Rusbase

Невысокая покупательная способность и низкая активность инвесторов — тренды развития TravelTech в России

23 января 2019



По разным оценкам экспертов, объем рынка путешествий в России составляет от $9,4 до $13 млрд. При этом специалисты считают, что доля онлайн-сегмента в этой индустрии колеблется от 10% до 34%. Глава Ростуризма Олег Сафонов отмечает, что рынок travel в России продолжает наращивать инвестиционный потенциал. Так, за последнее десятилетние — с 2008 года— ежегодные инвестиции в основной капитал средств размещения выросли примерно на 70%.

Оценивая рынок TravelTech, следует отметить, что на развитие индустрии путешествий значительное влияние оказывает появление новых решений и форматов. Так, несколько лет назад рынок travel был вынужден перестроиться вслед за стремительным развитием социальных сетей и появлением новых сервисов, таких как Uber, Airbnb, BlaBlaCar и TripAdvisor.

Возможности туристов расширяются также за счет распространения различных агрегаторов билетов или туров. Сэкономить на поездке и правильно спланировать путешествие туристам помогают также приложения, подбирающие выгодные предложения и оптимизирующие расходы на поездки. При этом заметную популярность набирают продукты, которые позволяют самостоятельно организовывать туры и создавать индивидуальные программы отдыха.

Важные изменения на этом рынке происходят также благодаря развитию возможностей искусственного интеллекта, голосовых ассистентов и чат-ботов. Анализировать множество потребностей пользователей можно с помощью Big Data, а больше узнать о новых местах позволяют виртуальная и дополненная реальность.
Какие инструменты востребованы сегодня на российском рынке и какие перспективы ожидают сегмент TravelTech в России, рассказывает Rusbase.
TravelTech в России
Описывая развитие рынка TravelTech в России, эксперты сходятся во мнении, что эта ниша довольно сложная для отечественных компаний. Трудности на рынке связаны в основном с невысокой покупательной способностью потребителей и низкой активностью инвесторов.

PR-директор компании Aviasales, входящей в портфель фонда iTech Capital, Янис Дзенис отмечает, что одним из главных ограничений для российского сегмента TravelTech остается низкая мобильность россиян. Так, по словам эксперта, статистика подтверждает, что российские граждане в пересчете на одного человека летают реже, чем жители соседнего Казахстана.
Низкая мобильность россиян является одним из главных ограничений развития российского travel-рынка.
По словам руководителя направления пользовательского опыта OZON.travel Глеба Калинина, основным ограничением для проектов, ориентированных на российский рынок travel, кроме проблем законодательного регулирования и, в случае с авиацией, низких банковских гарантий, является непростая экономическая ситуация в стране. Значительные обороты трэвел-компаниям могут обеспечить рынок B2B и госсектор, при этом среднестатистический россиянин путешествует редко и тратит на путешествия мало денег, и ничто не предвещает смену этого тренда. Эксперт считает, что рынок Online Travel в России будет продолжать укрупняться, а мелкие игроки, не сумевшие выйти на нужные объемы, будут постепенно его покидать.

Основатель сервиса интерактивных экскурсий Surprise Me Александр Головатый указывает, что в России слабо развит внутренний туризм (в регионах достаточно интересных достопримечательностей, но нет необходимой инфраструктуры), поэтому россияне чаще выбирают для себя поездку за границу и оставляют деньги в других странах.

Кроме того, в российском сегменте TravelTech слабо развита инфраструктура финансовой поддержки. По словам Александра Головатого, лишь 8 из 275 стартапов, получивших инвестиции в 2018 году, работают в сфере туризма, при этом российских инвесторов на этом рынке, прежде всего, интересует получение быстрой прибыли.
Travel-стартапы мало привлекательны для инвесторов.
Сооснователь и директор по развитию платформы izi.TRAVEL Егор Яковлев считает, что ситуация с низкой инвестиционной активностью на рынке онлайн трэвел не изменится до тех пор, пока российские инвесторы не перестанут требовать от туристических стартапов детальных Cash Flow на первых этапах работы. Этот подход, говорит предприниматель, оправдан для проверенных рынков, таких как поиск отелей и билетов, но не работает в случае с инновационными проектами.

Руководитель Ostrovok.ru Феликс Шпильман отмечает, что проблемы российского TravelTech связаны также с изменениями законодательства. По мнению эксперта, именно так произошло, когда новые требования GDPR (Общеевропейский регламент о персональных данных) заставили участников рынка пересмотреть порядок хранения и защиты персональных данных клиентов. Однако российские компании, уверен менеджер, будут продолжать адаптироваться к законодательным изменениям и вкладывать деньги в повышение надежности и безопасности.

Прогнозируя будущие тренды в технологиях для российского travel, сооснователь и технический директор сервиса Level.Travel Эллин Толстов отмечает, что сейчас в России покупают онлайн только 7% от общего количества туров. К примеру, в Германии, имеющей структуру рынка, схожую с российской, эта доля достигает 40%. Это значит, отмечает эксперт, что онлайн-сегмент в России имеет потенциал к стремительному росту. Причем одних технологий для этого может оказаться недостаточно – нужно вкладываться в обучение аудитории и формирование у нее соответствующей привычки. При этом от такого роста рынка должны выиграть те компании, которые смогут найти баланс между специфическими запросами российских потребителей и актуальными мировыми трендами и создадут универсальный технологический продукт.
Инструктаж по упрямству: мы убедили инвестора, что его идея не сработает, и получили $1 млн
Востребованные направления в TravelTech
Директор «Связной Трэвел» Андрей Осинцев выделяет такие актуальные направления TravelTech:

• Продажа динамических туров (dynamic packaging), то есть пакетов, которые включают минимальный набор услуг — как правило, только перелет и проживание. Но такой продукт технически сложный, и нужная информация для него почти отсутствует.
• Big Data и Machine Learning для умного поиска и формирования предложений для клиентов — часть компаний уже применяет эти технологии.
• Использование открытого поиска на любую дату и направление исходя из возможностей бюджета туриста.

Эксперт отмечает, что в течение последних лет происходит также много изменений на рынке авиационных услуг. Здесь актуальна интеграция продаж авиабилетов по протоколу NDC напрямую с авиакомпаниями, кросс-продажи дополнительных услуг на борту самолета и перед вылетом, создание маршрутов, использующих возможности виртуального интерлайна (в противовес обычным интерлайн-соглашениям), а также регистрация багажа пассажиров до конечной точки.

PR-директор компании Aviasales Янис Дзенис, перечисляя актуальные технологии в трэвел-индустрии, отмечает, что его компания уже довольно давно перестала следовать принципу Mobile first. Сейчас 53% всех авиабилетов клиенты заказывают через мобильные устройства, однако, отмечает менеджер, далеко не для всех компаний такой подход — норма. Сегодня, утверждает Дзенис, более актуальным становится подход AI first. Так, Aviasales уже в течение года использует сервис «Пророк», который анализирует данные за десять лет, чтобы предсказать, как изменится цена на билет и какой момент его лучше купить с наибольшей выгодой.

Инвестиционный аналитик фонда iTech Capital Алексей Рожин указывает, что среди потребителей туристических услуг сегодня больше всего востребованы сервисы, которые позволяют искать выгодные цены на авиабилеты и в отели (Aviasales.ru). Кроме того, по мнению эксперта, сейчас продолжает расти спрос на сервисы поиска автобусных билетов (Unitiki, Busfor). При этом из-за участившихся банкротств туроператоров все более популярными становятся решения для самостоятельного выбора пакетных туров (Level.Travel, Travelata).

Сооснователь и директор по развитию платформы izi.TRAVEL Егор Яковлев уверен, что в России, как и во всем мире, сейчас развивается рынок впечатлений: путешественники ищут больше эмоций и возможностей для знакомства с местным колоритом в тех местах, где они оказываются. Местные власти в свою очередь стараются поддерживать инициативы и продукты, позволяющие уводить путешественников от избитых маршрутов, решая таким образом проблему, связанную с термином Overtourism, то есть чрезмерным интересом туристов к одним и тем же местам.
Фото: Unsplash
Руководитель направления пользовательского опыта OZON.travel Глеб Калинин отмечает, что российский турист достаточно чувствителен к цене, а экономическая ситуация в стране только усиливает эту чувствительность. Поэтому для развития сегмента B2C по-прежнему будут актуальны различные сервисы, позволяющие сэкономить на поездке — агрегаторы, метапоисковики, сервисы подписок на выгодные предложения и другие решения. Некоторые туристические агентства уже сейчас «переупаковывают» свои услуги, делая пакеты более привлекательными для клиентов, например, комбинируя рейсы различных авиакомпаний или предлагая собственную страховку.

По мнению основателя сервиса Surprise Me Александра Головатого, основные потребности путешественников — поиск билетов, жилья и аренды машины — сегодня практически удовлетворены рынком. При этом некоторые компании действительно предлагают здесь качественные услуги и добились в этом значительных успехов. В результате на этом рынке сохраняется довольно высокая конкуренция.

Сегодня продолжает набирать обороты рынок экскурсий и впечатлений, и это общемировой тренд, отмечает предприниматель. Современные путешественники стремятся испытать неповторимый опыт во время поездки, чтобы почувствовать себя местным жителем и приобщиться к локальному сообществу, и, самое главное, турист готов выделять значительный бюджет для получения этого опыта.
Год в роли лучшего стартапа в мире: что происходит с проектом после победы
Перспективные ниши для инвесторов
Андрей Осинцев отмечает, что в ближайшие годы инвесторов в сегменте Online Travel будут интересовать автобусные перевозки, а также сегмент экскурсий, который развивается в том числе за счет голосовых гидов.

По словам Алексея Рожина, инвесторов на ранних стадиях сейчас больше всего привлекает сегмент продаж автобусных билетов, на поздних стадиях — продажи авиабилетов и в меньшей степени — пакетные туры.

Егор Яковлев считает, что рынок туристических сервисов должен серьезно измениться в результате роста популярности голосовых ассистентов. По словам эксперта, такие изменения приведут к тому, что множество туристических приложений просто исчезнет. Заказать пиццу можно будет попросив об этом ассистента, найти билет или выбрать отель — тоже, а провести экскурсию поможет голосовой помощник (экскурсии по региональным музеям России уже сейчас водит Алиса от «Яндекса»). Однако от этой технологии, вероятно, пострадают некоторые участники рынка, например, сервисы бронирования, которые потеряют прямой контакт с клиентом.

Глеб Калинин в качестве перспективных направлений в TravelTech выделяет технологии автоматизации клиентского сервиса, агрегации и обработки контента (география, отели, авиаперевозки), рекламные технологии, а также сервисы для управления доходностью и принятия оптимальных решений для поставщиков туруслуг.

Александр Головатый считает, что одним из наиболее привлекательных сегментов для инвесторов в TravelTech в ближайшее время останутся онлайн-продажи экскурсий и впечатлений. Предприниматель объясняет это тем, что доля самостоятельных путешественников в России постепенно растет, а значит, среди российских туристов будут набирать популярность сервисы, которые сделают самостоятельные путешествия более удобными.

Одновременно с этим в ближайшие годы должен сохраниться тренд по расширению применения искусственного интеллекта и AR. Обе технологии можно одинаково успешно использовать в сфере экскурсий.
Руководитель Ostrovok.ru Феликс Шпильман также отмечает, что одним из самых заметных трендов ближайшего будущего в путешествиях будет применение искусственного интеллекта. Компания Ostrovok.ru уже в течение нескольких лет работает с этой технологией, разрабатывая модели предсказания отмен бронирований, модели прогнозирования конверсии, а также решения, связанные с матчингом отелей и номеров.

По словам Эллина Толстова, сейчас в России продолжают оставаться привлекательными любые решения для рынков с большой потенциальной емкостью. Один из примеров — сервисы для хозяев квартир, сдаваемых в краткосрочную аренду. Эксперт говорит, что никто не интересовался такими решениями, пока, благодаря Airbnb и ее последователям, не развился огромный платежеспособный рынок таких собственников. Какие сегменты выстрелят следующими, можно только гадать, подытоживает предприниматель.

Перспективными направлениями TravelTech сооснователь Level.Travel считает омниканальные продукты. Взаимодействие с сервисами, по его мнению, сейчас не должно ограничиваться одним экраном и, кроме мобильных устройств, на передний план в ближайшем будущем должны выйти системы «умного дома», носимая электроника и другие устройства. Трендом последнего десятилетия и одним из основных требований миллениалов было желание получить продукт целиком и сразу. Сейчас, уверен эксперт, к этому требованию добавилась приставка «удобным и привычным способом». На этот запрос смогут отвечать рекомендательные системы, а также сервисы последнего шага, помогающие в путешествии и облегчающие навигацию и доступ к различным услугам на месте.

Мощная технологическая трансформация, считает руководитель Ostrovok.ru Феликс Шпильман, должна произойти также в B2B-сегменте. Количество потенциально прорывных технологий в этой сфере, по мнению эксперта, огромно. Так, в 2014 году компания Ostrovok.ru использовала весь наработанный опыт в B2C и перенесла его на B2B-платформу — в результате новое решение оказалось достаточно востребованным среди клиентов. Руководитель компании говорит, так сложилось, что B2B-cегмент долгое время оставался непривлекательным для венчурных инвесторов в России, но, когда на этот рынок придет венчурный капитал, в направлении должен произойти серьезный технологический прорыв.
©Rusbase, 2019
Автор: Антон Кузнецов

Фото на обложке: Unsplash



Людмила Чумак
Невысокая покупательная способность и низкая активность инвесторов — тренды развития TravelTech в России