Виктория Кравченко

Американская мечта — отмена: «Мы вышли на рынок США, и это — ошибка»

Выбор рынка на старте проекта – это не масштабирование бизнеса, а попытка занять правильную нишу. Одни фаундеры предпочитают работать в родном СНГ-пространстве, а другие сразу едут к зарубежным инвесторам. Но практически всех основателей IT-стартапов объединяет мечта завоевать американский рынок. 

О том, почему не всем компаниям нужно работать в США, рассказал редакции сооснователь международного маркетплейса по поиску репетиторов Preply.com Кирилл Бигай.

 

Когда доллары на исходе...

Американское экономическое пространство – это объединение нескольких рынков со своими особенностями и спецификой. Если мы говорим об IT-стартапах, их целью, вероятней всего, станет рынок Сан-Франциско, где можно найти все, что необходимо на старте: инвестиции, полезные знакомства, поддержку медиа.


Именно в Калифорнии сконцентрировались все большие корпорации, для которых может быть интересен b2b-продукт IT-стартапа.


Но какими бы прекрасным решением ни казался переезд компании в Кремниевую долину, фаундер должен быть готов к большим расходам. Согласно нашему опыту со стартапом FindGuru (прототип Preply, с которым мы выходили на американский рынок в 2012 году), только маркетинговый бюджет будет отнимать у проекта 1-2 млн долларов в год, из которых 250 000 составит зарплата маркетолога.


Везти своего специалиста, который не знает рынка, смысла нет. Кроме того, высокий уровень жизни в Калифорнии заставит вас ежемесячно тратить несколько тысяч долларов на аренду жилья, налоги и минимальные потребности. Одним словом, стартап без бюджета не завоюет американский рынок.


Калифорнийские затворники

В Сан-Франциско найти деньги на развитие несложно. Другое дело – потратить их с умом и пользой для бизнеса. Не у всех фаундеров и разработчиков получилось сэкономить на красивой жизни, и теперь их можно назвать безработными. Мы столкнулись с подобной проблемой на личном опыте.


Ошибка заключалась в том, что сначала мы создали продукт, а потом задумались о маркетинге, стоимость которого в США сильно отличается от отечественного.


Мы подсчитали, что затраты на привлечение клиентов для нас в год составят около $600 000. Для нас это было неподъемным. Поэтому мы приняли решение вернуться в Киев и подойти к проекту более основательно, поскольку этот урок стоил нам больших потерь времени и финансов.


Проект Stanislavsky Ventures ищет 15 компаний из Москвы, которых 5 месяцев будет бесплатно готовить к осенним международным стартап-конкурсам и конференциям. Заявки принимаются до 16 мая 2017, старт программы подготовки — в июне. Узнайте подробности и подайте заявку по ссылке.


Еще одна проблема – приехавшие из СНГ стартаперы иногда боятся заводить новые знакомства из-за языкового барьера и продолжают общаться только с соотечественниками, избегая полезных тусовок и митингов. Они не адаптируются к новой среде, живут затворниками, ничего не добиваются и возвращаются домой.


Виталий Гончарук, основатель Augmented Pixels

Ребята из СНГ с плохим английским пытаются уйти от стресса и начинают группироваться с такими же людьми. Они вместе снимают квартиру, живут в ней три месяца, после этого у всех заканчиваются деньги, и они улетают домой.

Я смог вырваться из этого шаблона и даже после получений инвестиций в $2 млн продолжаю снимать койку в местном хакер-хаусе.

Я живу на втором ярусе двухместной кровати и делю комнату с шестью разработчиками. Всего в доме живет 15 человек.


Провал — это шанс сделать лучше

Согласно данным американской ведущей школы предпринимательства Babson College, в США каждые 30 дней появляется около полумиллиона новых стартапов, и это число будет расти еще долгое время.


Даже провал бизнеса тут считается хорошим способом научиться чему-то новому, в то время как, например, в Японии прогоревшему единожды стартапу второй раз инвестиции никто не даст.


Но, оказавшись в таком бизнес-френдли обществе, тяжело не сравнивать свои идеи с конкурентами и продолжать гнуть свою линию. Потому я рекомендую фаундерам, которые уже хотят жить в США, но не доработали свою идею, изучать экономические прогнозы и IT-тренды будущего года.


Например, 2017-й, согласно информации, опубликованной на foundersguide.com, станет годом мобильных игр, чей доход вырастет на 173%, и интернет-изданий с прибылью в 110% соответственно. Кроме того, такие «вечные» направления, как логистические разработки и технологии для онлайн-коммерции, всегда открыты для новых идей.


Как не надо:

  1. Сначала выводить продукт на американский рынок, а потом планировать его продвижение,
  2. Пытаться развивать стартап дистанционно,
  3. Экономить на маркетинге.

Как надо:

  1. Сразу отладить вопросы сервиса и технической поддержки,
  2. Работать с местными маркетологами,
  3. Постоянно заниматься нетворкингом.



Однако, несмотря на множество сложностей, многим фаундерам удается рано или поздно завоевать американский рынок. Иногда это получается с первого раза, а иногда уходят годы, прежде чем проект выйдет на самоокупаемость.


Поверьте, не американским рынком единым живет индустрия стартапов.


Существует множество других не менее интересных стран, где ваш проект может быть востребован уже сегодня. Возможно, именно они (а не США) – ваша ниша.


Материалы по теме:

Как за 2 месяца в Нью-Йорке мы выросли в 80 раз

5 правил, которые нужно выучить стартапам, чтобы работать с корпорациями

Секреты 200 профессионалов: как найти любимое дело

Этика переговоров: как пошагово выстроить бизнес-отношения в США

Экспресс-диагностика для стартапа: как оценить живучесть бизнес-идеи


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно