Rusbase
InsurTech в России: игра на выжидание
Инвестиции, проблемы и основные игроки


5 сентября 2018



Сегмент InsurTech остается достаточно привлекательным направлением для инвесторов. По данным портала Fintastico, объем инвестиций в мировой рынок страховых технологий вырос с $32 млн в первом квартале 2012 года до $985 млн во втором квартале 2017 года.

В компании PricewaterhouseCoopers подсчитали, что в 2018 году для инвестиционных компаний наиболее востребованными должны стать такие технологии в страховании, как обработка больших данных, мобильные технологии, роботы-помощники, искусственный интеллект, решения в области кибербезопасности и интернет вещей. Однако особенно большой потенциал для рынка страхования, по мнению специалистов, в ближайшее время будут представлять блокчейн-технологии.

При этом аналитики из KPMG к числу наиболее перспективных услуг страхования в мире в 2018 году относят страхование беспилотных автотранспортных средств, киберстрахование и полисы для дронов.

InsurTech в России
Основатель и генеральный директор финтех-акселератора Fintech Lab Антон Арнаутов отмечает, что на сегодняшний день рано говорить о развитии российского рынка InsurTech. Эксперт говорит, что уже есть интерес и намерения со стороны страховых компаний и работают около 20 российских стартапов, делающих ставку на страхование, однако полноценной индустрии еще не существует. Несмотря на это, данное направление имеет большие перспективы. В первую очередь благодаря тому, что цифровая трансформация в российском страховании сейчас начинается практически с нуля. Большинство рабочих операций носят «бумажный» характер, а работа страховых компаний скорее напоминает игру вслепую, чем бизнес, основанный на аналитике.

Кроме того, отсутствие серьезных результатов на российском рынке InsurTech объясняется тем, что один из самых массовых видов страхования — ОСАГО — до сих пор остается дотируемым социальным благом. Однако стоимость полиса в России неизбежно должна стать рыночной, уверен Антон Арнаутов, и именно этот переход станет главным драйвером развития для многих современных цифровых проектов.

Положительные тенденции, отмечает эксперт, сейчас намечаются и в других видах страхования, например, в страховании жизни. Это направление должно открыть новые возможности для кастомизации продуктов и персонализации тарифов, опирающихся на анализ данных клиентов. Серьезным стимулом развития рынка должна стать также консолидация рынка. Крупные страховые компании, в руках которых сосредоточены основные рынки, уже сегодня могут позволить себе тратить больше средств на R&D и изучение возможностей финтеха. Присматриваться к рынку InsurTech в России начинают также и крупные банки.
Нажмите, чтобы увеличить
Управляющий директор корпоративного венчурного фонда Taxcom Venture Capital Роман Косячков отмечает, что к стремительному росту сегмента InsurTech в России неминуемо приведут результаты цифровой трансформации отрасли, повсеместное внедрение электронных ОСАГО и продолжение реализации программы развития цифровой экономики в стране.

В качестве одной из главных угроз для стартапов, работающих в этой сфере, Антон Арнаутов называет современное зачаточное состояние рынка. Интерес к новым технологиям страхования со стороны российских страховщиков пока неустойчив и зависит от конъюнктуры рынка. Поэтому отечественные стартапы должны быть готовы к тому, что они не смогут точно спрогнозировать объемы продаж, и должны настраиваться на некую игру на выжидание.
Развитие InsurTech в 2018 году
По данным исследования, проведенного компанией KPMG в России и СНГ, все страховые компании, участвовавшие в исследовании, намерены продолжать наращивать свои портфели в 2018 году, причем основным драйвером роста для российских компаний станет развитие новых технологий.

Более трех четвертей опрошенных страховщиков планируют внедрить технологические решения для маркетинга и урегулирования убытков. Кроме того, 71% респондентов планируют внедрить анализ больших данных для андеррайтинга и скорринга. Чуть более половины участников опроса задумываются о частичной роботизации труда ради сокращения расходов. При этом 36% компаний присматриваются к возможностям телематики и фитнес-трекеров.

Среди главных препятствий на пути развития новых технологий в страховании российские компании выделяют преодоление текущих сложностей, таких как законодательные изменения и мошенничество (79%), дефицит готовых ИТ-продуктов (57%), дефицит квалифицированных кадров (50%) и другие ограничения, такие как нехватка данных, неготовность руководства использовать новые решения и неготовность потребителя страховых услуг.

Источник
Основатель и генеральный директор сервиса для страхования МЕДО Мария Фомина указывает на невысокий интерес российских страховых компаний к инновациям. Предприниматель утверждает, что многие страховщики в России пока не готовы использовать новые технологии, при этом в большинстве страховых компаний отсутствуют отделы, которые могут экспериментировать с новыми нишами и продуктами.

По словам основателя онлайн-сервиса Адаперио Алексея Данилова, российские заказчики на рынке InsurTech сегодня рассматривают инновационные технологии не как революцию в страховании, а скорее как пристройку к действующим бизнес-процессам в компаниях. Кроме того, развитие страховых технологий в России тормозит отношение страховщиков к стартапам как к потенциальным преступникам, которые могут воспользоваться полученным доступом к конфиденциальной информации, считает Алексей Данилов. В таких случаях проект должен правильно о себе рассказать клиенту, предоставив все нужные подтверждения и доказательства.
Нажмите, чтобы увеличить
Сооснователь сервиса Prosto.Insure Артем Климов утверждает, что страхование, как в России, так и в мире, остается одной из самых инерционных отраслей. Здесь медленно происходят изменения, хуже приживаются инновации, и эта индустрия до сих пор является одним из самых зарегулированных рынков с устоявшимися, но устаревшими правилами работы и сильным лобби со стороны крупных игроков, не желающих перестраиваться.

Антон Арнаутов отмечает, что в ближайшее время на российском рынке InsurTech наиболее востребованными будут сервисы, связанные с аналитикой больших данных, искусственным интеллектом и биометрией. При этом сохранится достаточно высокий спрос и на тривиальные продукты, в которых до сих пор нуждаются страховые компании, например, на инструменты, помогающие перевести «бумажный» бизнес в «цифру» и предотвратить фрод.

Роман Косячков говорит, что главными драйверами и трендами, определяющими развитие рынка страховых технологий в России, останутся:

• распространение электронных полисов, появившихся в ОСАГО, на другие сегменты страхования с использованием созданной или модернизированной специально для этих целей ИТ-инфраструктуры;

• применение технологий телематики и мониторинга, в том числе встраиваемых и носимых устройств (фитнес-трекеры и другое) в самых различных сферах — от автострахования до страхования жизни и ДМС;

• расширение сфер применения смарт-контрактов и технологий анализа больших данных, роботизация рутинных операций;

• распространение интегрированных платформ, которые позволят клиентам из отдельных модулей собирать комплексные персонализированные пакеты страховых услуг, покрывающие различные частные и корпоративные риски, в том числе с помощью использования знаний о поведении потребителей (know your customer).
Нажмите, чтобы увеличить
Поддержка иншуртех-стартапов в России
Свою поддержку отечественным стартапам в InsurTech сегодня оказывают организаторы российской акселерационной программы Insurtech 2018. Основатель и генеральный директор финтех-акселератора Fintech Lab Антон Арнаутов говорит, что Insurtech 2018 — это вторая запущенная в России специализированная акселерационная программа для стартапов в страховании. Первая — Insurtech 2017 — состоялась в прошлом году и помогла запустить 11 пилотных проектов с участием крупных страховых компаний, таких как «АльфаСтрахование», «ВТБ Страхование» и «Д2 Страхование».

Страховые технологии также входят в фокус корпоративного венчурного фонда Taxcom Venture Capital (TVC), учрежденного одним из участников российского рынка систем электронного документооборота, компанией «Такском». Фонд ориентируется на поддержку перспективных проектов, находящихся на предпосевной или посевной стадии развития, работающих в сегментах B2B, B2C и B2G. Одним из главных мероприятий, реализуемых фондом в 2018 году, станет запуск и проведение корпоративного акселератора Taxcom Startup College, работа которого начнется 1 октября 2018 года.

Поддержка стартапов на рынке InsurTech также является основной целью конференции IT Open Day, организатором которой выступила компания «Ингосстрах». Первая конференция, посвященная ИТ в страховании, прошла 8 июня в Москве. Перед участниками мероприятия выступили специалисты Департамента информационных технологий «Ингосстрах», которые рассказали о новых кейсах и технологических решениях, используемых компанией, а также о трендах в InsurTech, применении новых технологий и построении ИТ HR-бренда.

Кроме Insurtech 2018, Taxcom Venture Capital и IT Open Day, перспективными российскими проектами в сфере InsurTech ранее интересовались также компания «Сбербанк Страхование», страховщик INTOUCH (программа для финансовых стартапов FiiLab) и венчурный фонд Life.SREDA (акселератор для финансовых стартапов InpsiRussia), однако все три этих проекта со временем перестали проводить новые наборы.
Положительные примеры
Свой вклад в развитие нового рынка в России вносят такие проекты, как Adaperio и МЕДО.

Adaperio — это онлайн-сервис для проверки подержанного автомобиля перед покупкой. Сайт собирает информацию из баз данных ГИБДД, страховых компаний, банков, таможни, судов и других органов. Получить полную информацию о комплектации, годе выпуска, участии в ДТП, реальном пробеге и «юридической чистоте» автомобиля здесь можно по VIN-коду или государственному номеру авто.

Основатель Adaperio Алексей Данилов до запуска проекта занимался развитием другого собственного проекта — отраслевого информационного портала, однако тот бизнес не стал успешным, и предприниматель, по его собственным словам, понял, что не нужно выдумывать решения несуществующих проблем — нужно помогать клиентам преодолевать реально возникающие.

Проект довольно быстро вышел на самоокупаемость — планка была достигнута уже через несколько месяцев, правда, пришлось экономить на рекламе. Основными каналами коммуникации для Adaperio были социальные сети, но они же и помогли протестировать новый продукт и доработать его.

На момент запуска проекта практически единственным конкурентом Adaperio на рынке был портал правительства Москвы, работающий по схожему принципу. Но затем на рынок онлайн-услуг стали выходить новые небольшие нишевые сервисы и крупные автоклассифайды.

В 2017 году Adaperio попал в набор акселерационной программы Insurtech Lab. Результатом сотрудничества с акселератором стал выход компании в сегмент B2B. Обрабатываемые сервисом данные стали помогать страховщикам оптимизировать скоринг.
Фото: Unsplash
Другой российский сервис, связанный с рынком онлайн-страхования ؅— МЕДО — помогает выбрать программу добровольного медицинского страхования (ДМС) и check-up (форма диагностики, позволяющая быстро отследить развитие заболеваний на ранних стадиях), а также записаться на обслуживание в московские клиники.

По словам создателей проекта, основным преимуществом сервиса является прозрачное и честное сравнение условий и цен на продукты. На сайте клиенты могут узнать полный объем программ страхования, ознакомиться с исключениями программ до покупки.

В 2017 году МЕДО стал первым проектом, запущенным в рамках акселерационной программы Insurtech Lab. По результатам программы стартап подписал соглашение о партнерстве с «ВТБ Страхование», в результате чего в линейке компании появились такие сервисы, как телемедицина и онкострахование. Кроме того, партнерами МЕДО по страхованию на сегодняшний день являются компании «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Русский Стандарт Страхование», «АльфаСтрахование».

Основатель и генеральный директор МЕДО Мария Фомина говорит, что запуск проекта состоял из трех этапов: поиск проблемы клиента, поиск сотрудников и партнеров и техническая разработка продукта. Несколько лет назад Мария купила ДМС для себя и столкнулась с проблемой сложности и непрозрачности выбора программы. Исследования подтвердили, что с такой же проблемой сталкиваются другие клиенты российских страховых компаний.

Сейчас, по словам Марии Фоминой, компания делает упор на привлечение новых партнеров и расширение продуктовой линейки за счет программ, которые востребованы клиентами. Конкуренция в выбранной компанией нише добровольного медицинского страхования растет, и справиться с ней могут проекты, готовые предложить клиентам уникальные условия. При этом наиболее востребованными трендами медицинского страхования, отмечает предприниматель, остаются телемедицинские услуги, включенные в продукт, персонализированный подход к клиенту и расширение стандартных программ за счет дополнительных сервисов.
Фото: Unsplash
Советы InsurTech-стартапам от инвесторов и предпринимателей
Стартапы должны как можно больше учиться. Акселерационные программы открывают проектам возможности не только для обретения полезных связей, но и для того, чтобы посмотреть на свой проект со стороны и увидеть его слабые места. При этом российским стартапам не стоит рассчитывать на серьезные инвестиции. Парадокс российского рынка InsurTech заключается в том, что финансирование здесь приходит к тем компаниям, которым оно по сути уже не очень и требуется. Поэтому основатели проектов в первую очередь должны думать о customer development, привлечении первых клиентов, продажах и юнит-экономике.

Антон Арнаутов
Fintech Lab

Алексей Данилов
Adaperio
Помните, что страховые компании, как и любой бизнес, стремятся заработать, поэтому к вам будут относиться по-другому, если вы дадите понять, что ваш проект поможет им это сделать. Кроме того, страховщики много думают об экономии затрат, и проекты, призванные помочь им в этом, также останутся довольно перспективными. Но оба направления нужно прорабатывать с поправкой на существующие размеры бизнеса: не забывайте, что масштабы доходов и расходов даже небольшой страховой компании измеряются десятками и сотнями миллионов рублей, поэтому и ваш проект должен давать эффект, хотя бы примерно сопоставимый с этими цифрами.
Главный совет — идите к клиентам и узнайте, чего они хотят, их потребности. Как они решают свои проблемы сейчас и чем недовольны. С этими знаниями можно создать прототип продукта. К инвестору, на мой взгляд, стоит идти, когда будет проработано для него предложение на этапе масштабирования бизнеса.

Мария Фомина
МЕДО

Артем Климов
Prosto.Insure
Для успешного запуска InsurTech-стартапа должны быть соблюдены как минимум три важных условия:

• Вы должны хорошо знать рынок страхования. Без опыта в этой сфере можно только копировать чужие идеи или адаптировать мировой опыт в России. Но, во-первых, за плечами иностранных компаний пока нет таких уж невероятных историй, а во-вторых, скопированные идеи будет очень тяжело адаптировать в российских условиях: общаться в конечном итоге все равно придется с российскими страховщиками.

• Вы должны хорошо разбираться в технологиях. Известно достаточно много примеров, когда уставшие от страховой рутины страховщики решают переключиться на ИТ-проекты. Такие начинания, как правило, заканчиваются на этапе подбора команды или, если есть достаточные финансовые ресурсы, через пару лет после своего запуска. Создание технологического продукта — достаточно сложный процесс, требующий от предпринимателей серьезной технической подготовки.

• Вы должны иметь железные нервы. Без этого нельзя что-либо создать. Вы должны быть готовы бросить все и прокачать один или два ключевых навыка. Например, научиться рисовать интерфейсы, чтобы за ночь можно было воплотить идею в макете. Или научиться программировать, чтобы хотя бы примерно понимать, что делают ребята из вашей команды. Или подтянуть Digital-маркетинг, основы андеррайтинга, аналитические навыки.
Советы здесь могут быть универсальными для всех стартапов. Прежде всего, нужно набраться терпения. Собрать надежную команду — найти разработчиков, любящих и разбирающихся в технологиях, маркетолога, который станет индикатором реакций пользователей, и прагматичного руководителя, способного приземлить «полет» новых идей и монетизировать их. При этом важно иметь определенный стартовый капитал и не ждать быстрых доходов, а также быть к готовым к интеграции с другими сервисами.

Алексей Ковязин
RiskMarket
©Rusbase, 2018
Автор: Антон Кузнецов
Фото на обложке: Unsplash



Людмила Чумак

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.