Top.Mail.Ru
Колонки

Год в роли лучшего стартапа в мире: что происходит с проектом после победы

Колонки
Андрей Буренок
Андрей Буренок

Сооснователь и бизнес-лидер проекта TripMyDream

Виктория Кравченко

Весной 2016 года сервис для планирования самостоятеных путешествий TripMyDream победил на международном конкурсе Seedstars Summit в Швейцарии в номинации «Лучший travel-стартап мира» и получил возможность привлечения инвестиций от Lastminute.comGroup в размере $500 000.

Сооснователь и бизнес-лидер проекта Андрей Буренок рассказал о выводах, которые он сделал из этого опыта.

Год в роли лучшего стартапа в мире: что происходит с проектом после победы

Год назад мы с партнером и сооснователем TripMyDream Тарасом Полищуком стояли на сцене Seedstars Summit 2016 в Швейцарии и принимали награду в номинации «Лучший travel-стартап». Опыта, который мы получили за этот год, хватило бы лет на десять, а вынесенных уроков — минимум на пять. Но обо всем по порядку.


Как это было: победить на Seedstars Summit


За все 5 дней Seedstars Summit мы спали не больше 12 часов. И я до сих пор помню каждую деталь. До 5 утра делали презентации, обсуждали стратегию и репетировали.


Мы так волновались, что старались отработать каждую мелочь: слово, жест, взгляд, вздох. Перед выходом на финальный питч я очень разнервничался: весь дрожал, не мог унять учащенное дыхание, безостановочно ходил кругами.


В зале сидело 700 человек со всего мира, среди них были инвесторы, предприниматели, представители медиа. Казалось, будет очень страшно, но я вышел на сцену — и поймал волну, а вместе со мной, кажется, и весь зал. После выступления человек пятьдесят подходили пожать руку.



Дальше началась наиболее волнительная часть: двухчасовое ожидание результатов. Это было невыносимо. Но когда победителей объявили, и в их числе оказался наш проект, я несколько минут прыгал по залу, как ребенок, потому что меня накрывало ощущением счастья.



В конкурсе участвовали талантливые и харизматичные предприниматели из 60-ти стран, которых я с удовольствием называю своими друзьями. В номинации «Лучший travel-стартап» было десять претендентов, и каждый был хорош.


Победить в таких условиях — это как победить в «Лиге чемпионов», когда вы — начинающая команда, играющая свой первый сезон. Ощущения непередаваемые.


Проект Stanislavsky Ventures ищет 15 компаний из Москвы, которых 5 месяцев будет бесплатно готовить к осенним международным стартап-конкурсам и конференциям. Заявки принимаются до 16 мая 2017, старт программы подготовки — в июне. Узнайте подробности и подайте заявку по ссылке.

Путь к победе — через кризисы и фейлы


Чтобы понять ценность этой победы, нужно знать, через что нам с Тарасом пришлось пройти, прежде чем мы попали на конкурс. Это была череда кризисов, каждый из которых мог стать фатальным.


Самым сложным был, пожалуй, кризис наших партнерских отношений. Тарас — отличный разработчик и руководитель, у меня 13 лет опыта в бизнесе на менеджерских позициях, мы знаем и видим потенциал друг друга. Мы думали: что тут может пойти не так? Казалось, мы уже готовая dream team, которая может создать идеальный продукт без единого провала. На практике все оказалось гораздо сложнее.


  • Первые три месяца ушли на разработку бета-версии, которую мы стеснялись даже знакомым показать. Пришлось многое переделывать, а когда все-таки показали продукт людям — переделывать еще. Было ощущение, что ничего не получается.
  • К январю 2016 мы уже совершенно разошлись во взглядах, Тарас не хотел ничего создавать, а я подумывал закрыть проект. Мы больше не поддерживали друг друга, а гребли в разных направлениях, хоть это было и нерационально. Тарас потом говорил, что стартап делает из хороших инженеров плохих руководителей.
  • В момент кризиса нам обоим пришлось сделать над собой усилие, чтобы найти решение. Договорились собраться с силами, сконцентрироваться на продукте и все-таки сделать его. Поставили себе дедлайн: запускаемся в мае 2016-го. Но уже в марте мы были в десятке лучших travel-стартапов мира по версии Seedstars.

Мне кажется, эта ситуация отлично иллюстрирует фразу Томаса Эдисона о том, что слишком многие люди сдаются, даже не подозревая, насколько близки они были к успеху.


Любой путь — что в бизнесе, что в жизни — это совокупность кризисов, за каждым из которых следует скачок роста. Перед самыми важными и ответственными событиями всегда что-то идет не так, это не повод опускать руки.


Важно понять эту закономерность и бороться до последнего, а в идеале — еще и научиться наслаждаться процессом.


Что изменилось после победы


Правда жизни в том, что победа — это еще одно испытание. Кто-то использует свое новое положение для развития и помощи другим, а кто-то не справляется с изменениями, впадает в депрессию. Победа в таком конкурсе — не какая-то финальная точка в жизни, а просто новая ступень.


Когда стартап получает вложения, многим в команде кажется, что теперь наконец-то можно расслабиться. На самом деле все наоборот.


Инвестор имеет право контролировать любые расходы и состояние текущих задач, ведь он мог бы вложить свои деньги в любой другой стартап или просто положить в банк под проценты, но выбрал вас. Это обязывает. Не все участники команды смогли сохранить запал в таких условиях.


Примерно 70% команды за этот год мы обновили. Причины были разные, одна из них — неготовность работать в новых условиях. Но в итоге мы стали только сильнее, а отношения внутри команды — крепче. Мне очень нравится фраза о том, что скорость каравана в пустыне равна скорости самого медленного верблюда, поэтому я рад этим изменениям: наша скорость выросла.


Чтобы справиться с новым потоком задач и масштабами работы, мы оптимизировали рабочие процессы. Например, перешли с waterfall — каскадной модели управления, когда все задачи выполняются по очереди — на scrum, который позволяет держать в фокусе больше процессов. Сейчас планируем внедрять scrum 2.0, но уже с собственными доработками.


Процесс улучшений все еще идет. Сейчас мы работаем над внедрением OKR (Objectives and Key Results).


OKR — это принцип управления, при котором определяется большая цель и маленькие key results — промежуточные результаты, которых должен добиться каждый участник процесса на своей позиции. Этот принцип придумали в Intel, его давно и активно используют Google и Oracle, а теперь и небольшие технологические стартапы внедряют его в своих командах.


Такой метод позволяет четко отслеживать KPI каждой составляющей процесса, а еще — добавляет прозрачности и вовлекает каждого сотрудника, дает ему понимание своей роли.


Год в роли лучшего travel-стартапа: преимущества и испытания


Новое положение проекта имеет как преимущества, так и определенные вызовы. Главное преимущество — известность. После победы в конкурсе многие интересовались нашим проектом, и это позволило завести новые знакомства и новых друзей.


Из неожиданных испытаний стоит назвать, пожалуй, новые и непривычные форматы сотрудничества. Например, нам пришлось отдельно подстраиваться под работу с крупными национальными компаниями. Те моменты, которые мы, как стартап, решаем за день-два, у них могут растянуться на полгода.


Оказалось, что мы не можем заставить весь рынок работать по нашим правилам, только потому что нам так удобнее. Приходится каждый раз взвешивать, что приоритетнее: поучаствовать в проекте или сохранить свой режим работы для решения других задач. Таких выборов все больше и больше, как и возможностей, так что держать фокус становится сложнее.


Фокус — очень важный момент в работе, и каждому проекту, который проходит путь трансформации, я рекомендую искать те инструменты, которые позволят наиболее крепко и четко фокусироваться на приоритетных задачах.


Инвестиции — не главное (и другие важные выводы)


Напоследок сформулирую пять главных выводов, которые я вынес из победы на Seedstars Summit и всех последующих изменений в жизни проекта.


1. Главный плюс победы в конкурсе — не материальные инвестиции, а заряд энергии и вдохновение для новых вызовов.


2. Инвестиции делают проще операционную деятельность, но не решают судьбу стартапа. Судьбу решает команда, и очень важно правильно ее выстроить, иначе инвесторские вложения можно «проесть» очень быстро.


3. Чтобы построить эффективную команду, нужно относиться к ней критично. Я вывел два принципа, которые помогают поддерживать тонус и высокую производительность команды:

  • Мотивация специалиста «на старте». Нельзя брать в команду человека, который не готов стать ее частью и пропускать через себя все идеи. Тех, кто хочет работать «с 9 до 18», оставляем на берегу.
  • «Заряженность» специалиста в настоящий момент. Каждого участника команды я мысленно проверяю вопросом «а готов ли я нанять тебя еще раз?». Если бы сегодня было собеседование, и я бы не взял на работу этого сотрудника — значит, что-то сломалось. Нужно дать человеку качественный фидбек и помочь исправиться, а если не получится — попрощаться. Даже если вы много вложили в развитие специалиста, но теперь он не выполняет свою часть работы, это повод расстаться.

4. Связи важнее денег, и знакомств на профильных ивентах это тоже касается. Я считаю, что стартапу лучше как можно дольше работать своими силами, не привлекая вложений со стороны. Одновременно с этим нужно брать от других нематериальную помощь.


Советую питчить всех вокруг: рассказывать о своей идее, спрашивать совета у знающих людей.


Я стараюсь максимально много общаться с командами стартапов, которые прошли похожий путь, которые находятся с нами на одном уровне или чуть выше. Они могут посоветовать полезные решения и бизнес-инструменты.


5. Если проект победил в конкурсе — это инфоповод, который нужно использовать по максимуму, пока тема еще горяча. Вы можете поделиться ценным опытом, и вам для этого готовы предоставить площадку самые разные издания, каналы, радиостанции — ведь это будет интересно их аудитории. Не упускайте возможность поработать над имиджем бренда без дополнительных вложений.


И еще одно. Для меня значимым показателем успеха является то, насколько мне самому и моей команде комфортно от того, что мы делаем. Важно получать удовольствие и ощущать себя на своем месте, создавая продукт. Только так можно обеспечить истинное качество.


Это чувство важнее объемов инвестиций, показателей узнавания бренда, конверсий и прочих цифр. Сейчас нам комфортно. И мы будем делать все, чтобы этот уровень комфорта только повышать.


Материалы по теме:

Самые важные международные мероприятия этой осени для предпринимателей

«У нас просто был классный питч»: как мы попали в 12 лучших стартапов мира

Американская мечта — отмена: «Мы вышли на рынок США, и это — ошибка»

Как за 2 месяца в Нью-Йорке мы выросли в 80 раз

Экспресс-диагностика для стартапа: как оценить живучесть бизнес-идеи

Как сделать бизнес и не потерять сон – правила выживания

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Электроэпоха: какие перспективы на рынке электромобильности у стартапов
  2. 2 Акселератор StartupDrive от «Газпром нефти» ищет стартапы
  3. 3 Подписка на светлое будущее. Кейс приложения для пассивных инвестиций Grows
  4. 4 «Мы докажем, что можно построить миллиардный ИТ-бизнес без кода». Интервью с основателем WeLoveNoCode
  5. 5 Серые кардиналы e-commerce. Кто помогает корпорациям управляться с товарным контентом
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!