В предыдущей части можно узнать, кто и почему считает Кикстартер инструментом, идеально подходящим для проверки спроса и фидбека целевой аудитории на западных рынках. А также, почему сборы — это, иногда, не основное преимущество Кикстартера.
Там же, в первой части, мы неслучайно задались вопросом о том, повышает ли успех на Кикстартере шансы на привлечение венчурных инвестиций в проект. На этот вопрос отвечают представители российской венчурной индустрии.
Имеет ли вес успешная кампания на Кикстартере для получения инвестиций в проект?
![]() |
Для потенциальных инвесторов успешная кампания на Кикстартере будет значимой в том случае, если она выполнила заказы и продолжает развивать продукт и клиентскую базу. То есть это не должен быть гаджет с потенциальной аудиторией в 10 тысяч человек в мире, каждый из которых уже купил его на Кикстартере. |
![]() |
Для нас сам по себе факт сбора средств на Kickstarter не является показателем, важно понять структуру успеха: если это единоразовая успешная кампания, выстрелившая случайно за счет вовремя вышедшей публикации на Techcrunch или Siliconrus – это одно, если были, например, поставлены и проверены гипотезы по оценке объема рынка, по эластичности спроса или сформировано ядро пользователей с низким CPA – это принципиально другое. |
Создается впечатление, что успех проекта на Кикстартере имеет значение для российских инвесторов только в случае, если он является результатом системной работы команды и самостоятельно этот успех значит лишь то, что есть смысл изучить его предпосылки.
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов, что, как рассказала нам Анна Ошарова (основатель компании Crowdlife), команды «закаляются» во время краудфандинговой кампании, переживая один из самых напряженных этапов жизни проекта. А Константин Тряпицын (Партнер фонда Dominanta Capital), считает, что:
![]() |
Проект, имевший успех на Kickstarter имеет три главные преимущества: 1) деньги на изготовление первой партии 2) понимание, по какой цене надо продавать продукт и насколько большой на него спрос 3) суровый опыт продвижения товара в рынок. Авансы от покупателей — это лучший источник фондирования компании, потому что основателям не надо отдавать Equity на запуск и тестирование спроса. Также для меня, как инвестора, важно то, что после успешной компании на КС финансовая модель компании становится более реалистичной, команда проекта более вменяемой и менее пафосной. |
Зачем привлекать инвестиции после успеха на Кикстартере?
Во-первых, любому проекту необходимо расти. Руслан Назаренко уверен, что: Экономика на Кикстартере не позволяет создать нормальную компанию. При желании сохранить адекватную цену, все на что хватит денег — запуск производства, призы бекерам и, собственно, небольшая партия продукции. Мы ж тут все про «фаст саксес», так что вариант «по чуть-чуть и долго» — не катит.
Во-вторых, сборов с Кикстартера может не хватить даже для производства первой партии.
Где жить, чтобы получить инвестиции после успеха на Кикстартере?
Фокус на мировые рынки присутствует у большинства успешных на Кикстартере российских проектов. Откроют ли российские инвестиции проекту путь на мировые рынки? Ведь бытует мнение, что без иностранного инвестора успешный выход проекта на мировые рынки практически невозможен.
Наш короткий разговор с Артемом Азевичем из ФРИИ, как раз об этом.
В этом контексте интересно, что более важным, чем страна происхождения проекта, для зарубежных инвесторов является присутствие основателя или CEO проекта в непосредственной близости от них. Вспоминается блуждающий по сети тезис: «Чтобы получить инвестиции в Долине — необходимо там жить». Так ли это на самом деле?
Должна ли команда проекта, который рассчитывает на инвестиции из Долины, находиться там физически?
![]() |
Кикстартер все-таки ориентирован на проекты B2C с каким-то «изюмом» внутри. В 99% случаях должна. Даже крайние случаи выкупа технологии и всей команды по низким оценкам требуют наличия команды в США. К тому же надо понимать, что инвесторы инвестируют сначала в команду, а потом уже в сам продукт. Поэтому они должны не просто быть знакомы со всем коллективом, но и коммуницировать с ним в ежедневном режиме. Это относится к любому раунду привлечения финансирования. |
![]() |
Да, практика такова, что инвесторы из Долины рассматривают заявки только от компаний, базирующихся в Америке. Правда, меня смущает, когда говорят только про Долину, в Америке много других центров, которые тоже имеют большие отличия по специализации: San Francisco — Technology, Internet, Healthcare, NYC — практически все, много инвесторов в Fintech, Boston — как San Francisco, плюс инженерные проекты, Houston — Oil&Gas, Chicago — Industrials, LosAngeles — Gaming и Media, Washington, DC — Aerospace и Defense, даже в Miami есть кластер, связанный с Healthcare. Хочу дополнить, что инвестиции от американских инвесторов не должны быть самоцелью, я считаю, что проект должен базироваться там, где его основной рынок сбыта, то есть откуда поступает сейчас большая доля выручки или куда планируется сместить акцент в ближайшем будущем. |
![]() |
Формально не должна, но очень рекомендуется. Необязательно вся команда, достаточно нескольких представителей, которые будут заниматься выводом продукта и общаться со стороной инвесторов. Если команда претендует (будем верить, что обоснованно) на деньги американских инвесторов, то продукт у нее должен быть как минимум ориентирован на рынок США, а скорее всего, на глобальный. А это значит, что несколько фронт-менеджеров должны находиться в той стране, на которую ориентирован продукт, и это не каприз инвесторов из Долины, это рациональное требование рынка. Странно предполагать, что можно завоевать интерес аудитории страны, без постоянного присутствия в ее границах и постоянного изучения рынка. Хотя попытки такого подхода постоянно встречаются. |
![]() |
Обычно люди, которые занимаются международным бизнесом живут, что называется «в самолете». Место жительства в данном случае больше влияет на бюрократическую сторону дела. В общем, поживем увидим. |
![]() |
Да, конкуренция в долине такая высокая, что если команда удаленно находится, инвесторы ее не будут рассматривать. Хотя бы один из основателей должен быть там. |
Действительно, зачем Долина и Кикстартер, где «нас не ждут»? В России ведь тоже существует краудфандинг? Об этом читайте в следующей части.
Кейс по теме
Евгений Жуков, консалтер в области краудфандинга, проживает в Кремниевой Долине и помогает проектам из постсоветского пространства, заинтересованных в развитии на мировые рынки, привлекать инвестиции от фондов из Silicon Valley до и после кампании на Кикстартере:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter