Сегодня DNS — узнаваемый бренд с ярким оранжевым логотипом и маскотом-инопланетянином. Это сеть с более чем 2,5 тысячами магазинов по всей России. По открытым данным, ее выручка за 2023 год составила 727 млрд рублей, а стоимость оценивается в 185 млрд. Такого масштаба DNS добилась за четверть века своего существования.
RB.RU подготовил краткий обзор ее развития: от первого небольшого магазина во Владивостоке в конце 90-х до выхода на зарубежный рынок в 2020-х.
Содержание:
- Как дефолт 98-го подтолкнул десятерых друзей открыть магазин
- Росли быстрее, чем конкуренты
- Смелый маркетинг и обвинения конкурентов
- Новые направления и поглощение двух петербургских сетей
- Штраф или суд — только не взятка
- «Простые ребята» — лидеры рынка бытовой техники и электроники в России
- Как геополитика влияет на развитие сети DNS сегодня
Как дефолт 98-го подтолкнул десятерых друзей открыть магазин
История компании началась в 1990-х. Ее основатели — десять друзей-программистов — с 1993 года проектировали компьютерные сети для владивостокских предприятий и собирали компьютеры. В то время так зарабатывали многие.
«В компьютерщиках мы все оказались, потому что это было модно и интересно, это новое, что пришло в эпоху моего институтства», — делился в интервью Дмитрий Алексеев, генеральный директор DNS.
После дефолта 1998 года корпоративных клиентов стало мало: они сокращали расходы на закупку новой техники. Зато оставались простые граждане, которые были не прочь купить недорогой компьютер. Так команда программистов начала заниматься розничной торговлей, объединившись в компанию DNS. Это название — аббревиатура Digital Network System.
Дмитрий Алексеев. Фото: источник
В том же году приятели открыли первый магазин во Владивостоке. Одно из помещений выделили под сборку компьютеров, а комплектующие стали закупать в Москве — на удивление это оказалось дешевле, чем в Китае по соседству.
Помимо Дмитрия Алексеева, среди учредителей девять человек: Юрий Карпцов, Константин Богданенко, Сергей Мещанюк, Александр Фёдоров, Андрей Усов, Юрий Чернявский, Алексей Попов и Дмитрий Вознесенский. Как нашел RB.RU в сервисах по проверке контрагентов, ранее среди учредителей DNS был и Вадим Комоза, позднее он исчез из списка. Сейчас в нем, среди прочих, числится Ольга Комоза. Нам не удалось выяснить, кем Ольга приходится Вадиму, а в компании DNS не ответили на наш запрос. Остальные по-прежнему в бизнесе на руководящих позициях.
«Модель, когда компания должна принадлежать работникам, а основатели — работать в бизнесе, я считаю правильной», — говорил Дмитрий Алексеев в 2013 году.
Согласно данным Rusprofile, сегодня у Алексеева и Карпцова, финансового директора DNS, примерно равные доли в компании — 44,35% и 44,64% соответственно. Между остальными учредителями доли распределены так:
Константин Богданенко | 3,89% |
Сергей Мещанюк | 2,78% |
Ольга Комоза | 2,32% |
Александр Фёдоров | 0,84% |
Андрей Усов | 0,53% |
Юрий Чернявский | 0,49% |
Алексей Попов | 0,14% |
Дмитрий Вознесенский | 0,02% |
Росли быстрее, чем конкуренты
В начале 2000-х рынок компьютерной техники был наводнен продукцией, попавшей в Россию по серому импорту. Магазинам было непросто конкурировать с мелкими фирмами, которые ввозили товары неофициально. К 2005 году властям удалось вывести рынок электроники из тени, благодаря чему выросли продажи в обычных магазинах.
В это время основатели DNS решают открыть второй магазин — в Находке, а затем третий — в Хабаровске. В 2006 году появляется точка в Иркутске, еще через два года — в Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске, Томске и Абакане. В течение 2008-2009 годов появились магазины в Чите, Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, Челябинске, Ростове-на-Дону, Южно-Сахалинске. В этих регионах у DNS не было сильных конкурентов, поэтому компания успешно осваивала их.
После 2009 года число магазинов сети увеличивалось ежегодно на 70% — помимо выхода в новые регионы, расширялись также там, где уже работали точки. Сеть DNS в это время представляла собой более 50-ти разрозненных юрлиц, зарегистрированных в разных городах. За каждым из учредителей числилось несколько компаний.
Один из магазинов бренда. Фото: источник
Позже это обернулось для них проблемой: в 2014 году из-за непрозрачности бизнеса 15 его складов опечатали таможенники. После этого в марте 2018 года в DNS провели реструктуризацию: большую часть юрлиц объединили в ООО «ДНС Ритейл» — центр прибыли ООО «ДНС Групп».
Выручка DNS росла быстро — на 65% в 2012 году, на 50% в 2013 году, — в основном за счет открытия новых торговых точек. Как рассказывали сами основатели DNS, они руководствовались таким принципом: открывали магазины там, где «был гарантированный поток покупателей». Деньги на открытие и развитие новых точек брали из прибыли уже работающих, иногда пользовались кредитами.
«Мы — маленькая деревенская компания, у нас не было задачи построить большую. Это другая стратегия, а не “надуться и продаться”, поэтому инвестиции нам никогда не были нужны», — объяснял Дмитрий Алексеев нежелание обращаться к инвесторам.
В 2013 году магазинов DNS было уже более 700 в 240 городах России, в том числе в Москве. Как правило, это были небольшие супермаркеты на арендованных площадях размером 300-500 кв. м. Но работала и пара десятков гипермаркетов с площадью до 1 тыс. кв. м.
Чтобы упростить логистику, партнеры открыли 10 распределительных центров общей площадью 30 тыс. кв. м. А еще у компании появились сборочные центры в Подмосковье (в Старой Купавне) и в Новосибирске.
Популярные товары Dexp. Скриншот: источник
Компания с самого начала была не только продавцом, но и производителем техники. В 2010-х годах под марками DNS, DEXP, ZET она выпускала стационарные компьютеры, ноутбуки, мониторы, смартфоны, компьютерные аксессуары. Отзывы о них были разные, но техника бренда выделялась низкой ценой.
В 2012 году в городе Артем Приморского края заработал построенный DNS завод. Его мощности позволяли собирать 60 тысяч компьютеров и ноутбуков в месяц. Так компания уменьшила свою зависимость от поставщиков. Также там тестировали смартфоны и планшеты, собранные по заказу компании в Китае и на Тайване. По итогам того же 2012 года выручка DNS составляла 86,4 млрд рублей.
Смелый маркетинг и обвинения конкурентов
Такой стремительный рост не мог не настораживать конкурентов. Некоторые считали, что DNS демпингуют. Но сами основатели утверждали, что никогда не устанавливали цены ниже издержек. Маржа была до 5%, и чаще всего за полгода им удавалось выводить новый магазин в плюс.
«Мы обыгрывали конкурентов благодаря формату и ассортименту — это основные вещи», — рассказывал Дмитрий Алексеев.
Еще одно обвинение заключалось в том, что в центральных регионах DNS открывали свои магазины рядом с конкурентами, за счет чего получалось привлечь к себе горожан. Неясно, было ли это частью стратегии, но к рекламе у компании долгое время был особый подход: она предпочитала эпатажные способы привлечения внимания.
Талисман бренда — на двери магазина. Фото: источник
Например, в 2008-2009 годах сеть провела акцию «Убей свой аццкий моник»: оранжевый броневик — основного цвета бренда — давил старые мониторы, а их владельцы получали скидку на новые в DNS. А во время открытия магазина в Новосибирске устроили конкурс на лучший загар в костюмах инопланетян.
Зеленый инопланетянин — талисман бренда DNS, символизирующий технологии и уже ставший частью истории сети. Его придумал маркетолог Александр Холянов, один из сотрудников компании.
«Если разбираться, было много эпатажных вещей: конкурсы на длину юбки, броневик, конкурсы мокрых маек и так далее. Теперь мы знаем точно — это не работает. Это все весело, задорно, но статистически значимого эффекта нет никакого», — говорил гендир Дмитрий Алексеев. Кратко его вывод можно передать так: в рознице магазин рекламирует сам себя, а точнее, лучшей рекламой выступает качество товаров.
Новые направления и поглощение двух петербургских сетей
Помимо сети магазинов, владельцы DNS занимались развитием еще трех торговых направлений. Первое — сеть электронных дискаунтеров «Технопоинт». Это магазины-склады площадью до 2 тыс. кв. м, где заказы делаются через интернет или электронные терминалы. Так DNS начали осваивать онлайн-продажи раньше своих конкурентов.
Второе направление — магазины бытовой техники «Фрау Техника», и третье — Smart — компактные точки с самой популярной цифровой техникой (смартфонами, планшетами, аксессуарами и др.).
В апреле 2015 года все эти магазины объединили под одним зонтичным брендом DNS.
Логотипы направлений бренда
Кроме того, в апреле 2014 года группа компаний купила сеть «Компьютерный мир», в которую входил 21 магазин в Санкт-Петербурге и еще 11 точек в других городах Северо-Запада. Сделка помогла бренду закрепиться в новом регионе. Аналитики оценивали ее в 1,5-2 млрд рублей. На тот момент по объему продаж DNS уступала только «М.Видео».
А в марте 2019 года группа компаний купила петербургскую торговую сеть «Кей», состоящую из 29 магазинов и пунктов выдачи, — они перешли под бренд DNS.
В этом же году Дмитрия Алексеева и Юрия Карпцова, двух совладельцев DNS, назвали долларовыми мультимиллионерами — их состояние оценивали не менее чем в 380 млн и 340 млн долларов соответственно. А стоимость сети из 1800 магазинов в 400 городах — примерно в 790 млн долларов.
Штраф или суд — только не взятка
Владельцы DNS утверждают, что принципиально не обращались за поддержкой к местным властям, выходя в новые регионы. «Мы никогда не платили взяток, не искали крыши и договоренности, а просто тупо работали по закону. Я выучился на юриста, чтобы лучше понимать и разбираться в этом», — делился Дмитрий Алексеев.
По его словам, если компания что-то нарушала, то платила штрафы или судилась. К примеру, в 2009 году в Екатеринбурге DNS удалось вернуть изъятый полицией товар на 1,5 млн рублей — причиной изъятия якобы были жалобы потребителей. Один из руководителей утверждал, что нашлись «неформальные посредники», которые предлагали уладить проблему за 500 тыс. рублей, но обошлись без них.
Когда в 2014 году ФАС провела внезапную проверку DNS и других магазинов электроники, под арест попали 700 магазинов сети, а склады компании были арестованы. Власти решили проверить работу таможни, чтобы пресечь каналы нелегального ввоза товаров, а DNS, по мнению Дмитрия Алексеева, попала под подозрение как крупная участница товарно-денежных потоков.
Несмотря на арест, работа сети тогда не остановилась: благодаря товарным запасам в работающих точках создавались новые склады, выстраивалась логистика, позволяющая перевозить эти товары из одного магазина в другой.
Арестованный товар проверяли по серийным номерам полтора года. Компании пришлось приложить много усилий, чтобы избежать повторного растаможивания.
«Простые ребята» — лидеры рынка бытовой техники и электроники в России
В 2020 году DNS все-таки обогнала своего главного конкурента: его выручка составила 514 млрд рублей, в то время как у объединившихся «М.Видео-Эльдорадо» — 504 млрд рублей.
«Простые ребята из дальнего уголка России обогнали весь рынок бытовой техники и электроники», — написал тогда на своей странице в Facebook (Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ) Дмитрий Алексеев.
Несмотря на трудности, связанные с коронавирусом, которые в тот год переживал российский бизнес, DNS открыли 378 новых магазинов. Сергей Мещанюк, совладелец и директор по развитию DNS, рассказал, что успеху способствовали три фактора: адаптивность сети, обусловленная децентрализацией управления, повышение продаж за счет «курортно-отпускных» денег и повышенный спрос на технику для организации удаленной работы.
Кстати, росту компании не помешал и ее уход с «Яндекс Маркета» в 2018 году: DNS пошли против тенденции рынка и ничуть не пострадали. «Для компаний нашего размера входить в чужой маркетплейс глупо. Свой строить пока не хотим, так как верим в силу специализации», — говорил Сергей Мещанюк.
Однако летом 2024-го DNS все-таки вышли на Ozon. А на Wildberries в магазинах других продавцов сегодня можно найти технику торговых марок, принадлежащих DNS.
Магазин ООО «ДНС Ритейл» на Ozon
Как геополитика влияет на развитие сети DNS сегодня
За коронавирусом последовало новое испытание для российской экономики — санкции после начала спецоперации в Украине. 24 февраля, в день объявления президента, онлайн-магазин DNS на несколько часов перестал работать. В компании назвали это нештатной ситуацией. После этого цены в магазинах сети внезапно выросли на 30%. Владельцы бизнеса объяснили это тем, что продажи подскочили, и работа «превратилась в распределение дефицита».
«Мы оказались в новом мире, где, помимо роста курса, введены технологические санкции и пока непонятно, как будут происходить поставки большого перечня товаров. Я понимаю, что цены в магазинах вызывают раздражение, как и цифры на табло с курсами валют. Но такова реальность. Хочется верить в лучшее, но ситуация развивается по настолько плохому сценарию, что планировать что-то невозможно», — сообщил тогда в соцсетях Дмитрий Алексеев, глава ООО «ДНС Групп».
ФАС объявила, что проверит обоснованность повышения цен сетью. В августе 2023 года антимонопольная служба предложила DNS зафиксировать предельные цены на 100 позиций техники и электроники до конца октября.
Такую же рекомендацию служба дала лидерам сегмента в августе 2024-го, и DNS установила до конца сентября предельные цены на 75 позиций техники и электроники. «М.Видео» и «Ситилинк» также зафиксировали цены на некоторые категории товаров.
Когда импорт товаров усложнился из-за высокого валютного курса, нарушения международной логистики и разрыва сотрудничества некоторых зарубежных производителей с Россией, DNS сделали ставку на создание и развитие собственных торговых марок (СТМ). Это было возможно благодаря своему производству в России и Азии.
Сегодня сеть предлагает несколько СТМ, главное преимущество которых — низкая цена:
- Dexp — офисная, компьютерная и бытовая техника;
- Aceline — бюджетная электроника и расходники, а также бытовые товары;
- Ardor — техника и мебель для геймеров;
- Finepower — инструменты;
- Fiero — аудиотовары;
- Keyron — компьютерная периферия и аксессуары;
- OneTwo — посуда, бытовая химия и хозтовары;
- Reoka — малая бытовая техника: кофеварки, кофемолки и др.;
- Eigen — крупная бытовая техника: холодильники, духовки, посудомойки;
- Kenshi — гаджеты: планшеты, фитнес-часы и др.
К 2027 году DNS планирует получить более 60% выручки за счет продажи товаров под собственными торговыми марками.
Несмотря на непростое начало, по итогам 2022 года ООО «ДНС Групп» занимало шестое место в первой десятке крупнейших ритейлеров России, уступая X5 Group, «Магниту», Wildberries, Mercury Retail Group Limited и Ozon. А с начала 2023-го, по данным GfK, она охватывала 30% рынка продаж бытовой техники и электроники в денежном выражении.
Стоимость компании оценивают в 185 млрд рублей. Прибыль за прошлый год составила 42 млрд рублей, а выручка — 727 млрд. За последние пять лет этот показатель только рос.
2019 | 309 млрд руб. |
2020 | 428 млрд руб. |
2021 | 562 млрд руб. |
2022 | 597 млрд руб. |
2023 | 727 млрд руб. |
Динамика выручки ООО «ДНС Ритейл». Источник — Rusprofile
2019 | 59 млрд руб. |
2020 | 88 млрд руб. |
2021 | 108 млрд руб. |
2022 | 144 млрд руб. |
2023 | 185 млрд руб. |
Рост стоимости ООО «ДНС Ритейл» по годам. Источник — Rusprofile
Интересно, что геополитическая ситуация не повлияла на планы DNS выйти на зарубежный рынок — компания планировала экспансию в «дружественные» страны. В мае 2021 года DNS вышла на рынок Казахстана, а 2024 год ознаменовался появлением компании сразу в двух странах — Кыргызстане и Беларуси.
Фото на обложке: Shutterstock // Sharaf MaksumovНашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 «Товары попадают в Россию чудом»: главное из интервью сооснователя DNS Дмитрия Алексеева
- 2 DNS начала выкупать постаматы обанкротившейся сети PickPoint
- 3 DNS вслед за «Ситилинком» зафиксировал предельные цены на некоторые товары
- 4 ФАС рекомендовала продавцам бытовой техники самостоятельно ограничить цены
- 5 Глава DNS Алексеев предупредил Бакальчук о риске полной потери Wildberries
ВОЗМОЖНОСТИ
14 октября 2024
14 октября 2024
14 октября 2024