Как уйти с позиции топ-менеджера в корпорации и не пожалеть об этом

Сергей Худяков
Сергей Худяков

Генеральный директор Mains Insurance Brokers & Consultants

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Сергей Худяков, генеральный директор Mains Insurance Brokers & Consultants, рассказывает, что его подтолкнуло уйти из корпорации после 17 лет успешной работы и основать свой стартап в сфере страхования.

Я отработал почти 20 лет в одной компании...

Если действительно верить во что-то, то даже объективные внешние обстоятельства не служат преградой. В 2016 году, когда я создавал свою компанию, в стране был экономический кризис, а у многих других игроков из страховой отрасли регулятор отбирал лицензии.

Пожалуй, худшего времени для того, чтобы начинать свое дело, было не найти.

Я уже не говорю про то, что, в принципе, покидать Allianz, одну из крупнейших мировых страховых корпораций, где я отработал почти два десятка лет и стал одним из топ-менеджеров компании в России, со стороны тоже выглядело, как не самое безопасное решение. Впрочем, обо всем по порядку.

Почему я захотел все поменять

Уже на третьем курсе экономического факультета института МАИ я начал работать. Сначала программистом на кафедре, где создавал автоматизированные системы управления для одного из авиапредприятий, затем два года в банке, а после в промышленном холдинге. По окончании института судьба определила меня в сферу страхования, в компанию Allianz, в которой я провел 17 лет.

Начинал я со стартовой позиции специалиста, а уходил уже с должности заместителя генерального директора по корпоративному страхованию. Пока работал, старался находить время для собственного обучения, успел получить дополнительное образование в Академии им. Плеханова, пройти различные курсы и тренинги. Это помогало мне быстрее расти в профессиональной сфере.

Чем дольше ты работаешь в одной компании, а у меня это был действительно долгий период, тем сильнее ты к ней привыкаешь, привязываешься к людям, комфортному кабинету, другим благам от работодателя. В такой ситуации гораздо сложнее решиться на серьезные перемены.

Но все эти приятные моменты не решают важную психологическую потребность, которая есть у многих людей – двигаться вперед и развиваться. На тот момент я уже остро ощущал, что мой застой затянулся, что вызывало скуку и желание поменять ситуацию.

Переломный момент

Работа в крупной компании мне очень много дала. Я увидел, как функционирует страхование в России и за рубежом, научился вести сложные переговоры, освоил широкий спектр видов страхования, получил ценный опыт руководства крупными коллективами, проведения реструктуризаций и многое другое. При этом на протяжении всего времени моя мечта запустить собственный бизнес никогда меня не покидала.

Переломный момент у меня наступил на одном из тренингов для топ-менеджеров, проведение которого я инициировал в компании. Во время занятий мы развивали компетенции руководителя, в том числе стратегическое мышление и ориентацию на достижение целей.

Семинар меня сильно вдохновил, и уже ближайшие выходные на даче я посвятил составлению бизнес-плана будущей компании. Учитывая мой опыт, я решил далеко не уходить от понятной мне индустрии и разработать модель запуска страхового брокера.

Направление перспективное, да и конкурентов в России относительно небольшое количество. Для понимания, на Западе через брокеров оформляется примерно 90% договоров страхования, а в России пока только 15%. Конкуренция в нашей стране настолько слабая, что можно по пальцам пересчитать количество как иностранных, так и российских брокеров, профессионально занимающихся корпоративным страхованием.

Результаты полученных расчетов внушали мне оптимизм, и на следующий же день я поделился ими с двумя коллегами, которых я очень уважал как за профессиональные, так и личные качества. Они моментально поддержали идею, им показались убедительными и реалистичными полученные прогнозы. И их радовала мысль о новом этапе в жизни в статусе учредителей своего бизнеса.

Ежедневно после работы мы занимались подготовкой к запуску проекта. Даже несколько заманчивых предложений о работе от двух других ведущих страховщиков не смогли заставить меня отказаться от этой затеи.

Как мы запускали проект

На подготовку ушло около трех месяцев. Надо было решить организационные вопросы с регистрацией компании, поиском офиса, закупкой оборудования, изучением темы получения лицензии. Был интересный творческий этап выбора фирменного названия и бренда. Мы единогласно выбрали «maIns» – название, построенное на игре английских слов «main» (главный) и «insurance» (страхование). Получилось что-то вроде «главные в страховании».

Исторический центр мирового страхования – это Лондон, и наши амбиции выходят за пределы родной страны, поэтому подбирали название с прицелом на международную деятельность. На меня легла ответственность за стартовое финансирование и коммерцию, то есть за приток клиентов и устойчивый денежный поток.

Денег для запуска проекта в сфере финансовых услуг нужно не очень много. Мне не пришлось привлекать финансирование, обошелся своими накоплениями. Основная инвестиция в таких проектах – это люди и их мозги, с этим, считаю, нам очень повезло.

У меня было огромное количество контактов с владельцами и топ-менеджерами крупных компаний, и наша идея многим из них понравилась. Нам как людям и специалистам доверяли, поэтому с первого дня работы мы не испытывали дефицита заказчиков, и уже через три месяца успешно прошли точку безубыточности.

О сути проекта

Когда дело дошло до нашего увольнения, то обид со стороны Allianz не было по трем причинам:

  • Во-первых, мы сразу сказали, что не собираемся уводить клиентов.

  • Во-вторых мы ответственно подошли к этапу передачи дел.

  • В третьих, брокеры – ключевой канал дистрибуции для страховых компаний, поэтому мы видели больше совместных возможностей, нежели противоречий.

Генеральный директор, сам ранее руководивший международным брокером, поддержал нашу инициативу и разделил оценку перспектив подобного проекта в России.

Чтобы было понимание, чем именно мы занимаемся, опишу это простым языком. У брокера две задачи: убедиться, что у вас есть те страховки, которые нужны, и то, что вы за них не переплачиваете.

Большинство людей даже не догадываются, что по цене КАСКО на иномарку сейчас можно застраховаться от огромного количества более существенных рисков.

Например, защитить бизнес, производство и товар на складе на сумму около 500 миллионов рублей или свою жизнь на 100 миллионов рублей! А застраховать свой офис на целый год от большого количества проблем и ответственности и вовсе стоит меньше стоимости обеда в хорошем московском ресторане!

В этом плане в нашей стране немного тяжелая картина: 85% компаний имеют критические пробелы в страховом покрытии, примерно такое же количество переплачивают за страхование. Профессиональный брокер устраняет обе проблемы.

Помимо того что мы предоставляем все доступные виды страхования, которые есть на рынке, такие как страхование имущества, транспорта, грузов, перерыва в производстве, гражданской ответственности, ДМС и так далее, мы также разрабатываем новые решения, в том числе и при помощи современных технологий. Например, программные продукты, построенные на технологиях машинного обучения и позволяющие бороться с мошенничествами при ДТП и выявлять подозрительные счета из лечебных учреждений.

Кризис сыграл нам на руку

Как потом оказалось, получение лицензии от регулятора в кризис стало своего рода знаком качества. Ведь если ты ее получил тогда, когда у других ее отзывали, значит ты соответствуешь высоким требованиям и тебе действительно доверяют.

Экономический кризис, как ни парадоксально, сыграл нам на руку: в попытке оптимизации своих затрат компании стали чаще обращаться к нам, чтобы сэкономить деньги и не переплачивать за страхование.

Про сложности


Меня особенно радует и даже немного удивляет то, что нам не пришлось столкнуться с какими-то непреодолимыми сложностями. Видимо, мы хорошо подготовились. Да, в стартапе многое приходится делать впервые, например, заниматься арендой офиса, вникать в бухгалтерский баланс, проходить процедуру лицензирования и многое другое – но, как оказывается, ничего сложного в этом нет. Более того, несколько экономических образований и работа в крупной компании не научили меня чувствовать бизнес так, как во время учреждения и развития собственного проекта.

Перед запуском мы немного опасались, что клиентский поток у неизвестной, только появившейся компании может оказаться скромным и, соответственно, выручка не покроет расходы.

Чтобы быть более уверенными, мы встретились с несколькими потенциальными клиентами, с которыми у меня были контакты, побеседовали на тему, как они расценивают идею, готовы ли воспользоваться нашими услугами. Тогда девять из десяти представителей ответили утвердительно, что не оставило никаких сомнений.

В бизнес-плане мы составили коридор сценариев – как оказалось, по итогам первого года работы мы превзошли оптимистичный прогноз. Сам же бизнес-план у нас состоял всего из трех страниц и был предельно емким, понятным и реалистичным. Еще от работы в корпорациях у меня осталось негативное отношение к огромнейшим презентациям по бизнес-планированию, в которых было много «воды», размытой ответственности, цифр «с потолка» и несбыточных обещаний акционерам.

Как мы продвигаем проект

Первыми нашими клиентами были компании с собственниками или руководителями, с которыми я был ранее знаком. При этом параллельно частью нашей стратегии было динамичное продвижение бренда на рынок.

Мы выбрали для себя три основных канала:

  • Социальные сети – для имиджевой рекламы

  • Личное общение

  • Рекомендации от существующих клиентов

Как мне кажется, наши скромные маркетинговые затраты приносят несоизмеримо больший эффект, по сравнению с рекламными бюджетами коллег по цеху, крупных мировых игроков. Приятно, что нас знают крупные страховые компании и многие субъекты бизнеса. В результате наших маркетинговых усилий комплекса маленькой компании у нас не было и нет.

Что я могу посоветовать

Всем, кто задумывается над тем, чтобы бросить карьеру ради открытия своей фирмы, я бы дал несколько советов:

  • Во-первых, сфера, в которую вы собираетесь прийти, должна быть вам знакома. Я не уверен, что у нас так гладко бы все пошло, если бы мы открывали не страхового брокера, а, к примеру, сеть ресторанов – у нас нет знаний и опыта в этой области. Вы должны понимать, с какими организационными и бизнес-вопросами вы и ваша команда столкнетесь, и заранее поискать на них ответы.

  • Во-вторых, составьте простые экономические расчеты, оцените предполагаемую выручку и расходы. Здесь очень важно себя не обманывать и не строить иллюзии. Если есть возможность, протестируйте с потенциальными клиентами, будет ли спрос на вашу продукцию или услуги, изучите, насколько свободна та ниша, которую вы хотите завоевать.

  • В-третьих, скорее всего, стартовый капитал вам придется формировать за счет своих накоплений. При наличии идеи, даже очень крутой, найти инвестора будет проблематично – они любят смотреть проекты, которые уже продемонстрировали свою жизнеспособность.

И не бойтесь. Если не решитесь, можете потом пожалеть. Свой бизнес – это интерес, высокая вовлеченность, ежедневный рост знаний и появление нового опыта, а также психологически более приятная атмосфера, чем в любой крупной компании. Решайтесь!


Материалы по теме:

Что ИИ-революция значит для индустрии страхования

Сколько стоит страховка в России и США – сравниваем две системы

Этой сфере пора взрослеть: что не так с традиционным автострахованием

Самые «горячие» области для страхового стартапа

На что нужно смотреть стартапам в страховании — руководство от партнера Y Combinator


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
GoTech
20 ноября 2018
Ещё события
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase