусов по вертикали. Разработали несколько вариантов камер, которые успешно снимают видео в этом формате, в высоком разрешении. Это видео способно проецироваться на большие расстояния на стены с помощью проекторов. Оно пригодно для создания контента для сферических кинотеатров, просмотра видео в очках виртуальной реальности и создания интерактивного контента, когда пользователь может сам кликать и выбирать сюжет. В этом случае сюжет может быть нелинейным и зависеть от желаний пользователя. Короче говоря, в основе нашей деятельности – технология создания, проецирования и проигрывания видео в формате 360 с функциями интерактива внутри, основанная на последних научных достижениях.

Интересно! Как это применяется коммерчески?

Основной фокус – на создании камер, которые можно приобрести любому пользователю или компании. Мы также сниманием видеопро для компаний. В основном это различные ивенты, отчётные видео, где при просмотре зритель видит всё, что происходит вокруг. Кроме того, это рекламные ролики, промо-ролики и так далее. Самое интересное направление – это создание художественного видео в формате 360, съёмка различных постановок, пьес, музыкальных клипов. В недалёком будущем – буквально через полгода – в нашем распоряжении появятся технологии, которые позволят  пользователю, сидя в кресле, одним движением руки поворачивать изображение, которое ему показывает экран. Для этого будут использоваться специальные датчики, которые видят и контролируют движение рук человека. Это будут делать камеры и различные аксессуары, которые пригодны для интерактивных инсталляций. Точно так же он сможет управлять тем, что видит, в очках виртуальной реальности, просто поворачивая голову и смотря в разные стороны.

Важный момент – проецирование видео внутри сферических кинотеатров. Сейчас мы ведём переговоры с одной из крупнейших компаний, которая занимается малыми переносными купольными кинотеатрами. Для неё мы готовы создавать контент – видео, которое будет проецироваться на купол внутри. Зритель, заходя под этот купол, видит всё пространство, всё, что происходит вокруг, создается WOW-ощущение погружения в это пространство. 

То есть, пока что в основном это технологии для сферы развлечений. А кроме того, в каких ещё сферах можно её применять?

У нас несколько очень интересных направлений. Одно из самых важных – видеосистемы безопасности. Наши технологии позволяют с минимальными затратами установить одну видеокамеру, которая будет показывать изображение аналогично тому, что поступает с шести видеокамер. Вместо шести камер мы поставим одну, и оператор системы безопасности сможет видеть всё, что происходит в помещении – через монитор, который показывает всё сферическое видео, либо это видео будет делиться на серию изображений. Плюсы тут такие: во-первых, от камеры никто и ничто не уйдёт, так как она видит всё; во-вторых, для инсталляции этой камеры требуется в шесть раз меньше средств и усилий.

В камеру мы можем интегрировать различные библиотеки, которые могут распознавать лица, распознавать номера. То есть, мы получаем систему, благодаря которой всё, что входит в обзор камеры, может идентифицироваться.

Другое не менее важное направление – беспилотники. Представьте, что вы повесили камеру на дрон, он поднял ее на десятки-сотни метров, а вы наблюдаете на земле за всем, что можно увидеть с высоты птичьего полета. Мы не случайно стали резидентами космического кластера Сколково: технологии Panorics крайне интересны с точки зрения применения в аэрокосмической индустрии. Конечно, наши камеры можно также использовать в робототехнике, образовательных программах, потребительской индустрии и многих других.

То есть, софт тоже на вас? 

Да, мы делаем и софт, и облекаем его в физическую форму для конкретных нужд.

Хорошо. А куда движетесь сейчас, какие перспективы?

Уже сейчас можно купить камеру для B2B применения. Кроме того, мы делаем портативную маленькую камеру размером с GoPro, которая будет снимать все 360 градусов вокруг себя. Камеру можно будет положить в карман, взять с собой в путешествие, прикрепить на каску и спуститься с ней с горы. И при этом во время съёмки изображение будет автоматически обрабатываться и передаваться, например, по WiFi. Один человек, допустим, спускается с горы на лыжах, а другой сидит в гостиной у себя дома в халате и может в режиме риал-тайм посмотреть, что творится вокруг первого, что видит камера. Это очень интересный эффект. Можно переместиться на пляж, в джунгли, куда угодно – мы обеспечим эффект присутствия.

А к 3D это имеет отношение? У меня всё-таки материал про 3D-технологии! 

Вообще, сейчас есть некоторая путаница в понятиях. 3D – это стереоизображение. Наше изображение на самом деле 360. Если мы разделим в нашей камере один объектив на два, мы получим сферическое изображение в формате 3D, то есть в стереоформате. И при проецировании такого изображения через очки виртуальной реальности получится вообще бомба! 

Звук мы пишем даже не стерео, а многоканальный, и при просмотре определённого угла в очках мы слышим его так, как слышали бы в реальности. Мы слышим, откуда исходит звук. Это также добавляет эффект присутствия.

Такой специальный 3D-звук!

Да, именно. В общем, тема интересная.

Что скажете про 3D и про 360? По ощущениям, это игрушки или всё-таки нечто серьёзное, что задержится больше, чем на 3-5 лет? 

Это тренд! Именно сейчас компьютерные технологии достигли такого уровня развития, что стали доступны возможности погружения человека в пространство вокруг камеры. Огромные экраны, загнутые экраны – это всё тренд, который ведёт к тому, чтобы зрителя максимально погрузить в ту атмосферу, которую ему демонстрируют. Зритель хочет ощутить всё, что происходит внутри фильма, стать персонажем этого фильма, пережить эмоции, которые испытывают герои фильма…

Полетать на драконе, в общем!

Да! Идёт тренд поглощения зрителя фильмом. Формат 360 – пик этого тренда. Всё ведёт к объёмному сферическому отображению. Это максимум того, что можно сделать с фильмом, чтобы его максимально ощутить и погрузиться в него полностью. И этот тренд задержится надолго. Можно сравнить с ситуацией, когда раньше были маленькие телевизоры, появился тренд – сделать телевизор тоньше и больше. Сейчас делают огромные плазмы во всю стену. Этот тренд с телевизорами идёт очень давно, он никогда не закончится. Будет постоянно увеличение площади, уменьшение толщины экрана и так далее. Здесь же тренд также идёт, и следующим этапом будет максимальное увеличение разрешения, увеличения качества изображения, с возможностью проецирования на большие площади. Но сам принцип – он появляется сейчас, а в 2015-м будет бум на формат 360. 

Точно?

Точно. Если говорить про сферические, купольные кинотеатры, то сейчас только в России уже 200 компаний, которые занимаются такими кинотеатрами. Приезжает компания в некое учебное заведение, собирает этот, образно говоря, купольный шатёр и начинает проецировать на куполе какую-то обучающую программу. Школьники, студенты наблюдают в сферической проекции всё это. Они погружаются внутрь события. Потребность в таких кинотеатрах сейчас только растёт. Это интересно, увлекательно, а всё, что интересно, неизбежно находит новых почитателей. Наши технологии как раз и способствуют созданию опыта максимального погружения пользователя в действие.

Полезные ссылки:

Сайт http://www.panorics.com

 

Беседовала Александра Вяль

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как провести инвентаризацию в организации
  2. 2 Как написать коммерческое предложение
  3. 3 Что включает в себя фонд оплаты труда и как рассчитывается
  4. 4 Бизнес в интернете с минимальными вложениями
  5. 5 Как открыть бизнес с нуля