Rusbase
Сергей Фалдин: «Видеопродакшн — лучший бизнес для начинающих»
Как сын известного предпринимателя строит свой бизнес
на видео




25 октября 2018




Сергею Фалдину 20 лет. Он носит громкую фамилию (отец Сергея — предприниматель, основатель Wikimart и LittleGentrys Максим Фалдин), то и дело вставляет в речь английские словечки, но не производит впечатление «мажора».

Год назад он завел бизнес-влог, где публикует интервью с известными предпринимателями и технологическими героями, например, Федором Овчинниковым, Андреем Сербантом, Олегом Тумановым. До просмотров как у топ-блогера ему далеко. «У меня нет цели раскрутить блог. Я делаю его не для этого», — утверждает он. Параллельно с блогом вместе с партнером Евгением Беловым он запустил свой продакшн для бизнеса и стартапов. Евгений отвечает за видеопроцессы, Сергей — за продажи, маркетинг, финансы.
Как бросить генетику, университет в Америке и основать свое дело
Евгений Белов
— Чем вы занимались до встречи друг с другом и как познакомились?

Евгений Белов: Я учился на биофаке в Тюмени — изучал генетику и думал, что буду спасать мир. Потом посмотрел один из фильмов Серебренникова и всерьез увлекся кино. В медиа ты создаешь продукт, видишь его результаты и никого не убиваешь, в отличие от биологии. У меня нет профессионального режиссерского образования, я самоучка. После того, как я решил перейти в кино, участвовал в качестве режиссера в киноальманахе. Затем начал работать в рекламном агентстве, потом — на портале про кино. Благодаря работе у меня появились связи и знание индустрии изнутри. После — стал продюсером в продакшне, но разошелся во взглядах с руководителем и оставил компанию.

С Сережей я познакомился, когда искал работу. После долгих поисков я прошел три этапа отбора в крупную компанию с высокой зарплатой. А Сергею нужен был оператор для видеоблога. Думал: «Круто было бы открыть свое дело». Но я не умел упаковывать и продавать продукт. В итоге между незнакомым парнем и большой компанией я выбрал первое. Да, я отказался от стабильной зарплаты и на время погряз в кредитах, но благодаря Сереже я реализовал мечту — создал собственный продакшн. Наша любимая фраза — «Играй в долгую».

Помню, на свои первые деньги купил Xbox и очень этим гордился.
Сергей Фалдин: В детстве я жил в Кремниевой долине, так как мой отец учился в Стэнфорде. Когда вернулся с семьей в Москву, лет в 14, начал зарабатывать свои деньги. Каждое лето работал: сначала в колл-центре за 15 тысяч рублей, потом в отделе продаж, потом в коммерческом департаменте. Моей максимальной зарплатой в 15 лет были 40 тысяч рублей. А больше ребенку и не надо.

Занимался своими проектами: в основном мобильными приложениями, их было штуки три. Одно из них, сервис по курьерской доставке FlyBox, даже защищал в Торговой палате РФ. Это был хороший опыт, но мы прогорели. Потом я помогал ребятам из Вышки строить инкубатор StyleRu Inc. Он работает до сих пор.

В 18 лет я поступил в Babson College, который считается лучшим университетом по предпринимательству в США. В это учебное заведение очень жесткий отбор. Мотивация была простая: понял, что надо быть предпринимателем. Посмотрел на папу — он учился в Америке, значит, и мне надо. Но за пару месяцев обучения в университете я так и не понял, зачем мне все это: профессора читали теорию и не имели никакой практики ведения бизнеса. А этому в книжках не научишься, бизнес надо делать. Рывком бросил университет и вернулся в Россию.


Про себя во влоге Сергей говорит так: «В 18 лет бросил учебу в лучшем предпринимательском вузе Америки. Чтобы поступить туда, я потратил полтора года, сдал пять экзаменов и написал 15 эссе. Я надеялся получить престижный диплом, выгодные знакомства, большие возможности. Но я жестоко ошибался. Хваленый колледж оказался отстоем. [...] Тогда я собрал вещи и уехал обратно в Москву. Отец был в шоке. Он всегда хотел дать мне лучшее образование, с 14 лет учил меня брать [на себя] ответственность и зарабатывать деньги. На своем примере он показал мне, как построить многомиллионный бизнес в России. Но я понял, что образование — это инвестиции. И сделать эту инвестицию грамотно в 17 лет может далеко не каждый».
«На второй день безделья позвонил отец и предложил работать в SMM»
— Ты бросил престижный университет… Не страшно было — ведь «корочки» все еще важны?

Сергей: Родители воспитали во мне уверенность, что я всегда смогу найти работу.

Когда я вернулся из США, мне позвонил отец: «Ты уже второй день бездельничаешь, давай ты пойдешь ко мне строить SMM-отдел?». Так я получил работу в Little Gentrys. Зарабатывал около 60 тысяч рублей в месяц. Этого хватало на личные расходы. Спустя семь месяцев наш Instagram приносил 100–150 продаж в месяц. Однажды я написал статью, она раскрутилась и меня начали приглашать спикером на конференции по SMM. Я понял, что если это нужно одной компании, значит, нужно и другим. Собрал знакомых и предложил делать SMM-агентство. Тогда мы познакомились с Женей (Беловым. — Прим.) — я искал видеографа.

Мне повезло: у меня с отцом разница в 20 лет, мы с ним говорим на одном языке. Я предложил ему в 2017 году делать совместный влог о бизнесе в России. Мы взяли команду из шести человек: это были два продюсера, режиссер, оператор, сценарист, монтажер.

Первые два ролика (1, 2. — Прим.) стоили в сумме 300 тысяч рублей.

300 тысяч рублей за два ролика — это нереально дорого и абсолютно не нужно в самом начале. Мы поняли ошибку, разогнали всех и взяли только видеографа.

Кажется, что хорошего оператора найти легко! Но однажды видеограф запорол нам интервью с очень известным человеком. У нас не было «химии», что важно.

С Женей мы сразу поняли, что хотим работать вместе. Через полгода жизни видеоблога мы решили, что к SMM-агентству можно добавить продакшн.
Евгений и Сергей
— Как вы пришли к выводу, что надо работать с предпринимателями?

Сергей: Год мы определяли нишу и, наконец, осознали, что хотим работать с малым и средним бизнесом, стартапами и интересными личностями — с теми, с кем мы сможем говорить на одном языке. Через полгода отказались от идеи SMM-агентства, так как в отрасли был низкий чек, мало толковых специалистов и много рутины.

Мы с Женей увидели, что у рынка есть проблема с видеопродакшном. Если его предлагают, значит, это обязательно либо очень дорого, либо дешево и плохо.

Евгений: Все думают, что у бизнеса много денег, и завышают ценники, большая часть которых — маржа студий.

Сергей: Видео становится все популярнее. У бизнеса есть задача — завоевать доверие к бренду, и это можно делать через качественный и недорогой видеоконтент.

Компании ставят цену за продакшн для бизнеса в 2-3 млн рублей. Это могут себе позволить не все. Или есть бюджетные компании-фрилансеры, у которых непредсказуемое качество.

Мы работаем со средним/малым бизнесом и отдельными людьми. Наша маржа — 20%. Даже указываем ее в чеке. И считаем, что это правильно.

Ценник*
* Раскрутка видео оплачивается отдельно
Ролик YouTube
80 тыс. рублей
Канал «под ключ» (трейлер, два видео, оформление дизайна)
250 тыс. рублей
Стратегия
200 тыс. рублей
Разработка онлайн-курса
По договоренности


Сергей:
Обычно на третьем ролике понятно, стоит продолжать или надо переделать контент. Продвижение нужно, но на третьем-четвертом видео. Таким образом мы экономим деньги клиентам и тестируем гипотезы, что важно на начальном этапе YouTube-канала.

— Ролик снимают, чтобы продвинуть себя. Почему в пакет не входит раскрутка?

Сергей: KPI по просмотрам есть, если клиент просит. Но продвижение включается после третьего ролика. В начале сложно оценить, «зайдет» канал или нет. Надо тестировать контент.

— У твоего собственного блога мало просмотров. Почему?

Сергей: Потому что я не продвигаю ролики. Это был осознанный выбор. Я делал канал не для этого, а для того, чтобы быть в рынке.

— Как рынок узнает о тебе, если ты себя не продвигаешь?

Сергей: Мне важно было понять механику для общения со своей аудиторией — молодыми предпринимателями, чтобы потом я смог предлагать это клиентам. Количество подписчиков — не главный KPI. Не нужно становиться миллионником.

— Почему на твоем канале нет, например, хайпа, шуток?

Сергей: Женя хоть завтра меня сможет снять на Maserati, где я буду говорить на камеру: «Папа оставил мне миллион». Я мог бы прокатиться и использовать это. Но не хочу.

— Но блог же оценивается по просмотрам… Человек в первую очередь смотрит на просмотры, лайки — цифры.

Сергей: Я предприниматель, а не шоумен. Мне важны продажа, конверсия. У меня нет цели стать суперзвездой.

Евгений: Да, можно вбухать миллион в раскрутку блога, но давайте тогда потом оценим глубину просмотров.

— Хорошо. Какими были конверсии в продажи из твоего блога?

Сергей: Их не было. Те клиенты, которых мы сейчас ведем, ставят другие KPI — brand attitude.

Зачем проект полгода работал бесплатно
— Как вы нашли первых клиентов?

Сергей: Первые полгода мы работали бесплатно для имени и портфолио. Все делали на свои сбережения, плюс — на доходы от SMM-агентства. Например, для работы в августе мы использовали бюджеты двух клиентов по SMM. Так мы сделали ролики «Хлебу насущному», World Class и не только. Я брал топ-50 компаний, которые мне интересны — из них откликалось 10%. Да, это не наш сегмент. С большим бизнесом мы не хотим работать, так как они платят немного и долго.

Мне говорят, что я по-детски наивный… Но это работает.

Евгений: Бывает так: Сережа сидит в кафе и говорит «М, хорошее кафе! Надо написать владельцу». Мы просто писали им на почту, в фейсбук и телеграм.


Сергей: В России боятся просить. Самое главное качество предпринимателя — ask. Это игра в цифры: если ты хочешь что-то сделать, надо попробовать максимальное количество раз — и один из них сработает. Так и с бизнесом, и с жизнью в целом.

— Какие компании к вам приходят?

Сергей: Есть «холодные» продажи и входящие заявки с сайта — это половина наших клиентов из малого и среднего бизнеса. Недавно встречались с «Промсвязьбанком». И есть три клиента на ведение YouTube, которых мы сейчас снимаем и скоро планируем запустить. Они в основном приходят по сарафанному радио, но и это мы учимся контролировать, чтобы построить рабочий процесс продаж.

— Почему люди хотят свой видеоканал?

Сергей: Это модно. Раньше все хотели быть Гагариным, теперь — блогерами. Блог есть даже у моего десятилетнего брата. Скоро у него будет больше просмотров, чем у меня.

Евгений: Чтобы давать свою экспертизу на широкую аудиторию. И поднять свой имидж. По сути, это визитка.

Сергей: Тот же Портнягин (автор блога «Трансформатор». — Прим.) избаловал рынок, и люди неправильно стали воспринимать, что происходит на YouTube. Не всем нужен миллион просмотров, вам нужна только тысяча лояльных подписчиков.


Самый важный актив — это внимание. Google, YouTube, Facebook — это про внимание.


Мы помогаем компаниям агрегировать спрос на своих площадках и получать внимание.

Рабочий ежедневник Сергея
Четыре ошибки компаний, которые
хотят свой влог
1. Думать, что их канал будут смотреть просто так.

2. Не уделять внимание SЕО и тегам.

3. Не креативить в контенте и стратегии.

4. Бояться быть честными.
«Бизнес думает, что блог должен выглядеть дорого-богато»
Евгений: Самая большая проблема на текущий момент у молодых блогеров — хотеть быть «как Портнягин». Лучше бы хотели быть как GaryVee — он честный, его контент недорогой в производстве и у него миллион лояльных, живых подписчиков! Не накрутка ради цифры.

Бояться искренности и честности — чисто российская тема. Неудачи — самое интересное. Если ты покажешь их — моментально продашь. Мой любимый вопрос: «Самая большая драма в вашей жизни?». Иногда люди в ответ выдают то, о чем ты не думаешь.

Сергей: Еще бизнес думает, что блог должен выглядеть дорого-богато.
Заработки

Выручка: 600 тыс. рублей в октябре, в планах — миллион рублей в декабре. 80% выручки приносит создание каналов под клиента на YouTube, 20% — съемки рекламных роликов.

Чистая прибыль: 200 тыс. рублей в октябре, в планах — 400 тыс. рублей в декабре.

Расходы

50% — исполнителям;
10% — комиссия сейлз-менеджерам;
40% — вложения в маркетинг и зарплата команде.
— Когда удалось выйти в ноль?

Сергей:
По сути, мы сразу вышли в плюс. Агентство — самый лучший бизнес для начинающих. Потому что он cash flow positive. У нас со всеми договор — 50% предоплаты. А вообще хочется построить работающий бизнес. Пускай он будет небольшой, но будет работать.

Евгений: Иногда к нам приходят и просят сделать ролик за 50 тысяч рублей. Тогда мы сжимаем все, что можно.

Сергей: Сейчас к нам пришел клиент с 10 тысячами рублей за ролик. Мы не хотим быть дорогими, даже в смете маржу указываем. Чтобы уместиться в бюджет, будем в первый раз снимать ролик на айфон.

— Сумма самого большого рекламного контракта?

Сергей: 1,5 млн рублей.
Три совета по выбору видеопродакшна
1. Не выбирайте бюджетный вариант.

2. Выбирайте по подходу: пообщайтесь с продюсером. В разговоре видна заинтересованность. Бывает так, что ты сидишь — и чувствуешь «химию» между тобой и клиентом. Значит, можно работать.

3. Все зависит от цели. Если нужен рекламный ролик — это рекламные агентства. Если YouTube — «специальные» агентства, как наше.
Часть для тех, кто хочет свой влог
— Хочу сделать свой блог с интервью. Зайдет?

Евгений: Нужна структура контента и фишка, которая будет тебя отличать.

— Розовые волосы?

Евгений: Нет, по контенту и драматургии. Например, какой-то общий вопрос или линия во всех интервью.

Сергей: Чтобы раскрутиться на YouTube, ты должен быть известным, как Парфенов. Либо креативным. Интервью решает эти вопросы. Люди устали не от интервью, а от позерства. YouTube — нелегкий способ заработка. Известные люди вкладывают в блог по 15 миллионов рублей, чтобы вывести его в топ. Но если цель — не удовлетворить свое эго, то эти деньги можно и не вкладывать, а просто создавать честный, полезный контент.

YouTube стирает фильтр между тобой и аудиторией. Людям интересно смотреть на закулисный, реальный контент. Если ты звезда, можно просто все документировать.
~
Четыре канала, которые рекомендуют герои:
~
По стопам отца
Главный совет папы: «Не спеши». Все в 20 лет очень торопятся, и я тоже.
— Сергей, насколько для тебя значима фигура отца?

Сергей: Во влоге я веду проект «10 менторов», где задаю вопросы десяти известным предпринимателям. Но отец — главный ментор.

— Как часто приходится доказывать, что ты не мажор?

Сергей: Весь пафос, который был прошлой осенью — попытка это доказать. Чем медийнее я становлюсь, тем больше мне придется доказывать. Но чем я старше, тем больше понимаю, что мне наплевать на мнение остальных. Я живу отдельно от родителей, сам зарабатываю. В работе мне иногда помогает фамилия. Нет, я не прошу у отца клиентов и не выставляю фамилию вперед себя. Но клиенты все равно узнают...
Мнение рынка: насколько востребованы YouTube-каналы у бизнеса
Мы получаем несколько запросов в месяц от брендов, которые хотят создать свой YouTube-канал. Для клиентов важен вопрос стоимости услуг, потому что для многих даже крупных компаний — это первый тест, который требует с их стороны перераспределения бюджета на маркетинг. Поэтому мы предлагаем начинать с небольшого пакета — нескольких базовых рубрик для наполнения канала — или яркого старта с собственным мини-сериалом или шоу. Если очень условно разделить стоимость, то одно видео в пакете с базовым продвижением может стоить от 250 тысяч рублей.

Бизнес хочет четко понимать, за что он отдает деньги, поэтому мы расписываем основные статьи расходов и объясняем экономику работы с YouTube-каналом. Если бизнес решает взяться за собственный канал, то он в идеале хочет найти студию, которая сможет взять канал под ключ и обеспечить контент-стратегию, креатив, продакшн и продвижение.

Сам по себе бизнес на YouTube-каналах низкомаржинальный. Это большой и постоянный объем работ, который ведет целая команда. Но перспективы на объемах хорошие и интереса от брендов все больше. Рынок только формируется, кейсов не так много. Мне самой нравится канал «Тинькофф-Журнала», которому мы частично помогаем с видео, канал Samsung — видно, что над ним работают профессионалы, Skyeng тоже классные.

Виктория Кравченко
Сооснователь «Дикий Digital»

«
Я не очень понимаю, что предлагает Сinemot малому и среднему бизнесу, так как у них на сайте ролики для крупных компаний и брендов. А хотелось бы видеть ролики, условно, сосисочной из Беляево, которая и есть малый бизнес. На деле же это обычный продакшн, с хорошей, доброй историей поддержки молодых предпринимателей, но на поверку делающий, что и все остальные — выбивающий клиентов с толпой голодных фрилансеров и так далее. Такого пруд пруди и ничего нового Сергей и Евгений не придумали, но молодцы, что работают, стараются и пробиваются.

Если говорить о расценках на ведение канала, то все зависит от пожеланий клиентов. Мой продюсерский центр работает со звездами или теми, кто хочет сделать YouTube-канал. Мы специализируемся именно на медийных персонажах, потому что я не могу представить легкий способ развития персоны с нуля. Это тяжело, да и времени на это нет.

Расценки на видео могут быть любые. Ролик с двух камер без наворотов может стоить от 100 до 300 тысяч рублей в зависимости от пожеланий клиента и хрона. Дальше — плюс бесконечность. Маржа для YouTube при условии того, что вы хорошо работаете, должна хотя бы в полтора раза превышать продакшн.

Что касается блогов про бизнес… На Руси зачастую этим занимаются сплошь мошенники и клоуны. Какие-то кофаундеры, фаундеры, энтерпренеры и прочие трансформаторы, на которых без слез не взглянешь. Не видел ни одного хорошего влога на бизнес — это все хайп на хайпе и хайпом погоняет, родом из «Бизнес-молодости» и прочей профанации.

Так бизнесу не научишься. Предпринимательство должно быть в голове. Рынку нужны прикладные вещи: как оформить ИП, в какой банк прийти, где найти бухгалтера, юриста, какие договоры нужны. А все рассказывают чужие истории успеха… Они редко кому-то помогают что-то построить. Чужие истории — это чужие истории, а на поверку ты все ещё обычный менеджер. Бизнес — это не только рациональный подход, но еще и фарт, доля успеха и главное — умение отделять зерна от плевел.

Илья Овчаренко
Продюсер «Парфенона», Wylsacom Media
©Rusbase, 2018
Автор: Екатерина Гаранина
Фото к материалу: Rusbase
Благодарим коворкинг Cabinet Lounge за локацию для интервью


Екатерина Гаранина

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.