Ценные советы от эксперта в области стартапов - PR-директора компании Fast Lane Ventures Лады Щербаковой.
4 фактора успешного стартапа – это идея, люди, деньги и то, что мы у себя в компании называем execution – исполнение. Это классика предпринимательства, и есть огромное количество учебников и статей, дающих советы по каждому из пунктов, что нужно делать, чтобы эти факторы не превратились в ловушки или подводные камни, и не разрушили бизнес. Отмечу то, что считаю важным помимо «классики»:
- Идею нужно выбирать, основываясь не столько на собственных амбициях, сколько на прагматизме. Желание «открыть Америку» похвально только в том случае, если вы четко понимаете, что рынок ждет вашего открытия и готов заключить вас в объятия, как только вы до него доплывете. Если вы хотите быть не только первым, но и успешным, оглянитесь по сторонам. Может быть, есть смысл не «изобретать велосипед», а сделать что-то, что уже кто-то придумал до вас (набив при этом шишки, которых можно избежать), усовершенствовать продукт, адаптировав его к местному рынку?
- Люди – здесь многое зависит от лидера, его готовности честно ответить себе на вопрос, готов ли он к жизни стартапера, достаточно ли у него боевого духа, чтобы изменить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих его людей, включая семью и команду. Работать как минимум по 12 часов в день, не всегда получать зарплату, поставить на карту свою заслуженную годами карьеру? Достаточно ли у него веры в идею, продукт, бизнес-модель, чтобы воодушевить команду и инвесторов? Я не призываю не пробовать испытать себя, только – искренне оценить свое желание и готовность к радикальным переменам.
- Деньги: проблема может заключаться не только в том, что их нет, но и в том, чтобы их грамотно потратить. Иногда у стартапов возникает «головокружение от успеха» - это случается, когда они получают инвестиции. Им кажется, что успех может легко повторить, и они начинают тратить их быстро и не всегда обдуманно: дают рекламу на ТВ, нанимают дорогих специалистов и т.д. Такой подход чреват быстрым взлетом, но и быстрыми тратами. Чтобы взлет стартапа не завел в «мертвую петлю», необходимо максимально четко планировать расходы.
- Execution - ключевые проблемы обычно лежат в этой области. Во-первых, потому, что стартап – это на самом деле очень сложно, во-вторых, потому что многие этого не понимают. Плохое исполнение может загубить даже очень хорошую идею. Качественное исполнение невозможно без дисциплины, дедлайнов и системы KPI – это азбука стартапа. Но мы все-таки работаем с людьми, а не с машинами, а люди склонны к творчеству, особенно представители некоторых специальностей, например, программисты и дизайнеры (у них обостренное чувство творческой самостоятельности). Креатив – это хорошо, но только если креатив имеет границы. Если креатив бесконечен, это начинает тормозить весь проект в целом. Поэтому в стартапе очень важно (и это опять же задача руководителя) установить баланс между творчеством и дисциплиной и жестко его поддерживать.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025