Почему вашему приложению нужен MVP?

Никита Стаценко

Внештатный автор

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова
Никита Стаценко

Почему тщательная разработка продукта может привести к провалу, как определить «границы» MVP и чем еще может быть полезна эта стратегия — рассказывает в блоге на Medium Джесси Салонен, ведущий продюсер AppsterHQ.

Читайте также материал Иосифа Хамфри, основателя Appster, о том, как ему удалось пережить воровство ключевого сотрудника и заново собрать команду, которая приносит его бизнесу $19 миллионов в год.

Звенят колокольчики, звучат хлопки шампанского, аплодисменты и поздравления. Нет, это не Нью-Йоркская фондовая биржа, это офис Appster HQ в австралийском Мельбурне, где мы звоним в колокольчик каждый раз, когда запускается одно из наших приложений.

Значимость запуска огромна.

Это означает, что у нас получилось: вы — наш клиент, визионер, предприниматель — не бросили и успешно справились. Иногда эти ощущения так же сильны, как если бы вы удачно посадили космический корабль на Марс.

Вы начали с идеи, нашли соответствие продукта рынку — market fit — и вот теперь вы в App Store. Для вашей идеи настало время колонизировать нашу планету. Но давайте остановимся на секунду и зададимся важным вопросом: а как именно мы сюда попали?

Другими словами, какая разница между предпринимателями, чьи идеи успешно выходят на рынок в виде конкретных приложений, и теми, чьи мечты навсегда остаются только мечтами?


Ответ заключается в трех невероятно важных словах: минимальный жизнеспособный продукт

Я не игрок. По своей природе и своей роли ведущего продюсера в Appster я человек, стремящийся подсчитывать и избегать рисков. Моя главная задача — убедиться в успешном запуске приложения клиента.

Однако если бы мне пришлось делать ставку на то, кто из моих клиентов с большей вероятностью проведет успешный запуск приложения, вписавшись и во временные рамки, и в бюджет, имея при этом самые лучшие продукты, то я бы не рассматривал тех, у кого больше всего денег или наименее сложное приложение. Нет, я перестраховался и исходил из того, насколько ответственно клиент подходит к созданию своих MVP (Minimum Viable Product, минимальный жизнеспособный продукт) и обеспечению их успеха.


Ваш MVP — это ваш cамый ценный игрок

Сперва давайте проясним терминологию.

Эрик Рис, популяризировавший эту концепцию, определяет MVP как «версию нового продукта, которая позволяет [вам] собрать максимальное количество подтвержденных данных о [ваших] потребителях с наименьшими возможными усилиями».

Создание и запуск MVP мобильного приложения является в некотором роде формой искусства. Все дело в нахождении оптимального баланса между тем, чтобы дать пользователям то, что им нужно, перед тем, как вы будете абсолютно уверены в каждой функции, которую они могут впоследствии захотеть.

В сущности, это как ваш утренний кофе без латте, то есть в нем есть необходимый потребителям кофеин, но недостает прикольной шапочки из взбитых сливок и шоколадной стружки, которые дают людям маленькое дополнительное удовольствие.

Techopedia описывает три ключевых особенности MVP:

  1. Он приносит потребителям достаточную ценность для того, чтобы люди захотели пользоваться и/или купить продукт после запуска;
  2. Он в достаточной мере показывает будущие выгоды, чтобы сохранить этих ранних последователей; 
  3. Он обеспечивает обратную связь, которая помогает вести текущую разработку в нужном направлении.

Ваш MVP содержит все ключевые функции вашего приложения, то есть высокоценные обязательные функции, а не потенциально ценные приятные дополнения.


Не только для стартапов

Создание и запуск Минимальных Жизнеспособных Продуктов не является прерогативой стартапов. Крупнейшие игроки в отрасли, от Facebook до Google, тоже полагаются на эту стратегию.

У Facebook при запуске не было Timeline или Marketplace. Google Sheets (мои любимые! #ilovespreadsheets), запущенные в начале 2007, не позволяли редактировать каждую отдельную ячейку до 2015 года.

Кажется, что эта функция должна быть обязательной, но в реальности эта возможность — просто (прикольное) приятное дополнение. Ваша же цель — запустить продукт и вывести его на рынок.

Если бы тогда в 2007 Google отказался от запуска Sheets без включения этой функции, его развитие сегодня выглядело бы совсем по-другому.


Копейка рубль бережет

Даже имея в наличии миллионы долларов инвестиционного капитала, вы должны фокусироваться на создании и запуске MVP.



Говорите, у вас есть бездонный горшок с деньгами? Прошу прощения, но я не возьму у вас денег, если вы не будете ответственно относиться к созданию MVP. И вот почему.

Давайте для примера возьмем гипотетическое приложение потокового воспроизведения музыки. В чем состоит основная суть этого приложения? Это возможность для пользователей загружать свою собственную музыку в единую платформу, где другие люди могли бы узнавать новых исполнителей и новые композиции.

Чтобы сделать приложение достаточно привлекательным для ранних последователей, в дополнение к загрузке и воспроизведению музыки вы, возможно, захотите дать пользователям возможность сохранять некоторые любимые песни и исполнителей для последующего прослушивания. Но и все.

Это ваш MVP. С этими функциями вы запуститесь примерно через два с половиной месяца, начиная с сегодняшнего дня. Хотите посмотреть, как легко раздуть время, необходимое для вывода приложения на рынок? Добавьте три недели, чтобы сделать чат для общения пользователей друг с другом. Добавьте еще две недели, чтобы сделать возможность создавать пять отдельных плейлистов для музыки по разным вкусам. Потратьте еще две недели для создания админки CMS управления всей музыкой в приложении.

Как насчет интеграции с Facebook? Еще две недели. И так далее, и так далее.

Смысл вот в чем: каждая новая фишка, которую вы вставляете в свой продукт, стоит вам драгоценного времени, времени, которое отдаляет вас от цели — запуска приложения!

Стоят ли все эти дополнительные функции инвестиций в них? Да, почти наверняка стоят. Однако они не являются приоритетными в данный момент, когда ваша главная цель — выйти на рынок!

Создайте MVP сейчас и запуститесь сейчас. Или же поработайте над добавлением еще трех-четырех прикольных «приятных дополнений» в уже-почти-готовое приложение и беспомощно наблюдайте, как два или три ваших конкурента уже запускают свои продукты...


Не гадайте, а проверяйте

Запустите свой минимальный жизнеспособный продукт, встройте в приложение возможность получения обратной связи и активно отслеживайте отзывы пользователей.

Применяйте сплит-тестирование — метод, при котором сравниваются результаты, полученные при изменении одной конкретной переменной в вашем приложении, и определяется, какой из вариантов приносит больше хитов.

Например: домашняя страница нашего Appster получала больше хитов через контактную форму, когда там было изображение женской руки с iPhone, чем когда там был вариант с мужской рукой.

Мы могли потратить неделю или больше на обсуждения дизайна, но вместо этого просто включили тест, собрали отзывы и подтвердили результаты в реальном мире, используя реальные данные от реальных пользователей.

Это только один из бесчисленного множества примеров, доказывающих, что вы получите значительно большую пользу, создав и запустив свой MVP на рынок прямо сейчас, нежели проводя недели или даже месяцы в размышлениях и обсуждениях, а по сути в гаданиях на тему дизайна и разработки.


Не теряйте концентрацию

На этапе проектирования очень волнующе наблюдать, как ваше приложение обретает форму и становится видимой технологической реальностью, с которой вы, а вскоре и миллионы других людей, сможете взаимодействовать. Однако это также и то время, когда проявляется феномен переполненности идеями. Вы с командой начинаете задавать себе вопросы вроде «А что если бы мы сделали для пользователей…?», «А почему бы нам не добавить…?» и «А сколько времени нужно, чтобы изменить…?» Когда это случается, ждите неприятностей!



Почему? Потому что это в точности такая же ситуация, когда некоторые предприниматели начинают распыляться понапрасну. Все заканчивается тем, что они сворачивают с пути вывода MVP своего продукта на рынок и сбора отзывов о продукте в реальном мире от реальных потребителей.

Дело не в том, что эти функции не важны или бесполезны, просто они не представляют большой ценности в данный момент времени, так как не являются необходимыми для того, чтобы приложение дошло до своих пользователей.

Решающее значение имеет то, чтобы вы оставались в состоянии повышенной готовности по мере приближения к запуску продукта: нужно иметь самодисциплину, чтобы отложить такие разработки/изменения на будущие версии приложения.

Очень важно, чтобы вы понимали и постоянно осознавали важность и ценность стратегии MVP. Не отвлекайтесь: сконцентрируйтесь на запуске и оставьте улучшение функционала на будущее.


Дело не в вас, а в ваших пользователях!

Предприниматели склонны забывать, что мы не являемся пользователями своих продуктов. То, что нам нравится, не нравится, наши желания и предпочтения не обязательно совпадают с   желаниями и предпочтениями наших конечных пользователей, для которых мы разрабатываем приложения.

Среди различных способов проектирования приложений идеальная стратегия всегда основана на ориентированном на пользователя проектировании (User-Centred Design approach, UCD-подход, клиент-ориентированный дизайн).

Концентрация на юзабилити, характерных чертах пользователей, окружении и рабочем процессе идет рука об руку со стратегией MVP. Эти факторы работают совместно для достижения цели запуска приложения.

Еще раз, каков единственный способ получения конкретных данных по тому, соответствует ли ваше приложение нуждам, желаниям и привычкам ваших пользователей? Вывести приложение на рынок и собрать отзывы непосредственно от них!

В конце концов, даже более сложное приложение можно запустить быстрее и с бóльшим успехом, если его создатель сконцентрирован и придерживается MVP-стратегии, чем более простое приложение, которое разрабатывает предприниматель, легко отвлекающийся на новые потенциальные функции, разные концепции, изменения цвета, размера и расположения кнопочек и так далее.

Если застрять на этапе проектирования и разработки, не выпуская продукт на рынок, то потребуется значительно больше времени, чтобы ваше приложение хоть когда-нибудь попало в руки реальных пользователей.


Как сосредоточиться на MVP

Меня постоянно спрашивают, сколько моих приложений проходили успешные стадии проектирования и разработки.

Определение успешности этапов проектирования и разработки для нового приложения может быть немного сложным, так как на эти этапы влияет множество переменных: начиная от зависимостей от третьих лиц и различных технических сложностей до количества и типов обнаруженных и исправленных ошибок.

Учитывая все это, остается верным то, что самые успешные этапы проектирования и разработки — это те, которые проходят под руководством наиболее сконцентрированных на цели основателей, то есть тех, кто полностью сосредоточен на запуске путем выпуска своих MVP на рынок.

Создаете ли вы мобильное приложение для iOS / Android, делаете ли SaaS-приложение — вот 5 моих советов для того, чтобы убедиться, что вы не сворачиваете с пути успешного создания и запуска своего MVP за разумный срок:

  1. Зафиксируйте цель. У вас есть конкретная идея для мобильного приложения? Отлично! Зафиксируйте предельный функционал MVP и отправляйте в производство.

  2. Не отвлекайтесь. Когда начинается процесс проектирования и форма (и брэндинг) вашего приложения начинает воплощаться в жизнь, очень легко позволить бесконечному потоку идей и вариантов улучшения сбить вас с курса и застопорить на этапе разработки. СТОП! Перефокусируйтесь и вернитесь к вашему MVP. Игнорируйте «шум» в голове, говорящий, что у вас нет никаких ограничений, что нет ничего, чего нельзя было бы сделать с вашим приложением.

    Правда в том, что нет никакого смысла в погоне за какими бы то ни было приятными дополнениями прямо сейчас. Сделайте себе заметку про эти потенциальные будущие фишки и возвращайтесь к работе надо тем, что обязательно должно быть в приложении.

  3. Начинайте писать код. Чем дольше ваше приложение остается на начальных этапах проектирования, тем ближе, так сказать, оно остается к вашей груди и тем дальше от проверки в реальном мире, необходимой для успеха. Запускайте приложение в разработку в самой простой, минимальной возможной версии.

  4. Заходите в рынок. Ваше приложение проверяют реальные пользователи — по-другому и быть не может. Да, приложение должно иметь крепкую стартовую позицию, но оно не обязано иметь все мыслимые бантики и рюшечки, чтобы люди им пользовались, оно просто должно успешно решать какую-то определенную проблему, то есть удовлетворять одну потребность. Поэтому выведите продукт на рынок и посмотрите, что будет.

  5. ПРЫГАЙТЕ! Как только ваши пользователи начнут вопить: «Да! Дайте мне чат! Дайте мне расширенную возможность составлять плейлисты! Дайте! Дайте! Дайте!», тогда вы начинаете встраивать то, что они хотят.

    Если, например, после запуска MVP вы собрали 1000 реальных пользователей, которые попробовали ваше приложение и хотят видеть реализацию улучшений, тогда непосредственно отвечая желаниям и потребностям этой конкретной аудитории, вы будете удовлетворять тех самых людей, которые имеют наибольшее значение для вашего будущего успеха!

 

Материалы по теме:

Семь вопросов, которые вы должны задать себе перед встречей с инвестором

Почему «бережливый стартап» подходит не всем?

Словарь предпринимателя: MVP

Почему нужно выбрать стратегию lean startup?

Фото на обложке: timbrk/Depositphotos.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
MIXX Conference 2017
3 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase