Как переехать в Гонконг и открыть салон красоты

04 мая 2018



Гонконг взрывает мозг. Это мегаполис на берегу моря, где небоскребы стоят посреди массивов зелени, а на пальмах сидят какаду.

Гонконг — не Китай. Местные русские ребята, рассказывая мне о нравах и традициях, постоянно одергивали: «Катя, есть гонконгцы, которые считают себя наследниками британской культуры. А есть "материковые" китайцы — у них другой менталитет». Сильнее всего на менталитет и жизнь в городе влияет высокая стоимость недвижимости (в 2017 году здесь был установлен мировой рекорд стоимости земли). Небольшая площадь жилой территории, опасность сходов (каждый дом нужно укреплять), большой спрос— все это приводит к тому, что в Гонконге каждый жилой объект, будь то магазин, бар, салон, офис — гораздо меньше по площади, чем в Европе и России. Здесь можно жить в комнате без окна площадью три квадратных метра с душем над унитазом, которые отделены от кровати шторкой.

Татьяна Пахомова живет в Гонконге восемь лет вместе с мужем и тремя детьми. Ее салону красоты — четыре с половиной года. И это — большой успех, потому что бизнес здесь быстро открывается и закрывается.

Я рассмеялась, когда Татьяна рассказала, что в Гонконге ничего не знают про целлюлит и что найти хорошего мастера здесь сложно. My Perfect Body находится на третьем этаже одного из небоскребов в самом центре города. «Сейчас клиентов нет — но это большая редкость. Обычно нас ругают за то, что не могут записаться». За час нашей беседы к мастеру приходит русская женщина: «По моим ощущениям, русских здесь больше, чем 2 тысячи человек, — делится Татьяна. — 70% русскоязычных людей хотя бы раз бывали у нас».
Татьяна Пахомова
Вот что Татьяна рассказывает о своем переезде и бизнесе в Гонконге.
Из Парижа в Гонконг
По образованию я биотехнолог. До переезда в Гонконг была профессиональной моделью и жила между Миланом и Парижем. В Гонконге у меня работала подруга. Я послушала ее и попросила агента найти здесь контракт на месяц. В итоге мне очень понравилось, я познакомилась с будущим мужем (он из Новосибирска). Мы прожили месяц в Париже и поняли, что для большой семьи во Франции некомфортно. И вернулись в Гонконг.

Здесь все говорят на английском языке, поэтому проблем в общении нет. В Париже, если ты не говоришь по-французски, тебя не понимают или делают вид, что не понимают. Это создает сложности.

В Гонконге море возможностей заработать деньги — здесь много обеспеченных людей, которые готовы вкладывать или тратить. Прожить без образования и постоянной работы тоже можно. Например, европейцы могут работать в баре или хостес. А за три с половиной дня на выставке шуб, где работают не только модели, но и обычные девушки, ты можешь получить 16-17 тысяч гонконгских долларов (около 130 тысяч рублей; 1 HKD ~ 8 рублей — прим. Rusbase) — этого хватит на месяц жизни. У многих получается здесь подрабатывать даже без рабочей визы.
Мотивация для стартапов
Гонконг и Китай — два разных мира. Гонконг приближен к Европе, поэтому тут все помешаны на семинарах, встречах и нетворкинге. Есть госгранты, которые могут дать при интересном проекте. Найти инвестора — не проблема. Скорее, из-за большой конкуренции трудно предоставить интересную идею.
Как появилась идея салона красоты
После рождения первого ребенка я поправилась на 20 килограмм. Начала искать процедуры в Гонконге, чтобы привести себя в форму. Оказалось, что здесь нет антицеллюлитного массажа — никто просто не знает об этом! Поэтому я прошла процедуры в России и решила организовать что-то в этой нише тут.

Изначально мы открывали салон красоты для себя и русскоязычных знакомых. Мы четко различаем клиентов: русский, местный и европеец. Это три разных категории, которые предпочитают разные процедуры и по-разному платят.
Цены на процедуры
Наш салон — средней ценовой категории. Самая бюджетная процедура — маникюр с покрытием, 190 HKD (около 1500 рублей). Самая дорогая — микронидлинг (омолаживающая процедура, которая проводится с помощью специального инструмента — мезороллера с тонкими небольшими иглами диаметром 0,2–3 мм) — 1900 HKD (около 15 тысяч рублей).

Сначала я была дилетантом в финансовых вопросах. Мой супруг — профессиональный финансист и имеет свою команду, которая помогла мне.
В Гонконге все проще, чем в России: даже человеку без гражданства не требуется много бумаг. Например, не нужна лицензия на салон красоты.
Если вы работаете с волосами, делаете процедуры или инъекцию — самому салону ничего не нужно. Но если бы у нас была услуга массажа для мужчин— нам бы пришлось получать лицензию. В Гонконге без специального разрешения нельзя делать массаж противоположному полу. У нас есть массаж, но только для женщин.

Инъекции имеет право делать только доктор: опять же, салону лицензия не нужна. Доктор получает лицензию, закупает продукцию и предоставляет услуги под своим именем.
Русский, гонконгец и европеец заходят в салон красоты...
Русские — самые требовательные клиенты. В любом российском салоне тебе сделают хороший маникюр, поэтому они проверяют каждый пальчик. В Гонконге качество маникюра гораздо ниже. Местные довольны всем и никогда не будут придираться. Средняя цена маникюра — 190–240 HKD (около 1,3–1,7 тысячи рублей). Но можно найти и за 100, и за 300 HKD.

Мы продавали обертывание водорослями гуам для уменьшения объемов тела. Русские знакомы с ними и охотно покупали. А китайцы покупали процедуры… чтобы побороть прыщи на спине, сделать детокс кожи. Европейцы — что-то среднее между русскими и китайцами. Им важен подход, атмосфера.

Больше всего денег оставляют китайцы. Это заложено в их менталитете: они берут самый дорогой пакет услуг с большим количеством сессий и скидкой, при этом могут использовать не все посещения. Русские покупают минимальный пакет и используют все. Вообще соотечественники всегда хотят мгновенный результат, поэтому чаще всего они делают очень много процедур в течение короткого времени. Гонконгцы привыкли заботиться о себе регулярно и у них нет требований получить итог быстро: они делают 1–2 процедуры в месяц, даже если курс требует двух процедур в неделю, но при этом ходят постоянно. Большинство местных клиентов с нами с открытия.
Как-то мы делали объявление о промо-акции. Для русских я написала крупно: «Было 200 долларов, стало — 180. Скидка!» Для китайцев пришлось указывать полное описание процедуры маникюра, несмотря на то, что оно длинное. И только в самом конце написала стандартную цену и упоминание о скидке.
Гонконгцы готовы больше тратить на уход за внешностью и процедуры. «Материковые» китайцы попроще: им интересен массаж, национальные лечебные процедуры, бани. Процедуры в привычном понимании русского человека (обертывания, инъекции, чистка) менее популярны.

Привычная для российских клиентов чистка лица — шок для всех иностранцев, так как во всем мире она считается неэффективной процедурой, травмирующей кожу. Вместо нее предпочитают облегченную процедуру — Extracrion — для самых заметных черных точек, а также регулярно наносить маски или какие-то другие косметические компоненты на кожу лица с целью увлажнения или мягкого пилинга.

В России популярны инъекции, а здесь — натуральность и домашний уход. У китайцев есть привычка делать массаж лица. В России важен экстерьер. Здесь внимание уделяют лицу и предпочитают неагрессивные процедуры, максимум — лазер.

В Гонконге есть салоны, ориентированные на материковых китайцев. Там вам обязательно предложат… суп. Китайцы, в отличие от гонконгцев, чаще выбирают массажи, бани и спа. Гонконгские женщины за 40 могут выглядеть на 25… Но это, скорее, генетика.

В материковом Китае сложно с косметикой. Большие бренды не разрешают продавать марку вне Гонконга и Макао, потому что опасаются подделок и потери репутации. Производители считают, что, если марка продается в Китае, она теряет свою значимость для потребителя, ее иначе начинают воспринимать. И они никогда не дадут дистрибьюции на материк, но могут спокойно продавать продукцию без права использовать имя бренда. Хотя китайцы готовы хорошо платить: на брендовые вещи цены там выше, чем в Гонконге или Европе. В Китае очень много денег. Сейчас большую нишу на рынке занимает корейская косметика, чуть меньше — японская. Своих марок нет.
Интерьер салона
Сколько стоит открыть салон красоты в Гонконге
В Гонконге специфический рынок. Часто бизнес проваливается через 1–2 года. Продержаться 3 года — уже большой успех. Мы существуем 4,5 года.
Открыть что-то — легко. Но вы должны подготовиться к тому, что вам придется первое время тратить огромные суммы на аренду, зарплату и нести другие расходы.
Мы открывали два салона красоты. Это стоило 2 –3 миллиона HKD. Наша специализация — аппаратная косметология, поэтому треть всех затрат — оснащение. Оно может стоить 350–550 тысяч HKD.
Затраты на первый год
Средняя зарплата мастера — 20 тысяч HKD (160 тысяч рублей), хорошего мастера — от 30 тысяч HKD (240 тысяч рублей), то есть примерно 120 тысяч HKD уходит на сотрудников в первое время (950 тысяч рублей).

Аренда — от 50 тысяч HKD в месяц (салон красоты занимает больше ста квадратных метров).

Аренда первого салона стоила 70 тысяч HKD. Ground floor, то есть первый этаж, в Гонконге могут позволить себе только крупные брендовые марки, так как это стоит запредельно дорого. Например, небольшое помещение на 1–2 этаже напротив длинного эскалатора, который ведет в жилые районы, вам обойдется по цене от 150 тысяч HKD, просто потому что салоны видно, когда вы поднимаетесь по эскалатору.
Сложно ли найти место с хорошей проходимостью или за адекватную цену? Нет, здесь легче, чем в Москве: как я уже говорила— много проектов открывается и закрывается. Возможно, вам просто стоит подождать полтора года.

Место для второго салона мы нашли быстро. Владельцы здания — богатая компания, которой нужно было максимально быстро заполнить помещение. Поэтому мы не раздумывали.
Как открыть свой бизнес в Гонконге
1
Найти инвестиции. Лучше всего, конечно же, открывать на свои. Можно найти инвестора или взять кредит в банке. В Гонконге выгодные условия получения кредита. Да, могут быть сложности для человека с русским паспортом, но решающий фактор — ваше финансовое положение. Если у вас есть бизнес и успех, закроют глаза.

Чтобы банк одобрил заявку, нужно показать, что вы можете закрыть кредит — предъявить сумму на счету или недвижимость, показать наличие успешного бизнеса или презентовать проект с минимальными рисками для банка.
2
Найти помещение для аренды.
3
Найти сотрудников. У нас в салоне интернациональный коллектив. В Гонконге в сфере красоты работает много филиппинок, непалок, таек.

За 4,5 года я провела очень много интервью по набору персонала. Это больная тема для меня, потому что хорошего специалиста найти сложно. У нас постоянно открыты вакансии. Всем задаю одни и те же вопросы. И за это время встретила только одного мастера, который смог примерно ответить, что такое целлюлит. Причем соискатели — люди с дипломами, опытом работы.

В Гонконге делать инъекции или работать с аппаратами имеет право только доктор. Он никогда не будет делать уход или пилинг, так как цена процедуры сразу увеличится в пять раз. Обычно это все проводит therapist (терапевт, специалист общей практики), который в лучшем случае имеет сертификат об окончании косметологических курсов. Я даже не спрашиваю о наличии сертификата, так как на местном рынке это не показатель знаний.

В My Perfect Body один из важных элементов работы — обучающие тренинги. Помимо салонного бизнеса, мы являемся эксклюзивными дистрибьюторами в Гонконге израильской (GiGi-beauty products) и немецкой (Hellmut Ruck-footcare) марок аппаратной косметики. Поэтому мы часто привозим партнеров из Европы и России для обучения персонала. Новый сотрудник непрерывно обучается два месяца. Для постоянных специалистов тренинги — 1–2 раза в месяц. Иногда делаю тренинги для всех сотрудников вне зависимости от специализации.
4
Найти специалистов, которые будут вести бухучет. Мы сотрудничаем с компанией на аудите. Она занимается бухгалтерскими и аудиторскими отчетами, которые сама сдает в госучреждения, где уже рассчитываются налоги.

Для документации мы собираем всю информацию: записываем и прикрепляем доказательства о получении или расходовании средств.

В первый год существования бизнеса ты платишь налоги в декабре. Закупка оборудования налогом не облагается. В Гонконге платят налог с прибыли — это нефиксированная сумма в 12–15%. Наши налоги за 2017 год: 16,5 % с прибыли и 8, 25% — предоплата за 2018 год.
5
Заняться продвижением.

Расходы салона красоты (от самого большого — к маленькому):
• Зарплата — 50%.
• Аренда — ~20%.
• Налоги — 20%.
• Закупка нового оборудования — 10%.
Нагрузка на салон: 600–1000 записей в месяц (один клиент может взять несколько процедур).
Выручка: с учетом высоких зарплат и аренды в Гонконге можно легко уйти в минус в конце месяца (это касается и новых компаний, и крупных). Средняя прибыль по Гонконгу для салонов красоты — около 1–1,5 миллиона HKD в год.

Как и в любом бизнесе, у нас есть сезонность. В Гонконге она одинакова для всех. Плохим месяцем считается январь (так как все деньги потрачены на Новый год и часть людей в отпуске) и период с мая по июль, когда в городе дожди и экспаты чаще всего уезжают в родные страны. Хорошие месяцы — март, ноябрь, декабрь.

Да, здесь есть традиция дарить сертификаты на праздники. Но чаще всего выбирают спа, чтобы человек пришел и расслабился.
Как в Гонконге работает маркетинг
Маркетинговая стратегия зависит от того, сколько лет ты на рынке. Мы перезагружены, поэтому прекратили рекламу и пиар — нам негде разместить клиентов. И это основная проблема.

В Гонконге существуют разные рекламные пакеты. Ты можешь вложить и тысячу гонконгских долларов и двести тысяч, и больше — все зависит от финансовых возможностей. Так, максимум, который может позволить клиника — рекламу на транспорте или в метро.

Методики продвижения те же, что и в России. На мой взгляд, с салоном лучше всего работает сарафанное радио. Второе— соцсети. Холодная реклама постов будет не интересна. Но если это будет отзыв от хорошей компании — он сработает. Да, здесь есть смысл вести Facebook и Instagram, но в Гонконге пока еще не умеют это монетизировать. Эти соцсети не слишком популярны. И приложение WeChat в Гонконге не так популярно, как на материке.

Можно ли прийти в какой-то центр и разложить свои рекламные листовки? Да. Так и делают. Можно обменяться листовками с компаниями или частными лицами. Например, у нас есть клиентка-стилист, чьи буклеты лежат у нас. Можно раздавать их на улице. Но на практике это не работает.
Реклама в СМИ и бьюти-блогеры
Реклама в журналах начинается от 3 тысяч HKD за 1/8 страницы.

Мы раньше много публиковались. Здесь можно торговаться с журналами. Одно издание сперва запросило 40 тысяч HKD (280 тысяч рублей) за А4. Через какое-то время мы взяли эту же страницу в этом же издании за 4 тысячи HKD. Попасть в хорошее издание легко через раздел контактов о рекламе. Нам тоже часто звонят и предлагают разместиться. Бартером договориться реально, но только с небольшими или онлайн-изданиями.

У нас просили процедуры в обмен на рецензию, так как издания заинтересованы в интересных материалах. Например, рецензия о нашем аппаратном педикюре, написанная четыре года назад, стала самой популярной и посещаемой на портале. И хотя она написана давно, по ней до сих пор к нам приходят люди.

Или мы сами можем попросить крупные издания написать ревью о продукте. Если он им нравится, они могут протестировать его бесплатно.

Удивительно, но ниша бьюти-блогеров в Гонконге свободна. Известных блогеров-лидеров мнений тут нет, зато популярны лайфстайл-страницы Tatler и Elle.

Как и в России, здесь постоянно проводятся рекламные ивенты и премии — можно зайти в спа-салон и увидеть какие-то награды. Аудитория доверяет этому.

Звезду ради рекламы привлечь не очень сложно. С местными звездами можно договариваться по бартеру. Они могут обратиться и сами. Здесь есть свои певцы, но я в них не сильна. Часто они сами владеют салонами и пиарят бизнес.
Пример публикации в местном журнале
Дальнейшие планы
Сейчас мы готовим идеальную модель функционирования салона. Хотим открывать на этой базе еще салоны. Не скажу, что сеть, возможно, под другим ракурсом и именем.
Сколько стоит жить в Гоконге
Доходы
Низкий доход: 12–15 тысяч HKD.
Столько получают пенсионеры, которых не берут на работу по возрасту. Например, консьержи, уборщицы. Обслуживающий персонал получает зарплату повыше. Местные могут получать и 8 тысяч HKD.

Средний доход: 25–35 тысяч HKD.

Высокий: 40–80 тысяч HKD и выше.
Это доходы для простого населения — наемных работников с обычными профессиями. Так как, например, банкиры или биржевые работники получают намного больше. У приглашенных сотрудников только пособие на аренду жилья может быть 150 тысяч HKD (1,2 миллиона рублей), не считая зарплаты.
Цены на жилье
15–25 тысяч HKD — «повезло».
От 50 тысяч HKD — средняя цена.
Хороший район (например, Мид-Левелс — район на между центром и Пиком Виктория) — от 80 тысяч HKD.
Понятия комфортного жилья в России и Гонконге сильно различаются. Например, однокомнатная квартира в России площадью 30 квадратных метров, где везде есть окна, а на кухне — плита, и отдельная ванная комната, для гонконгцев — роскошь. Недвижимость тут дорогая, потому что не во всех районах можно строить дома. А если строить, то их нужно укреплять от сходов. Найти квартиру хотя бы в 30 метров сложно, даже за очень большие деньги. Чаще всего в дорогих квартирах комнаты скромные. И да, в Гонконге жилая площадь считается вместе с лестничной площадкой.

Здесь можно купить землю. Но после ты должен еще ждать 2–3 года, прежде чем что-то построить. Пять лет назад на острове Ландау кусок земли 10 на 15 метров стоил 450 тысяч HKD (почти 3,2 миллиона рублей). Я считаю, что нет смысла тратить такие деньги на землю.

Даже если у тебя есть сумма, которую можно потратить на покупку собственной квартиры, то, как только начинаешь смотреть варианты, желание сразу отпадает. Цены на квартиры начинаются от $500 тысяч за 12–20 квадратных метров.

При всех очевидных минусах любовь к городу у меня не пропала. В Гонконге очень удобно жить — здесь очень низкий уровень преступности. Нет ощущения одиночества или изоляции: всегда есть с кем пообщаться. Русскоговорящая диаспора в Гонконге очень активная и дружная. Часто проводятся встречи, совместно отмечаются праздники и так далее. Даже есть свой ежегодный бал.

Культурная жизнь, питание, медицина и образование
Чего не хватает, так это культурной жизни. Пожалуй, для меня как для мамы это самое тяжелое: у нас трое детей — хочется записать их в кружки. Но, например, балет в понимании местных — это прыжки и махи руками. Концерты есть, но их намного меньше, чем в России.

С какими сложностями еще можно столкнуться? Тут высокие цены на образование. В России есть бесплатные школы хорошего уровня, а здесь экспаты делают приоритет в сторону платного образования, потому что в государственных школах учат китайский. Если в семье не разговаривают на «мандарине», детям и родителям будет сложно вникать в школьную программу, поэтому интернациональная школа лучше.

Еще — либо ты питаешься в ресторане, либо готовишь дома. Мы не экономим на еде. Я выбираю магазин рядом с домом, хотя за те же деньги могу поесть в ресторане. Найти хорошее мясо или рыбу несложно, но все привозят. Продуктов местного производства мало.

Если говорить о медицине, то всегда можно попасть к платному специалисту. После шести месяцев тебе выдают гонконгский ID, с которым можно сходить на прием в госклинику. Вне зависимости от процедур прием стоит 100 HKD (800 рублей). Но как в России — например, с острой болью, ушной болью или температурой — вас сразу не примут: в госклиниках большие очереди и свои приоритеты. Моя подруга с кистой ждала приема год. Здесь считают, что это несрочно. Но с аппендицитом или беременностью вас примут сразу.
©Rusbase, 2018
Текст: Екатерина Гаранина
Фото: Rusbase


Людмила Чумак
Как переехать в Гонконг и открыть салон красоты