Интервью
Партнерский материал

«Меньше говори и больше делай». Вице-президент Тинькофф Федор Бухаров — о молодежном предпринимательстве в России

Интервью
Юлия Глозман
Юлия Глозман

Журналистка

Дарья Кушнир

Rusbase впервые проводит всероссийскую премию для молодых предпринимателей до 24 лет Rusbase Young Awards. Генеральный партнер премии — Тинькофф. Вице-президент Тинькофф Банка и директор Тинькофф Бизнес Федор Бухаров рассказал нам о первых шагах в бизнесе, секретах успеха и о сервисе, который помогает самым молодым бизнесменам становиться лучшими из лучших.

«Меньше говори и больше делай». Вице-президент Тинькофф Федор Бухаров — о молодежном предпринимательстве в России

– Почему сейчас особенно важно поддерживать молодых предпринимателей?

Молодых надо поддерживать всегда, потому что у них мало опыта. Во-первых, это поможет им не повторять чужих ошибок. Во-вторых, предпринимательство в нашей стране двигает экономику.  Если не поддерживать начинающих, то молодежь будет уходить в крупные корпорации, бояться начать свое. Поддерживая молодых предпринимателей, мы приносим пользу экономике и обществу.

– В одном интервью вы говорили, что в юном возрасте хотели создать свой бизнес. Когда вы задумались о своем деле, пытались ли вы идти в этом направлении?  Что сейчас думаете об этих попытках?

– Я с детства думал о том, что надо построить свой бизнес. У меня отец «маленький» предприниматель — микробизнесмен. В старших классах и в институте я помогал ему с работой и думал о своем бизнесе. Чем больше думал, тем больше понимал, что это непросто. А на 4 курсе я пошел работать в банк, так и не открыв что-то свое.

Работая с бизнесом, с юрлицами, с предпринимателями, понимаешь, что заняться своим бизнесом — очень серьезное дело. Оно требует от тебя полностью отдавать все свое время.

Я в Тинькофф уже пятый год. Это такое место, где фактически у каждого свой бизнес. Это большая корпорация, но у каждого человека есть свое направление, которое можно считать своим бизнесом. У меня есть свой — наша группа сервисов.

Мне всегда хотелось делать что-то, не спрашивая других. Это, наверное, главное преимущество предпринимательства. Правда, на самом деле приходится считаться со многими, никак нельзя не брать в расчёт общество и власти.

– Если бы в тот момент, когда вы в школе задумывались создавать свой бизнес, существовал бы такой сервис как Тинькофф Бизнес, вы бы решились на этот шаг?

– Это были 90-е годы, тогда не было вообще никаких сервисов. Но я считаю, что если сильно хочешь сделать что-то свое, то тебя ничто не остановит. Это, наверное, все-таки не вопрос сервисов, это вопрос внутреннего состояния. Если чувствуешь в себе силы, то идешь до конца. Предприниматель – это некое состояние души, когда ты готов рисковать, идти до конца. У меня его, наверное, не было, я все время был наемным менеджером.

– В чем разница между ошибками молодых, которые только начинают бизнес, и ошибками взрослых бизнесменов?

– Наивность — главное отличие неопытного предпринимателя. Как правило, опытный уже сделал много попыток, уже набил шишки, у него появилось чутье. А вот у молодых его нет. С одной стороны, это хорошо, потому что ты не будешь бояться что-то пробовать. А с другой, из-за недостатка опыта не заметишь каких-то очевидных вещей и будешь на них натыкаться. В этом и разница - молодые более безрассудны, поэтому чаще терпят неудачу в начале.

– Следите ли вы за молодым бизнесом?

– Да, конечно.

Сейчас финтех-бизнес хорош тем, что для него не требуются станков, складов какого-то товара или каких-то больших стартовых вложений. Достаточно головы, идеи и базовых навыков программирования.

Мы обязательно следим за всеми технологическими стартапами. Наша страна, кстати, особенно радует.

– Талантливые люди?

– Да, много идей. Мы следим за ребятами, приглашаем в гости и чьи то бизнесы покупаем.

– Посоветуйте, куда идти молодым, которым хочется делать свое.

– Идти надо в ту отрасль, к которой лежит душа. Потому что только занимаясь любимым делом, ты можешь делать свое дело хорошо, и у тебя будут силы, чтобы что-то создавать. Ошибка думать, что необходимо ориентироваться только на деньги. Деньги — это следствие хорошего бизнеса. Если ты делаешь дело, которое ты любишь, у тебя будут деньги.

Но также следует искать нишу, в которой нет «кровавого океана». Если ты хочешь делать то, что делают уже все, придется сложно, нужно будет конкурировать. Ведь «все» — опытные, они уже существуют и знают подводные камни, а ты новенький. Чтобы удержаться среди них - надо придумывать что-то уникальное.

Плюс бизнес должен быть высокомаржинальным. Если он низкомаржинальный —  например, берешь пакет молока за 20 рублей, а продаешь за 21 — очень сложно построить устойчивый бизнес, потому что маржа низкая, расходы большие, а конкуренция -  высокая.

Не секрет, что очень много начинающих бизнесов не завершается успехом. Это нормально. Это такой процесс естественного отбора.

– В каких сферах высока вероятность встретить «кровавые океаны», куда точно не стоит идти?

– Когда мы говорим, что у нас точно не получится, мы сами ставим себе границы. Нельзя говорить, что куда-то не нужно идти. Если есть идея и понимание, что ты можешь принести клиенту реальную пользу, то нужно идти.

Все крутые бизнесы делались на рынках, которые были уже заняты. Просто люди придумывали что-то кардинально новое в этих сферах. Главное — думать о том, как ты можешь принести пользу клиенту и выделиться.

– Какими качествами человек должен обладать, чтобы стать хорошим предпринимателем?

– Горящие глаза, с тусклым взглядом никакого бизнеса не сделаешь. Смелость. Трусам в предпринимательстве не место. Просчитать все невозможно, заранее ничего не угадаешь, всегда все идет не так, как ты планировал. Надо обладать знаниями и обязательно всегда расширять свой кругозор. Уметь идти на риск.

Есть люди, которые избегают риска, им очень тяжело быть предпринимателями.

Обязательно надо иметь нестандартное мышление. Стандартными путями уже невозможно прийти. Все стандартные пути давно пройдены, и только что-то необычное может выстрелить. Трудоспособность и устойчивость — умение подниматься после удара и идти дальше.

– Если школьник понимает, что хочет быть предпринимателем, с чего ему начать?

– Это значит, что ему нужно прямо сейчас, не откладывая, начинать любой бизнес, даже самый маленький. Прочувствовать, как искать покупателей, как создавать привлекательный продукт, как его продвигать, что такое клиентский сервис. Даже если ты торгуешь конфетами, у тебя должно быть преимущество, например, доставка. Надо действовать —  это важно для предпринимателя. Только опыт все проверит.

– А какие следующие шаги? Читать книги про предпринимательство или поступать в университет по этому направлению?

– Во-первых, точно нужно учиться. Не обязательно получать бизнес-образование, но знания никогда не будут лишними. В бизнесе нельзя работать, не понимая экономики, психологии.

Очень важны отношения с людьми: с командой, с контрагентами, с покупателями, с поставщиками. К кому-то это приходит с опытом, но опыт можно позаимствовать. Также надо развивать смелость. Если будешь сидеть, мечтать о предпринимательстве и не делать никаких шагов, так никем не станешь. И как показывает практика, есть очень много успешных предпринимателей, которые состоялись, не закончив вузы. Например, наш Олег Тиньков.

– Как Тинькофф Бизнес помогает начинающим предпринимателям?

– У нас достаточно много клиентов, которым не исполнилось еще 18 лет. Вообще три четверти наших клиентов — это предприниматели, ИП, а не юрлица. И я считаю, что мы одни из тех, кто поменял этот рынок. Если говорить про банки, да и вообще услуги для бизнеса, они всегда были для крупных компаний, для зрелых бизнесов, для корпораций, потому что там есть серьезные деньги, а предприниматель — он не может много платить. И когда мы выходили на рынок, решили сделать тариф 490 рублей, хотя обслуживание стоило в среднем 2-3 тысячи. Теперь это уже новый стандарт на рынке, у всех банков есть обслуживание за 490 рублей.

– Что вы еще делаете для молодых бизнесменов?

– Во-первых, у нас есть бесплатная регистрация ИП. Ты сидишь дома на диване, мы к тебе приезжаем, фотографируем нужные документы, и через 5 дней ИП готово. У нас есть бесплатная бухгалтерия. Это один из самых больных вопросов для предпринимателей. Есть классная идея, но декларации, налоги – это очень сложно, они все портят.

У нас это просто – не нужно денег, не нужно бухгалтера. Три клика и все вопросы с налоговой решены.

У нас есть свое медиа – Тинькофф-Журнал, в котором есть целый раздел про бизнес, направленный на начинающих. Там у нас масса всяких материалов: полезных статей про налоги, про бизнес, про маркетинг.

Недавно мы коллективом написали книгу «Бизнес без МВА». Расписали все полезные идеи, описали все проблемы, с которыми сталкивается начинающий предприниматель: что такое баланс, что такое прибыль, как продавать, что такое налоги.

– Настольная для любого начинающего предпринимателя?

– Да, именно так. Мы рассказали самые очевидные вещи, которые надо знать каждому. Сейчас мы готовим обучающую программу. Это будут курсы, которые позволят реально получить пользу для своего бизнеса. Пока еще программа не готова, но вскоре она позволит любому человеку прийти с идеей, поучиться, стать ИП, бесплатно обслуживаться и получить кучу инструментов для развития бизнеса.

Также у нас есть персональный менеджер для каждого предпринимателя. Это очень квалифицированный помощник, он разбирается во многих вещах по бизнесу, во всех наших сервисах, он поможет с любым вопросом, с любой идеей, с любой сложностью.

Есть также простой банковский расчетный счет, к нему привязывается корпоративная карта, с которой можно управлять деньгами, принимать на нее платежи. Мы выдаем терминал для приема карт в бесплатную аренду, а плату традиционно берем только за транзакции.

В итоге это будет экосистема сервисов, которая поможет продавать клиенту. Уже сейчас мы настраиваем контекстную рекламу в Google и «Яндексе», а хорошо делать рекламную кампанию  – задача нетривиальная. У нас также есть подарочные сертификаты на первую сумму рекламы.

Есть еще несколько задумок. Мы онлайн-банк, поэтому хорошо умеем продавать в интернете и готовы делиться этой экспертизой с клиентами. Правда сейчас большинство бизнесов все еще оффлайн.

–До сих пор?

– По разным оценкам, у нас в стране около 5-6 миллионов работающих ИП, и большая часть из них -в оффлайне. В лучшем случае у них есть какой-то сайт, но это сайт-визитка. Мы будем любому оффлайн-бизнесу помогать выходить в онлайн.

Мы также помогаем участвовать в госторгах  – это абсолютно работающая система, когда ты можешь поставлять государству. Необходимо подать заявку и принять участие в тендере, для этого требуются гарантии и пакет документов. Гарантии мы выдаем, со всеми документами помогаем.

Еще в задумках у нас сделать клиента видимым – создать ему разные представительства в интернете: видимость на картах и в соцсетях.

У нас есть бесплатный сервис управленческого учета. Он помогает построить простую правильную финансовую отчетность. Есть такие понятия, как выручка, прибыль, валовый доход, рентабельность. Достаточно пару кликов, чтобы мы построили такую простую отчетность. 

Есть такие простые вещи, как конструктор договоров: нажал кнопку и договор сформировался. У нас есть юридические консультации, если вопрос требует квалифицированных знаний. Пишешь вопрос в  личном кабинете и получаешь ответ.

– А что с кредитами?

– Год назад у нас появились кредиты. Кредитовать бизнес – это большие риски. Скрывать нечего, из всех наших сегментов: физлица, корпорации, малый бизнес – последний самый рискованный. Поэтому мы сначала сделали расчетные сервисы, а год назад запустили кредитование.

Но нигде такого как у нас больше нет: мы одобряем кредит за две минуты. Не требуется никаких документов и бумаг.

– А как же гарантии?

– У нас банк математиков, мы строим сложные модели. Мы видим поведение клиента, видим, чем он занимается из данных в открытых источниках. Все это особым образом обрабатывается машинным алгоритмом, и через 2 минуты мы уже знаем, когда мы можем дать кредит, а когда не можем.

Обычно, чтобы получить кредит надо притащить гору документов, рассказывать что-то, а потом через месяц узнать, что тебе отказали. Мы тоже отказываем, это не секрет, но все происходит намного быстрее.

– Чаще, чем одобряете?

– Чаще. Обманывать не буду. Одобряем там, где можно одобрить, выдаем деньги быстро, не требуем никаких документов. Если мы выдаем какую-то крупную сумму, то даже поручительство делается через смс.

– Сколько в среднем берут?

– У нас суммы небольшие — это  же предприниматели, не корпорации. Сотни тысяч, кому-то миллионы, но в среднем — сотни тысяч.

– Из чего же извлекает прибыль сам Тинькофф Бизнес?

– Олег Тиньков уже  30 лет предприниматель, он знает, что такое «начинать бизнес», что такое инвестировать, а потом получать от этого дивиденды. Мы, естественно, не занимаемся благотворительностью. Любой бизнес должен приносить прибыль – ведь это кровь бизнеса. Поедание денег – это не бизнес. Мы на рынке уже 4 года. Сейчас у нас есть клиенты, которые с нами больше 3 лет, и мы видим, что зрелые и доходные клиенты выросли из мелких, убыточных в начале.

– То есть не зря вы их поддержали и поверили?

– Конечно, не зря. Это называется win-win: когда и мы зарабатываем, и клиенту хорошо. Раньше так никто не делал, потому что не умели делать качественные сервисы. У нас минимум ручного труда — максимум роботизированного. Мы делаем классные сервисы, они стоят много денег, но так как у нас почти все автоматизировано - себестоимость низкая, и мы можем их дешево отдавать. На масштабе в почти полмиллиона клиентов получается неплохая сумма. Наш бизнес прибыльный, и прибыль мы инвестируем в дальнейшее развитие.

– Почему Тинькофф решил поддержать премию Rusbase Young Awards?

– Мы хотим привлечь к себе начинающий бизнес, начинающих предпринимателей. С другой стороны, мы одно из немногих мест, где начинающий предприниматель может что-то получить. В мире и в России, очень немного мест, где тебе реально помогут, а не добавят проблем.

–Три совета молодым предпринимателям от человека, который давно в теме?

  1. Ничего не бойся, никогда не останавливайся. Всегда иди до конца.
  2. Изучай новое, обязательно, получай новый опыт.
  3. Действуй, действуй, действуй. Меньше говори и больше делай. Действие – это то, что в бизнесе приводит к успеху.  

Материалы по теме:

Как финхакинг поможет тебе обрести финансовую независимость и начать свое дело
Илья Тихомиров (ПИК Digital): «Новое поколение по-другому воспринимает потребность в жилье»
«В 13 лет почти привлек $250 тысяч инвестиций. Но инвесторы узнали о моем возрасте и пропали»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

15 августа 2020

ArtMasters

19 августа 2020

Tele2 Solutions Days

20 августа 2020

#Прокачайбизнес